Камрады. Сегодня меня спросил камрад
Гнилушанский, как даёт диспетчер указания экипажу на изменение курса из-за погоды. Пока я писал ответ, система сказала, что такой страницы нет. Отвечаю здесь.
Есть 2 разных понятия диспетчерская рекомендация и диспетчерское указание. Рекомендации экипаж может выполнять и не выполнять. Указание обязан выполнять. Указание обязательно даётся с обоснованием, почему это дано. Это изменение плана полета. Смалазийским рейсом было указание, а не рекомендация.
Здравствуйте. Начнем с определений. Есть фактическая погода, то есть здесь и сейчас. Есть прогнозируемая погода на данной местностью с вероятностными параметрами. Есть внутримассовые грозы в виде отдельных грозовых облаков и фронтальные грозы, когда грозовые облака образуют сплошную линию длиной в несколько сотен километров в которой имеются небольшие просветы, в которые можно пройти. . Исходя из этих данных экипаж принимает решение на полет. Перед полетом экипаж знакомится с прогнозом погоды по трассе и на аэродроме посадки и запасных. То есть, он знает прогнозируемую обстановку и в подсказках не нуждается. А прогноз погоды а аэродромах, которые находятся по пути следования ему, вообще, не нужен. Диспетчер, если ему от метеослужбы поступил поступили корректив прогноза, сообщает об этом экипажу. Для сведения. Теперь от прогнозов к фактическому полету. Экипаж видит обстановку. Внутримассовые грозы обходят легко, практически без отклонений от трассы. Фронтальные грозы требуют значительного отклонения или возврата. Это делается по разрешению диспетчера. Если в каком то месте на трассе мощная гроза, а это определяется по докладам экипажей и по наземному локатору, а сход с трассы невозможен из-за ограничений, то по решению службы движения трасса перекрывается и экипажам даются указание на изменение курса следования. Естественно, с записью в документах. Такое бывает очень редко. Только так. А вообще, экипаж самостоятельно борется с грозой, с докладами диспетчеру. Пример тому. Летом 2006 года Ту-154 летел из Анапы в Пулково. В районе Донецка фронтальная гроза. Они попытались обойти её сверху. Не получилось. Катастрофа. Примерно в то же время в том же месте летел турецкий самолет. Они поняли, что грозу не обойти и вернулись обратно. Трасса не перекрывалась, экипажи действовали по своему усмотрению без указаний диспетчера.
Вывод. Если малазийскому рейсу давались указания на изменения курса, обязательно были бы причины такого указания. Прогноз погоды, (а прогноз - это то ли будет, то ли нет) в данном случае основанием не является.