Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,643,919 18,566
 

  Superwad ( Слушатель )
30 сен 2024 12:02:20

Наиль Хайруллин: «Делается все, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию»

новая дискуссия Новость  1.946

Наиль Хайруллин: «Делается все, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию»
Статья большая - сюда не влазит

Пару выдержек
Цитата— Ваш прогноз: удастся перезапустить Ту-214?

— А куда деваться? Ведь ничего больше нет. У МС-21 заявленной дальности в обозримом будущем не будет. То, что дело неладно, я понял давно, когда после остановки поставок материалов из-за рубежа сказали, будто в России нет пан-нити, чтобы делать композитное крыло. Она в России есть давно. В свое время мы работали с одним подмосковным заводом, который ее делал. Его директор тогда сказал: «Мы вам всю годовую программу закроем, если найдете нам 300 тысяч рублей на развитие производства». Я нашел. В общем, было понятно, что санкции — это только отговорка, предлог для затягивания проекта — просто что-то не получается.

Кстати, уже после меня КАПО свой композитный цех потерял — отдали «АэроКомпозиту». Просто нонсенс! Мы сами делали углепластиковую механизацию крыла, а теперь КАЗ должен ее где-то заказывать. Завод тогда получил новые немецкие автоклавы, планировал расширение, чтобы выйти на 20 самолетов в год. Не зря я до последнего держался за статус ФГУП, через совбез решал вопрос о том, чтобы нас не акционировали — как стратегическое предприятие, которое просто необходимо государству. Но потом кто-то все-таки пробил акционирование. А еще был у нас учебный центр по подготовке наземного и переподготовке летного состава. Где он? Его нет. Были мастерские, где готовили токарей, слесарей. Что с ними? Их нет… Пока никаких поводов для радости не вижу — делается все, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию.


ЦитатаДолжна быть госполитика. Советская авиастроительная школа была одной из сильнейших. А что сейчас из себя представляет ильюшинская фирма? А туполевская? Прочнистов не найти, а у «Туполева» они были лучшие, поэтому и машины получались неперетяжеленные. Разогнали таких специалистов! Десятилетия нужны, чтобы человек был в своей теме. А в Жуковском что творится? Аэродром совместного базирования. Как такое возможно сотворить с испытательной базой? И никто не знает, что делать.


Цитата— Как оцените приход в «Туполев» Константина Тимофеева?
— Это хорошо, что он летчик, только жаль, что не производственник. И потом, боюсь, его тоже сломают.
— Вы знакомы?
— Со времен моих полетов в Куркачах.
— Начали летать, когда пришли на завод?
— Мечта была с детства, даже собирался поступать в летное училище, но на медкомиссии мне сказали, что не пройду — из-за травм от занятий боксом. Когда пришел на завод, замдиректора Владимир Бузницкий в одном разговоре спросил: «Хотите летать?» И познакомил меня с Ковбасенко, он и учил меня летать — на заводском Як-18. Потом, когда выпадало свободное воскресенье, в Куркачах летал на Як-52, L 29. На «элке» я катал Пьера Филиппа — директора французского завода, который нам поставлял прессы. Он вообще в 70 лет начал учиться летать. Так у нас наладились дружеские отношения.
— Люди, больные авиацией, всегда найдут общий язык, несмотря ни на что…
— Да! И это позволяет решать многие вопросы.
Отредактировано: Superwad - 30 сен 2024 12:02:41
  • +0.02 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  zdrav ( Слушатель )
30 сен 2024 12:32:17

Единственное, в чем преуспели туполевцы - это в умении обливать грязью конкурентов. Богатый исторический опыт имеют. 
 Эту бы энергию, да в строительство самолетов! Цены бы им не было.
  • +0.14 / 10
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
30 сен 2024 12:38:45


По-моему, достойный ответ встретился у дзен-канала "Советы мечтателям", тоже применительно к Туполевцам, хоть и к другому "генератору контента".
ЦитатаПоэтому, когда все пишут, мол, почему Ростех не опровергнет слова такой же мадам Айгуль из Коммерсанта, то, глядя на это, понимаю, что опровержение никому не нужно. Это равносильно игре в шахматы с голубем, который раскидает шахматы, нагадит на доску и полетит рассказывать о победе. Адекватные люди уже сделали выводы и выбрали источники получения информации.
  • +0.16 / 8
  • АУ
 
  BUR ( Слушатель )
30 сен 2024 13:34:09

Да, что же постеснялись-то написать, что это казанский БИЗНЕС-Онлайн... и как всегда на арене... Тимур Латыпов
 
