Cтатья о "Буране" вышла в "Независимой газете"
новая дискуссия
Статья
104
"Буран" - это на 95% военно-стратегическая система. Именно это, еще до развала СССР, решило его судьбу, когда в начале 1988 г. заказчик (МО СССР) от него отказался. Корабль еще даже не вывезли на старт, а он уже стал военным не нужен. Его тут же перевесили на Академию наук, но годовые расходы на программу "Энергия-Буран" сильно превышали годовой бюджет всей АН СССР.
В середине 1987 г. была утверждена (согласно Постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР №137-47 от 27.01.1987) программа первых 10 полетов первых двух кораблей - «Бурана» (изделия 1.01) и второго корабля (1.02), так и не успевшего получить свое имя. Все первые десять полетов – в военных целях.
Мы привыкли говорить о первом полете «Бурана» как о триумфальном – да, именно так и было: впервые многотонный корабль, возвращаясь из космоса, выполнил самолетную посадку на аэродром в автоматическим режиме. Это вершина нашей космонавтики, итог самого масштабного проекта в ее истории.
Но сегодня мало кто знает, что и в этом коротком двухвитковом полете, без каких-либо операций на орбите и целевой нагрузки на борту, «Буран» выполнял военный эксперимент «Пелена» - наземными инструментальными средствами объективного контроля определялись радиолокационные характеристики орбитального корабля и спектральные характеристики факелов его двигателей в интересах создания средств защиты и маскировки.
После первого полета "Бурана" 15 ноября 1988 г. все усилия его создателей были направлены на его спасение - предлагались различные проекты его гражданского использования, как в составе орбитальных станций, так и в автономных полетах, что-то даже стало получаться с темпом запусков один-два в год (реже было нельзя, т.к. начинала разваливаться кооперация), но тут накрылся СССР и пришел полный шиздец программе...
Поэтому упоминание про Рейгана в конце статьи - байка, которых много в этой теме. Хотя и второй, и третий полеты планировались только с военными задачами, а гражданские эксперименты добавлялись в военную программу только с 4-го полета.
Первые 8 полетов считались испытательными, и уже во втором штатном полете (т.е. всего в 10-м) предполагалась отработка применения 20 отделяемых спецблоков массой 400 кг каждый…
Стоп, не увлекайся! Лучше скажи, что начиная с 2000 г. пятью пусками грузовой версии «Буран-Т» предполагалось начать сборку на околоземной орбите марсианского экспедиционного комплекса с двумя маршевыми ядерными двигателями.
Что могу сказать собственно по этой статье:
- Воспоминания ветерана, что "Буран" при посадке пролетел через две охлаждающие жидким азотом рамки - чушь полная. Ничего подобного не было и быть не могло. А вот то, что его сразу после остановки на ВПП принудительно охлаждали изнутри, чтобы он не расплавился после посадки из-за запасенного теплозащитой тепла - это было.
- Про копирование шаттла: да, Валентин Глушко действительно сказал эту фразу, но все было гораздо сложнее и не так однозначно - основные компоновочные решения брали с шаттла, но в итоге сделали свой, гораздо лучший корабль.
Они действительно похожи, "Буран" и шаттл, как похожи два разных аппарата одинаковой размерности, созданные под одинаковые задачи и функционирующие в одинаковой среде. Но когда мне говорят, что "Буран" - это копия шаттла, потому что у него столько же окон, такое же крыло и шасси, я отвечаю, что в таком случае лошадь - это копия коровы (тоже по 4 ноги с копытами, по голове и хвосту).
- Позабавила фраза: "Даже сейчас трудно представить такой уровень системности и кооперации в выполнении научно-технических проектов", - правильнее было начать "Особенно сейчас...".
Мы сегодня смотрим на "Буран", как средневековый крестьянин смотрел на египетские пирамиды.
- По теплозащите «Бурана» - в 1990-х планировалось заменить кварцевые теплозащитные плитки на покрытие из окислов алюминия, существенно подняв максимумы эксплуатационных температур.
- Ну и про бортовой комплекс обороны «Бурана» - да, в первых полетах у него на борту должны были быть ракеты «космос-космос». Но в перспективе корабли должны были вооружаться боевыми лазерами.
Полной, подлинной истории «Бурана» не знает никто, и она никогда не будет рассказана. Осенью 2011 г. я предложил тогдашнему главе Роскосмоса Владимиру Поповкину издать двухтомник рассекреченных документов по программе «Энергия-Буран», к 25-летию полета "Бурана".
Поповкин задумался, откинувшись в кресле и закинув ногу на ногу, и вызвал к себе статс-секретаря Виталия Давыдова:
- Как думаешь, Виталий, сможем мы что-нить рассекретить по «Бурану»?
- Ты же тогда работал в ГУКОС и сам знаешь, Владимир Алексеевич, что даже сейчас, спустя 23 года, мы сможем рассекретить не более четверти документов… Но даже если это и делать, то начинать надо с архива Президента России, а это… сам понимаешь…
Вот такой у нас должен был появиться «мирно пашущий советский трактор» - никак у нас марсианская экспедиция не вырисовывалась без оружия в космосе…
Выдержки из.