Курсантское, классическое
новая дискуссия
Статья
424
1982-й год. Учебный аэродром Чугуев (под Харьковом), в 30 км - "Основа" - гражданский аэропорт Харькова.
4-й курс. Самолёт - МиГ-21СМ. Курсант после запуска не включил генератор, а техник не проконтролировал.
Курсант взлетает на аккумуляторе. ДМР (дифференциально минимальное реле) исправно делает свое дело - отключает наиболее энергоёмкие потребители в зависимости от напряжения борт сети.
Скорость на кругу - 600 км/час (до "Основы" 2,5 минуты лёту). Начались и пошли "веерные" отключения: Первой отключилась аппаратура опознавания "Свой-чужой", конус (ну это то, что зелёное торчит из воздухозаборника) вылазит полностью, отключается гироскоп авиагоризонта, связь, курсовая система показывает курс в Африку.
Курсант выпускает шасси, добавляет обороты - двигатель начинает недовольно урчать, температура за турбиной растет - воздуха движку мало...
А самолёт тем временем ЛЕТИТ со скоростью 600 км/час!!! Курсант мечется по кабине, как загнанный в ловушку зверь (аварийная лампочка "ГЕНЕРАТОР" сгорела ещё при взлёте) - догадался, включил генератор, всё запело и заиграло.
Осмотреться! Мамочка!!! Под крылом ровненько стоят Ан-24, Ан-2, Ту-134... Он уже над ОСНОВОЙ!!!
"Максимал" и курс на Чугуев...
Не знаю что там пережили гражданские диспетчера, но ЧП обошлось замять с помощью 10 л спирта и было строго настрого наказано - забыть и рот не раскрывать.