Бывший гендиректор КАЗа о том, почему 20 лет назад не удалось развернуть выпуск лайнера
 
   У Хайруллина такого авиастроительного прошлого не было. Он казанский. После 9-го класса ушел в вечернюю школу и устроился на работу в телевизионное ателье. Потом поступил на радиотехнический факультет КАИ ... и окончил вуз в 1974 году.
  Первым местом работы стало специальное конструкторское бюро «АСУ-проект» Таттрансуправления. Далее он начальник центральной заводской лаборатории КМИЗа, председатель профкома завода.
  В 1981 году перешел на работу в Татснаб татарского главного территориального управления Госснаба СССР и вскоре стал там главным инженером.
  В 1983-м назначен главным инженером Казанского валяльно-войлочного комбината и до 1987 года был его директором.
  Дальше была работа в администрации Казани: вторым секретарем райкома Приволжского района, председателем исполкома, первым заместителем председателя горисполкома по экономике. С последней должности Хайруллина и назначили генеральным директором КАПО.
 
 Партийная карьера.
 
Как раз при нём "Прорабатывалась возможность серийного выпуска Ту-324 и Ту-334", пилили деньги на "будем выпускать Ту-324 сразу серийно, опытный образец не нужен, всё будет сразу чики-пуки с новым двигателем из бУССР". При нём же так и не забрали КД по оплаченной разработке двигателя. Сколько там на теме Ту-324 через них прошло ? 500 млн долларов начала 2000-х ? Что производили на оборудовании купленном под тему Ту-324 ?
 


— Не хватило буквально одного усилия, и это при том, что было сильное противодействие. Если бы подписали контракт с Ираном, на что он уже был готов, никто бы не смог нас остановить.
...
Речь шла о том, что мы поставляем первые 20 самолетов, передаем их на обслуживание, обучаем персонал, а дальше начинаем совместный выпуск. Причем важно, что Ту-214 шел в связке с Ту-334.
 
И тут очередная связь Ту-334 с распилами денег через бУССР и через Иран... "Партийная карьера"...
 


только бы Казань не выпендривалась с самолетами. Так и Ту-334 зарубили. Прекрасный самолет: по назначению региональный, а диаметр фюзеляжа почти как у Ту-214, двигатели — сзади, что идеально для наших полос, сертифицированный. Испытатель Рубен Есаян говорил: «Отпускаешь его у земли, и он сам садится».
Минниханов (Рустам Минниханов — раис Татарстана, в то время премьер-министр — прим. ред.) мне сказал: «Если добьешься постановления правительства о выпуске Ту-334 в Казани, дам на подготовку производства 30 миллионов долларов». Первую машину ведь делали на киевском «Авианте». Там уже тогда был швах — не смогли собрать переднюю стойку шасси, и меня попросили направить туда людей. Ребята за три дня все сделали. Потом Ту-334 решили выпускать на «МиГе», в Луховицах. Чем вообще думали?! Там ширина цеха окончательной сборки была 65 метров — только для истребителей.

 
Как же без бУССР... Партийному руководителю помнить скучные подробности необязательно, такие как то, что у Ту-334 кабина и труба фюзеляжа унифицированы с Ту204/214, а не "почти как у Ту-214". И в сертификате держателем КД на Ту-334 значится Киев...
А про двигатели сзади и заброс мусора... пробежки Ту-334 по бассейну показывают обратное...
 
"Партийная карьера"...


А у Ту-330 унификация с Ту-214 по кабине, крылу — это огромный плюс для производства и обслуживания»  

Про унификацию он вряд-ли сам выдумал... К разговору о необходимо более тяжёлом крыле высокоплана... и его перетяжеленности если использовать для низкоплана.
 


  В «Дальавиа» Ту-214 были довольны, налет шел нормальный, как и позже в «Трансаэро». Но что было провально — обслуживание. Такая беда наблюдалась даже у военных. Когда в Малайзию летали на выставку, тамошние нам говорили: мы от ваших истребителей откажемся — нет обслуживания, запчастей. Ведь самое главное — за сутки вернуть машину в строй. Когда у хабаровского Ту-214 в Сеуле отказал пилотажный блок, пришлось его с опытной машины снимать и отправлять в Корею. А у Ту-214 пилотажно-навигационное оборудование импортное, и нам тут же пришло замечание из США: «Вы нарушили договор — переслали блок в другую страну». То есть уже в то время могли дистанционно контролировать. 

  Вот ведь беда, без обслуживания самолёты не летают, и без импорта тоже. А при покупке импорта есть договора, которые надо читать заранее и соблюдать. А импорт -- это круче чем заказать КРЭТ. А обслуживание... "мы вообще сбоку, я не я и лошадь не моя"...
 
