Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,843,591 46,006
 

  Paul ( Слушатель )
11 янв 2010 18:30:16

Тред №179174

новая дискуссия Дискуссия  188

И вообще, тема погрома в те годы конструкторских КБ и научных учреждений слишком многогранна и сложна, ИМХО, чтобы ее вот так просто обсуждать..Слишком много факторов было.. Вот за что Туполев сидел? Я так слышал много версий, и не все из них его оправдывают..Мне кажется, что одним из факторов стал анализ ситуации в оборонной промышленности конца 30 годов. Если коротко, то примерно так - потрачены были неимоверные деньги, в том числе и валюты, жизненно необходимой тогда стране, куча ресурсов, а самое главное - времени, которого-то, в предверии войны и не было, и что? Ну ка, примеры удачных образцов вооружения, поставленных на поток в то время? После событий в Испании стало ясно, что почти все вооружение РККА уже не вполне отвечает требованиям времени. Ситуацию надо срочно исправлять. И с чем СССР подошел к концу 30-х? Танки - разработок тьма, бабла немеряно потрачено, на вооружение принимать что будем? БТ-7? Т-38? Ну да, приняли, и что? Где перспективные разработки, в корне улучшающие характеристики? Авиация? Двигатели? Примеры! Артиллерия?  Тут получше, но все равно, танковые пушки, зенитные? Где? Чем занимался все эти годы тот же научно-исследовательский институт № 3? Где то, чем можно вооружить армию? Вообще-то деньги ему выделялись именно для этого.. А ситуация не терпит, война-то на пороге, это было уже всем понятно, промышленное производство за месяц не развернешь, решать надо сейчас! И что производить будем, а? Чем занималась все это время орава народу? Вот часто поминают, к примеру Бекаури, типа непризнаный гений, опередивший эпоху..Может и так, только велик ли от него реальный выхлоп был? Тот же Туполев, чего там после СБ на вооружение принято было? Правильно, Ту-2, сделаный как раз в шараге, при всем моем уважении к Туполеву.. И так почти везде.
Так что, ничуть не пытаясь умалить таланты конструкторов, составляющих славу России, хотел бы призвать принять во внимание и тогдашнюю ситуцию..Если коротко, то к 37-39 годам она была весьма плачевна.. Денег потрачена уйма, армию перевооружать почти нечем.. Естественно, я не утверждаю, что все произошедшее тогда было правильным, но и эти факторы, ИМХО, необходимо принимать во внимание.. Слишком сложно все это тогда было, и слишком мало мы знаем сейчас о реалиях тех времен..
Отредактировано: Paul - 11 янв 2010 18:33:12
  • +1.80 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  starik ( Слушатель )
11 янв 2010 19:01:37

Верно ! Форс-мажор, а дело не двигалось, а некоторых отраслях и ухудшалось. Вот вам и  знаменитая фраза: "Кадры решают всё", они действительно всё в то время и решали, вот вам и молодые наркомы, которые начали работать 24 часа в сутки доходя до обмороков от усталости. Возможно даже, это версия, что Берия стал прятать, от любителей писать доносы, талантливых  людей в "шарашки", а может изолировал, чтобы соблазн не возникал у других  наложить на них лапу, кто его знает. Однако результатом всего этого дела рывок военной экономики 1941 -42 года. А ведь мероприятия в то время проводились не слабые,
посмотрите, что сделано за это время и это всего лишь за шесть лет. Это как нужно стране пахать чтобы успеть сделать, а сколько не успели ? Сколько сил отобрала внутренняя борьба, с удельными князьками-партократами их же нужно было на короткий поводок посадить, чтобы не  замышляли непотребное.

В 1935-1941 годах руководством СССР был проведен ряд крупных мер по повышению боеготовности советских Вооруженных Сил:
1)  перевод Красной армии в 1935-1939 годах на кадровую основу;

2) введение всеобщей воинской обязанности в 1939 году;

3) создание и развертывание серийного производства нового поколения танков и самолетов в 1939-1941 годах, до войны;

4) стратегическое мобилизационное развертывание Вооруженных Сил в 1939-1941 годах из армии мирного времени в армию военного времени (до войны!), с 98 дивизий до 303 дивизий;

5) создание и сосредоточение на западных границах в 1939-1941 годах армий прикрытия невиданной в истории человечества для мирного времени численности в 186 дивизий, с учетом 16 дивизий второго стратегического эшелона, прибывших в армии прикрытия до войны;

6) подготовка Западного ТВД к войне - аэродромы, укрепрайоны, дороги.

