AndreyK-AV ( Практикант ) | |
02 сен 2024 19:40:12 |
ЦитатаСТРОЙКА ВЕКА
12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие – жители города и крестьяне из окрестных сел.
20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе – «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.
Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки – Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан – архитектор-бизнесмен, глава собственной – достаточно крупной – проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.
В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».
Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.
Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.
24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.
В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР
Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.
Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза – перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».
Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых – озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».
Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года – расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.
В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата – конец 1930 года. Позже дата уточняется – 15 июня 1930 года.
Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».
Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении – состоялся 17 июня 1930 года.
Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».
Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».
Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив – поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь – практически на пустом месте – разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.