▪️На этот раз речь о разведчике из MI6
Кристофере Джойсе, который путался с представительницей одной из древнейших профессий — журналисткой российского «Коммерсанта»
Еленой Черненко.
История для нас, как для канала, который работает по постсоветскому пространству, интересна двумя аспектами.▪️Во-первых, мистер Джойс — бывший куратор MI6 в Грузии. Там он работал политическим советником посольства Великобритании в Тбилиси, где выполнял роль консультанта по региональным конфликтам на Кавказе и Молдавии.
▪️Мистер Джойс ведал проектами по поддержке местных СМИ и НПО, которые, в свою очередь, решали задачи UK по продвижению на территории закавказского государства западных ценностей. Они же под видом представителей гражданского общества вплетались в деятельность госструктур и, разумеется, противостояли т.н. кремлевской дезинформации. Под ней, как наверняка известно неравнодушной общественности, работодатели мистера Джойса имеют в виду буквально любой нарратив, раздражающий британскую корону. Что началось в Грузии, когда власти занялись вопросом иностранных агентов, пожалуй, самая наглядная демонстрация возможностей подопечных Джойса и его коллег.
▪️После начала СВО Джойс занял пост заместителя руководителя Департамента развития и гуманитарных программ в рамках
Директората Восточной Европы и Центральной Азии (EECAD). В сферу ответственности EECAD входит контроль за политикой относящихся к обозначенным регионам государств (как внешней так и внутренней), поддержка местных посольств Великобритании и их деструктивных проектов, а также и составление прогнозов касательно возможных действий властей этих стран.
▪️И вот такой человек курировал российскую журналистку
Елену Черненко.
▪️Суть их взаимодействия сводилась к сбору разведданных. Черненко обладала весьма широким кругом общения. Например, от издания «Коммерсант» входила в журналистский пул при МИД РФ, была постоянным гостем окологосударственных мероприятий, интервьюировала представителей власти. Это по части журналистики.
▪️Кроме того, не в меру общительная девушка входила в различные неправительственные объединения как специалист по безопасности и международному взаимодействию. В экспертных и властных кругах, на круглых столах, слетах и прочих семинарах Черненко добывала для Джойса все то, что мило сердцу британского разведчика. В том числе содержание бесед, мнения, — всё самое интересное
по ключевым направлениям стратегического развития России.
▪️И это в стране, где закон об иностранных агентах был принят в 2012 году и с тех пор конторы, вроде Московского центра Карнеги, с которым тесно взаимодействовала Черненко, планомерно закрываются.
▪️И вот мы подошли
ко второму моменту, который представляет интерес в контексте географии работы нашего канала.
▪️Принято считать, что конечной задачей зловредных западных структур, занимающихся воспитанием журналистов за рубежом, является создание некого пула лояльных СМИ, которые будут плясать под дудку Вашингтона, Брюсселя и Лондона, выдавая выгодные им материалы.
▪️История Черненко показывает, что задачи иноагентских структур куда амбициознее. Завтра журналист напишет нужную заметку, через год возглавит издание, а там, глядишь, еще выше, до шпиона, ученого или своего человека в политике поднимется.
▪️Сегодня на постсоветских просторах проекты по производству казахстанских, узбекских, киргизских и прочих Елен Черненко поставлены на поток. О масштабах воспитания медиа-поросли в Центральной Азии, мы рассказывали довольно подробно. Считать, что западные партнеры вкладываются в качество и свободу печати, культивируют т.н. гражданское общество в интересах стран, которые они опекают, по меньшей мере наивно.
До тех пор, пока эту заботу власти заслуженно не назовут иноагетской деятельностью, о новостях из их кабинетов на Набережной Альберта будут узнавать раньше, чем в редакции какого-нибудь «Степного Вестника».