Линия официального Бухареста на усиление влияния в Североатлантическом альянсе натолкнулась на TikTok.
В Румынии подвели итоги первого тура президентских выборов, которые прошли 25 ноября, и правящая элита прослезилась. Дело в том, что кандидат от социал-демократов, действующий премьер-министр Марчел Чолаку, которому прогнозы и экзит-полы прочили победу, пролетел, заняв третье место. Теперь он не сможет поучаствовать во втором туре, который намечен на 8 декабря.
А победил (22,94% голосов) беспартийный кандидат, ранее состоявший в ультраправом националистическом «Альянсе за объединение румын» Кэлин Джорджеску.
Конкуренцию ему составит кандидат от оппозиционной либеральной партии «Союз спасения Румынии» Елена Ласкони (19,18%).
В Румынии достаточно сложный вариант государственного управления. Это президентско-парламентская республика. Глава государства определяет внешнюю политику и политику в сфере безопасности, является главнокомандующим ВС и контролирует деятельность разведслужб. Он избирается на пять лет и не имеет такой полноты власти, как, предположим, президенты России или Франции.
Для справки: всего на пост главы государства претендовали на этот раз 13 кандидатов. По данным ЦИК, в голосовании приняли участие 9,4 млн человек (около 52,4% граждан), обладающих правом голоса.
Замечу, что после начала СВО Румыния резко укрепила свои позиции на восточноевропейском фланге НАТО. Для этого достаточно взглянуть на карту. Она граничит с Украиной, имеет выход к Черному морю и находится аккурат напротив Крыма. И это еще не все. Она (точнее — ее территория) важна для сдерживания Турции, экспансии в направлении Молдавии с непокорным Приднестровьем, контроля за действиями Сербии в отношении непризнанного Косово. Выходит, что куда ни плюнь, всюду либо зона открытой конфронтации, либо тлеющий или потенциальный конфликт. А главное — это один из форпостов для возможной войны с Россией.
В марте бухарестские власти объявили о начале строительства крупнейшей в Европе базы НАТО. Она будет круче, чем американский Рамштайн в Германии.
Ее возводят возле города Констанца в причерноморской коммуне Михай-Когэлничану на месте бывшей 57-й базы румынских ВВС. Именно здесь сейчас на ротационной основе дислоцируются 4,7 тыс. бойцов элитной 101-й воздушно-десантной американской дивизии «Кричащие орлы». Как ожидается, к 2040 году на базе Михай-Когэлничану на постоянной основе будут размещаться 10 тыс. американских солдат и их семьи. Она превратится в полностью автономный натовский объект — вплоть до собственных школ, детских садов, магазинов, аптеки и госпиталя.
Поэтому понятно, почему к президентским выборам в самой бедной стране Евросоюза приковано пристальное внимание политиков по обе стороны Атлантики.
Но вернемся к первому туру выборов. 62-летний Джорджеску вырвался вперед, можно сказать, вопреки избирательной логике. У него не было даже своего предвыборного штаба, а свою кампанию под лозунгом «Переделать Румынию» он вел в основном в TikTok.
«Мы сильные, мы смелые, было много проголосовавших, и во втором туре нас тоже будет много. Мы не занимаемся политикой, мы творим историю», — заявил после промежуточной победы Джорджеску, ранее несколько раз претендовавший (безуспешно) на должность главы румынского правительства.
Во время предвыборных дебатов Джорджеску жестко критиковал сближение своей страны с НАТО и оказание военной помощи Украине. Он назвал незалежную «вымышленным государством», а размещение американского комплекса ПВО Aegis Ashore на военной базе в Девеселу — «позором дипломатии». Ранее (до начала СВО) Джорджеску также говорил, что Румыния скорее выиграет, если сохранит хорошие отношения с Китаем и Россией. В ту пору он называл президента Путина патриотом, который «очень хорошо знает дипломатические аспекты, владеет ими и окружен хорошими профессионалами». Именно поэтому румынские СМИ и окрестили его «пророссийским политиком».
52-летняя Ласкони, которая будет противостоять Джорджеску, выступает с противоположных позиций — за увеличение расходов на оборону и помощь Украине. Она около четверти века занималась журналистикой и была лидером оппозиционной партии либерального толка, а с 2020-го занимала пост мэра города Кымпулунг (население — чуть больше 37,5 тыс. человек). В отличие от конкурента, у которого есть опыт работы как в правительственных органах, так и в международных организациях, у Ласкони не очень солидный послужной список. В частности, у нее напрочь отсутствует опыт во внешней политике. Так, комментируя украинский конфликт, она утверждала, что не уступила бы территории, если бы была на месте Зеленского. При этом полит-дама не пояснила, как это ей бы удалось.
Елена Ласкони. Фото: AP
Интриги второму туру президентской баталии добавляет то обстоятельство, что в ближайшее воскресенье (1 декабря) в Румынии пройдут парламентские выборы. А у Джорджеску, который реально претендует на победу 8 декабря, нет за спиной политической силы, которая могла бы обеспечить ему серьезную поддержку в парламенте. Так что он со своим TikTok вполне может оказаться «королем без свиты».
Что же касается схватки за депутатские мандаты, то, согласно предварительным опросам, социал-демократы могут набрать 30%, на второе месте претендует националистическая AUR с 21%, у либералов Ласкони — 15%.