"Партийная карьера"...


   Кстати, уже после меня КАПО свой композитный цех потерял — отдали «АэроКомпозиту». Просто нонсенс! Мы сами делали углепластиковую механизацию крыла, а теперь КАЗ должен ее где-то заказывать.
 
И в чём проблема заказать пару сотен элеронов, закрылков, интерцепторов и т.д. у тех, кто занимается композитами как основным родом деятельности постоянно? Со всеми сертификатами, контролем качества, самыми современными технологиями и оборудованием и т.д.
 
Или есть что-то "между строк", типа левого производтва неучтёнки из композита... типа моторных лодок и прочего.
 


делается все, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию.

Читаем сказанное им-же ранее про сервис и ДальАвиа и Владивосток_Авиа. Сами сервис не обеспечили, сами своих клентов разорили... и кроме выжившего РедВингс клиентов не осталось.
 
"Партийная карьера"...



 
В общем: "Бойцы вспоминали минувшие дни и битвы что вместе просрали они".
И заодно поливали дерьмом всех...
  • +0.14 / 10
  • АУ
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
30 сен 2024 13:54:22

 
а что, это было в договоре ... что кд на д436 будет передана капо?

как правило самолетостроитель оплачивает разработку нужного ему двигателя, но кд никто никому не передает ... вся интеллектуальная собственностъ остается у моторостроителя ... разумеется кроме специально оговоренных условий ...
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
30 сен 2024 14:07:21

Речь о маленьком Ту-324. Отдельная разработка.
Везде пишут что разработка двигателя оплачена КАПО. И что казанские собирались локализовать производство. Т.е. логично предположить что передача КД на производство предполагалась.
 
Интересно, весь документооборот с 1991 года в архивах сохранился? Или втихаря в топку?
 
Почему не заказывали разработку двигателя в Салюте, Сатурне, Кузнецове, Перми ?
Потому что их возможно проконтролировать из Москвы. В отличии от бУССР, где всё бесконтрольно.
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
  mse ( Слушатель )
30 сен 2024 14:30:21

Опять-жэ, "что написано в договоре". Если результат работы, это КД на двигатель, то да. А если чота типа "работы по производству двигателя для саломота, с такими-то параметрами", то нет.
  • +0.07 / 3
  • АУ
 
  basilevs ( Слушатель )
03 окт 2024 18:50:29


По г-ну Хайруллину уже и "Советы мечтателям" прошёлся. Видимо, даже его эта фраза очень сильно задела за живое.

https://dzen.ru/a/Zv2o5pLrgH_JfT6w

ЦитатаДошли руки и до этого товарища. Вот за этой фразой и скрывается фирменный подход ПАО «Туполев». Прям с девяностых. Отношение к клиентам описывается только так. Но тогда нашлось – и Туполевых заменили множества Боингов и Эрбасов. А ведь основным самолётом в российском небе Туполев перестал быть только в 2008 году, а до этого полчища Ту-134 и Ту-154 бороздили наше небо, да и несколько десятков Ту-204 и Ту-214 были там же. Но с конца нулевых «Туполев» и гражданская авиация стали несовместимы. Почему? А разгадка в заголовке статьи Бизнес-Онлайн, где постоянно публикуются перлы от первых лиц наследников одного из величайших КБ, а в настоящее время ещё не совсем трупа, но чего-то в овощном состоянии. В этот раз наговорил лишнего экс-глава КАЗа Наиль Хайруллин.

Помнится, Дальавиа взяли 5 Ту-214 в начале нулевых и полностью сами занимались поддержанием их лётной годности. В результате пять самолётов выполняли только три рейса. Два из которых – ежедневные в Москву (Домодедово и Шереметьево) и 2 рейса выполнялись в Екатеринбург и Гуанчжоу по паре раз в неделю. Потом и сказал, что их было только три. 5 самолётов на три рейса и резерв на Ил-62. Но это не к самолёту претензии, а к поддержанию эксплуатантов производителем, который переставал что-либо делать, как только самолёт покидал заводской аэродром.

Владивосток Авиа и Ред Вингс летали больше и лучше, но это благодаря Авиастару, который вообще-то к Илу относится, но Ту-204 производил и вполне сносно поддерживал. Как стал только Ил-76 заниматься, так сразу и эксплуатация сошла на нет. К самому самолёту в нулевых претензий не было у эксплуатантов, а вот к Туполеву – масса. И самый основной – может хватит посылать клиентов. А в ответ – заголовок: «А куда вы денетесь?».