В апреле-июне 1941 года, с нарастанием угрозы войны,были приняты дополнительные срочные меры по повышению боеготовности, включавшие:
призыв в апреле-мае 793 тысяч резервистов для пополнения войск западных военных округов почти до штатов военного времени;
директива начальника Генштаба от 14 апреля о срочном приведении в боеготовность всех долговременных огневых сооружений, укрепленных районов с установкой в них оружия полевых войск при отсутствии табельного;
скрытая переброска с 13 мая из внутренних округов войск второго стратегического эшелона в западные округа с приведением их при этом в боеготовность - 7 армий 66 дивизий (16, 19, 20, 22, 24 и 28-я армии, 41-й стрелковый, 21-й и 23-й механизированные корпуса);
приведение в боеготовность 63 дивизий резервов западных округов и выдвижение их ночными маршами, скрытно, с
12 июня в состав армий прикрытия этих округов (Директива НКО от 12.06.41);
приведение в боеготовность и скрытый вывод под видом учений в месте сосредоточения 52 дивизий второго эшелона армий прикрытия из мест постоянной дислокации (Приказ НКО от 16.06.41);
вывод дивизий первого эшелона армий прикрытия в укрепрайоны по телеграмме начальника Генштаба от 10.06.41 и указанию наркома обороны от 11.06.41 - с начала июня;приведение всех войск ПрибОВО и
ОдВО в готовность 18-21.06.41;
создание с апреля 1941 года командных пунктов и занятие их 18-21 июня срочно сформированными фронтовыми управлениями; создание группы армий С. М. Буденного на линии Днепра 21.06.41;
досрочный выпуск по Приказу НКО от 14 мая изо всех училищ и направление выпускников в западные приграничные округа;
Приказ НКО № 0367 от 27. 12.40 и его повторение 19.06.41 о рассредоточении и маскировке самолетов и т. п.;
направление зам. наркома обороны генерала К. А. МерецковаИ. В. Сталиным в ЗапОВО и ПрибОВО для
проверки боеготовности ВВС округов 14.06.41;
издание Директивы НКО и Ставки (№ 1) приведения в боеготовность войск западных военных округов (подписана 21.06.41 в 22. 00, так как С. К. Тимошенко и Г. К. Жуков уже в 22.20 вышли от Сталина, получив одобрение им этой директивы, отправив ее с Н. Ф. Ватутиным на узел связи Генштаба).
Всего в боевую готовность до нападения немцев были приведены, таким образом, 225 из 237 дивизий Красной армии, предназначенных для войны против Германии и ее союзников по планам обороны.

Не были проведены в жизнь до войны только две важные меры - всеобщая мобилизация в стране и ввод войск в предполье укрепрайонов.
Стратегическое мобилизационное развертывание Красной армии до войны в армию военного времени (5,4 миллиона человек), создание огромных армий прикрытия, скрытая мобилизация дополнительно 793 тысяч запасных и другое позволили осуществить практически большую часть мер, предусмотренных всеобщей мобилизацией, в силу чего надобность в проведении ее до войны отпала.
Уже в мирное время были сформированы все 303 дивизии, запланированные для войны. Было сделано все главное, что страна должна была и могла сделать для успешного отражения надвигавшейся агрессии, если не затрагивать вопроса о качестве наших войск в сравнении с гитлеровскими. Качество появилось начиная 1942 года. Недаром перед войной Сталин говорил, что паритет будет в 1943 году, трезво оценивая обстановку.

Вот как говорит об этом  Молотов.

"Сто сорок бесед с Молотовым" Ф. И. Чуев

-Перед войной мы требовали колоссальных жертв – от рабочих и от крестьян ...

 -Готовились с колоссальным напряжением, больше готовиться, по-моему, невозможно.

 - Из кожи лезли, чтоб подготовить страну к обороне .  .  .

