Как долго продлится их тернистый путь в «европейский рай», не берется предсказать ни один эксперт.
И этот исторический день настал. Европейский Союз 25 июня официально открыл с государствами-кандидатами Украиной и Молдавией переговоры о членстве. Они стартовали с межправительственных конференций (МПК) ЕС с каждой из этих стран, которые состоялись в Люксембурге. В практике расширения — это переговоры между страной-кандидатом и правительствами еврообъединения, на которых обсуждаются и согласовываются положения договора о вступлении.
На МПК принимающая (европейская) сторона представила недавно утвержденные рамочные условия, которые станут основой для дальнейших переговоров, определят их содержание, формат и порядок.
Заблуждается тот, кто полагает, что претенденты уже могут разглядеть свет в конце туннеля. Евробюрократия на то и считается образцовой, что там «поторапливаются не спеша». Очень даже не спеша...
Итак, после МПК начнется подготовительный процесс к основной части переговоров. Речь о так называемом «скрининге» — анализе законодательства каждой страны-кандидата на соответствие праву ЕС. Обычно этот процесс длится не менее года. Но из брюссельской штаб-квартиры прошла утечка, что для Киева и Кишинева он может завершиться и пораньше. Дескать, там «хорошо известен уровень подготовленности обеих стран».
В Киеве как бы ненароком сообщили, что правительство сработало на упреждение: проанализировало национальное законодательство и даже с февраля по май провело этап предварительных сессий с ЕС. Ожидается, что скрининг (уже официальный!) начнется в июле. Это будут двусторонние встречи, в ходе которых страны покажут уровень близости своего законодательства к праву ЕС по всем переговорным разделам. Обмен мнениями завершится отчетом Еврокомиссии о соответствии по каждой из 33-х глав.
Возможны объективные задержки. После недавно прошедших выборов в Европарламент исполнительные органы ЕС находятся в стадии переформирования. Впрочем, ключевые фигуры уже определены. Так, новым председателем Евросовета вместо Шарля Мишеля станет бывший глава правительства Португалии Антониу Кошта. А действующий премьер-министр Эстонии Кая Каллас займет пост верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности, сменив надоевшего всем Жозепа Борреля. Главой Еврокомиссии на второй срок останется «Брюссельская фурия» Урсула фон дер Ляйен, которая, похоже, успешно подавила заговор против себя (любимой) бельгийца Мишеля, отправив его куда подальше — в кресло рядового евродепутата.
Движемся дальше по тернистой дороге, которую предстоит пройти кандидатам. После скрининга стороны приступят к первому блоку переговоров. Согласно новой методологии Евросоюза (от 2020 года), они начнутся с глав 23 (судебная система и основные права) и 24 (правосудие, свобода и безопасность), поскольку эти положения, как считают в Брюсселе, фундаментальные. Ни одна другая переговорная глава не окажется закрытой, пока не будут достигнуты промежуточные контрольные показатели по этим двум разделам.
Цель понятна: государство-кандидат обязано полностью принять законодательство ЕС и при вступлении обеспечить его абсолютное соблюдение. Переговорный процесс завершится только после закрытия всех 33-х переговорных глав, сгруппированных в шесть тематических блоков.
Прогресс в блоках верховенства права, прозрачности и подотчетности госорганов и процедур, а также антикоррупционной политики имеет решающее значение на европути Украины. Именно от этого зависит «скорость ее движения к членству». Что касается Молдавии, то к ней те же требования, но есть и дополнительные: укрепление судебной системы и борьба с отмыванием денег.
Как долго будет тянуться этот этап, предсказать невозможно. Темп зависит от скорости реформ в каждой стране. В Брюсселе намекнули, что одновременное начало переговоров с Украиной и Молдавией не означает, что они одновременно вступят в Евросоюз.
Ориентировочная цель — достичь необходимой кондиции кандидатов к 2030-ому году. Однако большинство западных экспертов считают этот срок нереалистичным.
Особенно много вопросов к Украине. Та же Венгрия, которая с 1 июля рулит на ближайшие полгода в Совете Европы в качестве председателя, намерена уделять больше внимания евроустремлениям стран Западных Балкан, а не Украине с Молдавией. Более того: Будапешт собрался инициировать проверку, насколько Киев соответствует требованиям (в частности — по вопросу о правах венгерского меньшинства в Закарпатье).
Напомню, что в новый «пакет расширения» (помимо Украины и Молдавии) входят еще восемь стран-кандидатов. Это рекордное число! У каждого претендента есть свои козыри, но и свои «скелеты в шкафу». Как привести всю это разношерстную публику к общему знаменателю? Ясно, что реформироваться должен и сам Евросоюз. Но если начистоту, Брюссель к этому процессу еще не приступал. Так что срок присоединения Украины и Молдавии к ЕС зависит и от того, сколько времени понадобится действующим членам объединения, чтобы приспособиться к волне новобранцев. Не захлестнет ли она счастливчиков, уже имеющих пропуск в Евросоюз? Тем более, что некоторые из них уже подумывают о том, как его покинуть...