Цитата: Kasper84 от 20.11.2024 17:48:06НАлЕ Почему с РДТТ имеет более короткий АУТ по сравнению с ЖРД? Всегда считал, что у ЗРД больше тяга, более энергичный расход топлива и более высокая топливная экономичность. Я знаю, что Р-36М2 имеет тягу 500 тонн при массе 211 тонн, что дает, например, меньшую массовооруженность, чем в случае, например, РТ-23, имеющего 300 тонн тяги. тяга на вес 105 тонн. В случае с «Буалавой» и Р-29РМУ2 ракеты имеют вполне схожие массы 37 тонн и 40 тонн, а «Булава» имеет гораздо меньший АТ. У Булавы должна быть гораздо большая тяговооруженность, чем у Р-29РМУ2? Важны ли другие параметры?
1. Таки ЖРД экономичней, чем РДТТ. При одинаковой тяги у него будет меньший массовый расход, то бишь выше удельный импульс.
2. Но. В одном и том же габарите (диаметре) РДТТ можно сделать с существенно бОльшей тягой, чем ЖРД. Он будет менее экономичным, чем ЖРД, но мощнее.
3. Ещё одно "но". Один из ОПП (основных проектных параметров), выбираемых при проектировании ракеты - это начальная тяговооруженность ступени (мне привычней говорить "начальная перегрузка). Оптимальное значение разное:
- для ЖРД - в районе 2-х единиц;
- для РДТТ - в районе 3-х.
Вот откуда и более короткий АУТ у "твердых" ракет по сравнению "жижей".
Почему так? Начальная перегрузка имеет оптимум, потому что с её увеличением работают два взаимнопротивоположных фактора:
- снижаются гравитационные потери. Это положительный фактор.
- растет масса конструкции двигателя (чем он мощнее, тем тяжелее) и, главное растут нагрузки на конструкцию ракеты (как непосредственно за счёт бОльшей перегрузки, так и за счёт аэродинамики). Ракета по сути своей - это баки с топливом. И тут есть принципиальная разница. "Баком" твердотопливной ракеты является корпус РДТТ, который одновременно является камерой сгорания. Соответственно, он рассчитан на внутренне давление в десятки (в сотню+) атмосфер. Поэтому ему практически плевать на увеличение продольных нагрузок и от перегрузки, и от аэродинамики.
Можно сказать, что эти нагрузки для него не являются расчетным случаем. В "жидкой" же ракете баки - это нежные создания, рассчитанные на давление в единицы атмосфер и они болезненно реагируют на увеличение нагрузок (надо усиливать их конструкцию).
Вот такая весьма упрощённая картина мира тут вырисовывается.
Добавлю трошки. В процессе развития ракетной техники жидкостные боевые МБР постепенно уходили от классических оптимумов, решая некоторые другие, важные для них задачи. И ежели на 18М мы имеем начальную перегрузку 470(не 500):211= 2,2... , то это "не бесплатно".
"Твердые" же ракеты свою "тройку" начальной перегрузки получают без потерь.