Цитата: Luddit от 05.08.2024 22:10:37А с обработкой ОЯТ чем будет отличаться?
Технологиями растворения, осветления и осаждения. Исследования продолжаются, время есть. Сначала надо разобраться с наиболее широко используемым топливом и его переработать. Будут сначала хранить в пристанционных хранилищах АЭС, потом в сухом хранилище ГХК (мокрое уже, наверно, заполнено). До 2024 года накоплено 3600т ОЯТ ВВЭР Советского времени, 9800т после развала СССР. Мокрое хранилище ОЯТ ВВЭР ГХК вмещает 7600т, сухое ОЯТ ВВЭР - 8900т, всего 16500т. Заполнение предполагается к 2040 году. До этого технологию отработают не только в лабораторных и опытных условиях. Могут перенастроить уже стоящее оборудование в ОДЦ на ГХК или в построенном модуле фабрикации БРЕСТ-ОД-300 или их последователей.
Возможно, я ошибаюсь, но окончательно еще не выбрали ни состав оболочек твэл, ни состав топлива. Там весь смысл в предотвращении паро-циркониевой реакции с выделением водорода при превышении температуры во время аварии с отключением внешних источников, когда не происходит расхолаживания реактора. Вот вместо существующих материалов оболочки с содержанием циркония предлагают либо покрывать в них цирконий хромом, чтобы цирконий непосредственно с паром, если вода начнет испаряться, не взаимодействовал, либо заменить существующий материал на хром-никелевый сплав 42ХНМ.
А еще для снижения температуры предлагают делать таблетки не из диоксида урана с низкой теплопроводностью, а из уран-молибденового сплава с высокой теплопроводностью.
Причем исследуют все возможные комбинации оболочек и материала таблеток и выберут в конечном итоге лучшую по температуре и надежности.
Уже делали маленькие партии и того, и того, загружали в исследовательские реакторы. Теперь сделают партию по-больше, проведут несколько компаний (время между перегрузками топлива, в реактора ВВЭР-1000 это 12 или 18 месяцев), все проверят и поизучают. Выберут, что надежнее.
Более подробно читайте
здесь.С точки зрения переработки: у всех ТВС спиливают концевики, распиливают на мелкие кусочки в атмосфере азота, чтобы не загоралось, если металлическое топливо, или чтобы не создавалась высокая концентрация водорода, заливают водой, чтобы покрыть измельченные части до-верху, затем доливают азотной кислоты. Ну, а потом, в зависимости от состава сталей оболочек и топлива. Либо подогревают раствор, либо он сам греется из-за экзотермической реакции. Иногда продувают для удаления водорода. А потом осветление, осаждение различных компонентов и сепарация различными способами. Если интересно, почитайте на сайте ВНИИНМ им. А.А. Бочвара или в журнале
"Атомная энергия"