Ленд лиз – давайте вспомнимОт редакции
Мы путешествуем с удовольствием не только по разным городам и странам. Часто не менее интересным бывает путешествие в историю. Сегодня мы предоставляем слово нашему корреспонденту и автору сайта Николаю Дмитревскому, который пытается разобраться в правде о Великой Отечественной войне и затрагивает вопросы, на которые нет пока однозначного ответа
О « lеnd – lease»
Два коротких и не очень понятных для простого российского гражданина английских слова « lеnd – lease» на самом деле означают целую эпоху во взаимоотношении стран-союзников по антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Есть масса серьёзных трудов на эту тему, и моя статья не содержит ничего нового по сравнению с тем, что вдумчивый читатель мог бы при желании из них извлечь. Но, к сожалению, в последнее время появилось много «исследователей» новой формации, горящих желанием на общем фоне наших последних «анти – против всех» настроений изгадить всё хорошее, что действительно было в трудные для всех времена между великими народами. Есть среди них малограмотные любители интернета, лепящие в своих блогах откровенную чушь, в надежде получить лишний «лайк», а за ним и лишний рубль, чтобы купить себе очередной американский «бургер» и бутылочку «Кока-колы» к нему. Эти – наименее опасны, их глупость видна практически сразу. Но есть и другая категория знающих и умеющих писать людей, но жестко работающих на конъюнктуру рынка. Эти готовы, и зачастую талантливо, сделать всё, что в данный момент найдет спрос и может быть с выгодой продано. Не будем всуе называть фамилии, у любого из нас две-три из них всегда на языке. С этими труднее. И особенно потому, что если вдруг завтра (абсолютно невероятная гипотеза) образуется новое государство ССРСША (Союз Советской России и Соединенных штатов Америки), они напишут и не менее талантливо новые труды с творческой переоценкой своих прежних взглядов. Ни для первых, ни для вторых моя статья не предназначена. Им в ней ловить нечего.
...
Заключение Я никогда не был в американском Фербенксе и не видел своими глазами памятник советским и американским летчикам c трассы «АлСиб». Я был проездом в Якутске и не сумел, о чем теперь очень жалею, прийти на площадь Гагарина чтобы поклониться мемориалу в честь погибших на этой же трассе советских летчиков, и увидеть на высоком постаменте макет американского истребителя «Аэрокобра». Да, восстановленный макет, потому что ни одного годного к использованию истребителя в Якутске не осталось, все прошедшие по трассе 2616 машин были отправлены на фронт.
Читая литературу, Вы можете встретить много названий самолетов: С-47 Skytrain, С-53, R4D, «Dacota», Shova L2D, ПС-84, Ли-2. На самом деле это один и тот же легендарный транспортный американский самолет Douglas DC-3, совершивший свой первый полет 17 декабря 1935 года и также ставший одним из символов Второй мировой войны. 707 таких машин были переданы СССР по «лендлизу» в годы войны, некоторые из них летают в Сибири до сих пор. Лет 55 назад я сам летал на таком самолете пассажирским рейсом из Сухуми в Батуми.
В 2015 году в честь 70-летия Победы над фашистской Германией группой энтузиастов был организован перелет по легендарной трассе «АлСиб». 5 российских и 4 американских пилота перегнали 2 самолета Douglas DC-3, построенных в Америке в 1942 году и хранившиеся там в одном из частных музеев, вдоль всей легендарной трассы из города Грейт-Фолс штата Монтана до Красноярска, а затем и до Москвы. Оба самолета участвовали в высадке десанта союзных войск в Нормандии в 1944 году. «Нынешняя акция показывает всему миру, что народы наших стран умеют хранить и поддерживать дружбу, которая родилась семь десятилетий назад. Она демонстрирует, что мы способны вместе работать над единой задачей», — сказал на проводах мэр Грейт-Фолс Майкл Уинтерс.
Мне не посчастливилось быть на берегу Хваль-фьорда в Исландии, где состоялось торжественное открытие памятника «Надежда на мир», посвященного всем арктическим конвоям, которые в годы Второй мировой войны формировались и отправлялись в северные порты СССР и откуда в августе 1941 года ушел первый конвой «Дервиш». На гранитном цоколе этого мемориала увековечены имена всех кораблей СССР, США, Великобритании, Нидерландов и других стран, погибших при доставке грузов по ленд-лизу в 1941-1945 годах. Только по фотографиям я знаком с мемориалом в шотландской бухте Лох-Ю, откуда шли в нашу страну конвои грузовых судов, и с памятником на берегу бухты Скапа-Флоу в Шотландии. В годы Второй мировой войны здесь располагалась одна из важнейших баз британского военно-морского флота, и именно отсюда уходили в море военные корабли, осуществлявшие прикрытие грузовых судов, входивших в состав Северных конвоев, причем многие из этих кораблей так никогда и не вернулись обратно.
Но я часто бываю в Мурманске и Архангельске и видел два памятника, на одном из которых советский, американский и английский моряки, стоящие рядом на мостике корабля, напоминают нам о трудных и героических днях прошедшей войны, а на другом – судно «Либерти» прорывает огненное кольцо блокады с грузами для нашей страны. Я видел во Владивостоке около центрального вокзала паровоз, построенный по нашим чертежам в Америке и переданный нам по «ленд-лизу». Я не знаю, сколько раз этот паровоз пересек территорию нашей страны, и сколько жизней спасли перевезенные им грузы, но то, что этот паровоз стоит в центре города, а на мемориальной доске, прикрепленной к нему, написано, что он олицетворяет дружбу и сотрудничество между народами СССР и США в годы войны, внушает мне уважение к жителям Владивостока.
Недавно я узнал, что музей «ленд-лиза» есть и в Москве. Но это не один из залов мемориального комплекса на Поклонной горе, как мог бы подумать наивный читатель. Это созданный энтузиастами поистине уникальный музей, расположенный в одном из залов простой московской школы №1262. И именно там стоит лендлизовский «Виллис» маршала Рокоссовского, переданный музею внуком легендарного военноначальника. Там же стоит солдат в экипировке 101-й десантно-штурмовой дивизии США времен Второй Мировой. Прототипом для этого манекена стал штаб-сержант Джозеф Байерли – единственный солдат Второй Мировой, который успел повоевать и в американской, и в советской армиях. Он высадился с американцами в Нормандии, но попал в плен, с третьей попытки бежал и попал в расположение советских войск, где успел повоевать в составе советского танкового батальона. Кстати, сын Джосефа Байерли с 2008 по 2011 гг. был послом США в России.
У моего любимого поэта Владимира Высоцкого есть «Песня о погибшем друге», один куплет из которой я осмелюсь привести здесь:
Я кругом и навечно виноват перед теми,
С кем сегодня встречаться я почел бы за честь.
И хотя мы живыми до конца долетали,
Жжёт нас память и мучает совесть – у кого? У кого они есть.
Так вот вся моя статья не о том, что « мы круче всех….. мы бы и без вас…. не надо примазываться…. и т.п.» . Она просто про «память и совесть, у кого они есть».
Автор Николай Дмитревский