  -Нам не на что надеяться, давайте мы своими силами, и внушал веру: вера очень многого стоила. Но каким путем? Индустриализация во что бы то ни стало. На первом месте – тяжелая промышленность, ограничить себя в потребительской области.
  • +1.34 / 11
  • АУ
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
11 янв 2010 19:10:17

Paul - эпизод с Туполевым как раз говорит об ошибках И.В.Сталина.
Запрятать арестовать человека создавшего основные типы тяжелых самолетов и одного из титанов тащивших в стране авиапром это и есть ошибка.
Ну вот написал А.С.Яковлев
-----------------------------
...1937 год. В Испании оперативно улучшенные немцами истребители Ме-109 с более мощными моторами начинают активно сбивать туполевские бомбардировщики СБ. Сталин крайне огорчен: опять пороки у машин этого "старого специалиста". Почему он вовремя не улучшил свой СБ, ведь Яковлев доказал, что это возможно. Необыкновенно быстро созданный им двухмоторный самолет Як-4 с теми же моторами, что у СБ, летает на 100 км быстрее!
Срочно запустив ББ-22 в серию, военные вскоре убедились, что безоружный Як-4 им не нужен, а при установке на него всего двух оборонительных пулеметов и необходимого оборудования выигрыш в скорости исчез. Несколько сотен ББ-22 снимают с вооружения, в войне с немцами они не пригодны.
1942 год. В Омске налажен выпуск самолетов Ту-2, максимум примерно 2-2,5 самолета в сутки, то совсем неподалеку были два авиазавода, выпускавшие уже устаревшие Ил-4. Обладавшие большей дальностью и приемлемой скоростью (меньшей, чем у Ту-2), Ил-4 отличались одним существенным недостатком: слабым оборонительным вооружением (всего два ШКАС). Потери этих машин были так велики, что пришлось их перевести на ночное бомбометание, которое было малоэффективным.
Возникала естественная мысль о переводе заводов, выпускавших Ил-4 на Ту-2. Однако вскоре пришла телеграмма за подписью Сталина: производство Ту-2 прекратить, взамен их наладить выпуск истребителей Як"

----------------------------------------

И что? Выбили генеального конструктора из ритма,  Как итог получили гениальный самолет в разгар войны в условиях нехватки производственных мощностей в результате:
--------------------------------------------
Производство самолетов Ту-2 было восстановлено только в 1943 году. За период 1942-1945 г.г. было построено всего 1216 самолетов Ту-2, по некоторым данным 800 самолетов за годы войны (80 самолетов первоначально). Для сравнения аналогичный самолет Люфтваффе Ju-88 был выпущен в количестве 15200 самолетов.
--------------------------------------------

Вот цена ошибки и цена шаражки. Не стоит все одним цветом красить. Великий человек, тем и велик, что он хоть и просто человек со всеми его ошибками и недостатками, но  зато дела свершил великие. А ошибки, это от природы человеческой.
  • -0.22 / 3
  • АУ
 
 
  Paul ( Слушатель )
11 янв 2010 19:28:59

Ну, я бы не стал на твоем месте цитировать мемуары Яковлева.. Слишком уж он, э-э, неоднозначная личность..Как и его деятельность.. Но говорилось-то не о том! Ты уверен, что проект "103" вообще был бы доведен до ума в другой ситуации? Не стал бы ждать двигателей, под которые пректировался до скончания века? А что еще именно в те годы Туполев предлагал? Ситуация ведь была критическая, двигателисты утверждали, что вот-вот создадут и поставят на поток современный двигатель, авиаконструкторы за нехилое бабло создавали под гипотетические двигатели гипотетические самолеты, превышающие все мировые стандарты, только вот производить было, увы, нечего.. Воевали-то на чем?? На 105? Где, блин, народное бабло? Очень здорово было заявить, что если мне дадут супердвижок, то получите супербомбер.. Так, наверное, и я смогу.. Покажите мне двигло, габаритами с АЛ-31, и тягой в 60 тонн, я вам такое замастрячу! На вооружение товарищу Сталину что принимать надо было? Проэкт, али реальный самолет? Вот в чем основная проблема-то была..

P.S. Ну-ка, навскидку, под какое двигло "103" проектировался? А на каком в массовую серию пошел? О!! Вот и я об этом..
  • +0.86 / 7
  • АУ