Вот и сейчас, ситуация сыграла на руку Туполеву. Денег выделили, но Боинги снова никуда не полетели, а комиссия из Минпромторга за полтора года освоения денег обнаружила одну вбитую сваю нового цеха. И ни одного самолёта даже в виде комплекта. Последовали кадровые перестановки, вроде зашевелились с капитальным строительством (оно там нужно, как и везде).

Вот! а по тексту дальше одни вопросы: «Ведь ничего больше нет.» Да как бы МС-21 строят, и они летают, а с новыми Ту-214 ситуация прямо противоположная. А заявление, что 17% лайнера нужно импортозамещать, а этим никто не занимался, так вообще пахнет предательством страны, когда именно на Ту-204/214 летает руководство страны.

«У МС-21 заявленной дальности в обозримом будущем не будет.» Какой именно заявленной? И откуда такие выводы? Вывести свой самолёт без доработок, обгадив более успешные проекты?

«…назвав санкции отговоркой и предлогом для затягивания проекта. По его словам, «просто что-то не получается». – А почему Ту-214 не получается? Или не о нём речь, там всё изначально так и было запланировано? А санкции против крыла, двигателя, БРЭО и ещё пары сотен систем, которые в России не производились видимо в Минпромторге придумали?

«Делается все, чтобы не пустить Ту-214 в гражданскую авиацию» Вы хоть один самолёт сделайте. Денег дали, контракты подписали. Кого пускать? Или Вам нужно дать денег и всех директивно посадить на Ту-214, раз Вы сами не в состоянии наладить работу с эксплуатантами? Вы сами с кем из эксплуатантов общались предметно? Сравните с Яковлевым, который обрабатывает всех?

«А что сейчас из себя представляет ильюшинская фирма? А туполевская? Прочнистов не найти…» - А вы работали с учебными заведениями? А вы выращивали себе специалистов? Или они из воздуха сразу с опытом должны были появиться? Как бы вы в каждом предложении напихиваете сами себе полную панамку. Какая-то безответственность, перекладывание на других. И этот человек руководил заводом. Как говорится, результат налицо.

«а у „Туполева“ они были лучшие, поэтому и машины получались неперетяжеленные». Хм. Вес пустого Ту-154М – 55 тонн, берёт 164 пассажира и везёт на 3900 км. Вес пустого Боинга-727 – 45 тонн, везёт 189 пассажиров на 4020 км. Про остальные самолёты ситуация схожая. Поэтому про перетяжеленность явно загибает. Ничего не имею против, понятно, были требования и грунтовые аэродромы, и двойное назначение. Но не стоило выпячивать то, чего не было.

«Разогнали таких специалистов! Десятилетия нужны, чтобы человек был в своей теме.» - так бывший директор завода и сетует, что народ, которого не слышали, разбежался. А что было сделано? Там зарплаты, соцпакет, передача опыта молодым специалистам? Не? Вот неблагодарные.

«А в Жуковском что творится? Аэродром совместного базирования. Как такое возможно сотворить с испытательной базой? И никто не знает, что делать» - Остапа вообще в Жуковский понесло. Там аэровокзал вообще маленький пятачок занимает и не мешает никому на этом огромном аэродроме. Тем более там и так десяток рейсов. Почему по всем прошёлся, а про КАЗ ничего не рассказал. Хотя бы: «Вот при мне…».

Подытожим. Бывший директор завода в небольшой статье сказал три вывода:

1. Мы не удержали специалистов.

2. Никто директивно не хочет нам помочь произвести, дать денег и заказчиков.

3. МС-21 ничему не соответствует, хотя цифр назвать не получится, но Ту-214 лучше, хоть его пока делать некому.

4. Самолёт Ту-214 кто-то должен перезапустить, так как ничего больше нет.

5. Везде всё плохо, довели страну. А раньше было ого-го!
  • +0.10 / 5
  • АУ
 
 
  BUR ( Слушатель )
03 окт 2024 21:34:28

А напомнить кто был на КАЗ директором, когда там пилили деньги на тему Ту-324, закупая оборудование для серийного производства... ещё до окончания проектирования и до постройки опытного образца (нет, не лётного! опытного для статических испытаний! О лётном и речи не было!). Попилив ни много ни мало больше 250 млн ещё тех, "дорогих", долларов.
И что потом на этом оборудовании выпускалось и сколько попилили на разного рода неучтёнке.
 
Патрийная карьера, Татснаб, и т.д. И навитые на ролик пара десятков слов на тему авиации...
  • +0.09 / 5
  • АУ