На "Армии-2024" впервые представили тяжелый ударный БПЛА "Гром" в абсолютно новом исполнении. По сути это не изменение предыдущего макета, а с нуля разработанная новая машина.
Макет, который сначала показали на "Армии-2020", пока без шасси:
На следующем форуме "Армия-2021" тот же самый макет был уже на шасси с колесиком абсолютно несерьезного диаметра, явно не на 7 тонн взлетной массы:
Предполагалось использовать 2 двигателя от Як-130 АИ-222-25 с тягой до 2,5 тонн и без форсажного режима. Сам БПЛА был низкий (от крыла до земли где-то 1,5 метра).
...
Новый "Гром" выглядит крупнее и серьезнее. Возможно, это уже не просто макет, а первый прототип, который будет проходить летные испытания.
Колёса шасси уже вполне солидного размера, рассчитаны на большую массу. Передняя стойка внушает доверие. Похоже, это колёса от Як-130:
В новом "Громе" решили отказаться от дорогой двухдвигательной схемы в пользу однодвигательной. Причем двигатель, судя по всему - серии РД-33 от МиГ-29М или МиГ-35, с тягой на основном режиме 5,5 т, на форсаже 8,8-9 т и на особом режиме - 9,4 т.
То есть он и без форсажа уже на 10% мощнее чем два АИ-222-25, а включение форсажа при взлёте позволит значительно увеличить боевую нагрузку или сократить дистанцию разбега.
Если у "Грома" максимальная взлетная масса будет порядка 7,5-8 тонн, то тяга на форсаже превысит массу всего аппарата на 20% при максимальном взлетном весе и на 30-35% при средней нагрузке. Можно будет даже без пороховых ускорителей взлетать чуть ли не вертикально или с использованием небольшой мобильной катапульты.
Также бросается в глаза упрощение конструкции в пользу классической самолётной схемы с одним килем и горизонтальным хвостовым оперением в отличие от модной "стелсовой" с двумя наклонными килями и без отдельного горизонтального оперения у предыдущего "Грома". Возможно, при этом беспилотный ведомый становился менее заметным чем основной пилотируемый самолёт, и не брал на себя удары ракет противника.
Большее сечение фюзеляжа у нового "Грома" позволит установить полноценную БРЛС вроде Жук-А/МА (судя по всему, габариты внутреннего отсека для вооружений тоже увеличились). Более высокое расположение крыла и воздухозаборника над землей упростит эксплуатацию в суровых условиях и позволит подвешивать под крыло более крупные бомбы (КАБ, УПАБ, УМПК, УПМБ).
_____________________________
В будущем у нас может получиться следующая линейка тяжелых ударных реактивных БПЛА/ведомых.
1. Дешевый и достаточно массовый "Гром". Размах крыла 9,5-10 м, двигатель РД-33К/МК, тяга 5,5/9 т, взлетная масса 7-8 т, боевая нагрузка 2-2,5 т, дальность 1500-2000 км.
2. Более дорогой Су-75БПЛА "Шах и Мат", унифицированный с пилотируемым Су-75. Размах крыла 11,8-12 м, двигатель АЛ-41Ф1, тяга 9,5/15 т, взлетная масса 18-19 т, боевая нагрузка 7 т, дальность 3000 км.
3. Ещё более дорогой сверхтяжелый БПЛА С-70 "Охотник", во многом унифицированный с Су-57. Размах крыла - 19 м, двигатель АЛ-51Ф1, тяга 11/18 т, взлётная масса 25 т, боевая нагрузка 8 т, дальность 6000 км.