Очередной план по валу, или вал по плану
или нам опять ждать очередной ФГОС?
план то новый, составители старые как и вопросы
https://t.me/zvobrazovanie/1266 ЦитатаОпубликован план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года, подписанный Мишустиным (см. http://publication.p…2411230014 ).
Из конкретики, которая есть в этом документе, выделим следующее:
1. Об учительских зарплатах там нет ничего. Тем не менее к 2030 году обещают довести долю молодых (до 35 лет) учителей среди преподавателей математики и естественных наук до 30%.
2. С 2026 года для поступления на ВСЕ инженерные специальности необходимо будет сдавать ЕГЭ по физике. А с 2027 года абитуриенты педагогических специальностей вместо обществознания будут сдавать свой профильный предмет. (Напомним, что в сентябре эту новацию предлагали ввести уже на будущий год. Но похоже, сообразили, что тогда неизбежно срежется набор на те самые направления, о которых идёт речь. А 2027 год — он пока далеко.)
3. В 2026 году будут разработаны новые ФГОС
а) дошкольного образования;
б) в школе — по математике, физике, химии, биологии и окружающему миру;
в) в вузах — на педагогических специальностях.
В 2027 году выпустят учебники и методические пособия, подготовленные по новым стандартам и программам.
Напомним, что совсем недавно вступил в силу очередной «обновленный ФГОС», но полного комплекта учебников к нему до сих пор нет. Кравцов их обещает «со дня на день».
И тут вопрос: эти учебники (по действующему ФГОС) – они появятся, или теперь стоит подождать нового стандарта и совсем новых учебников?
И ещё вопрос по поводу программ. Их не раз уже меняли и всегда в сторону усложнения. А теперь — снова так, или догадаются, например, убрать из курса математики вредительскую «вероятность и статистику» имени Ященко? Слаба надежда, поскольку реформаторы — те же.
4. Расширение сети профильных математических и естественно-научных классов, увеличение (на 10% ежегодно) доли детей, выбирающих изучение математики, физики и т. д. на углублённом уровне и в профильных классах.
При таких «контрольных цифрах» мы очень скоро можем дожить до того, что в единственном классе небольшой сельской школы будет только «углублённое изучение» всех точных наук по неподъёмным программам при отсутствии учительских кадров. А профиль выпускного класса там будет непременно физико-математический. Напомним, что углублённый уровень изучения дисциплин детям велено выбирать (по ФГОС) к седьмому классу, когда их представления о будущей профессии мутны и неопределённы, а способности к точным наукам (или неспособность к ним) часто ещё не выявились.
Кроме того (разумеется), в плане непрерывное повышение квалификации:
– воспитателей детсадов,
– учителей профильных предметов (из обсуждаемого списка),
– преподавателей педагогических вузов.
Съезды и конференции для обмена опытом.
Популяризация математики и естественных наук. И профориентация, с детского сада.
Словом, очень комплексный план.
И в нём есть пункт, который один характеризует качество документа во всём объеме. Это п. 32 на стр. 12:
«Разработка предложений по совершенствованию заданий государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам среднего общего образования по физике, химии, биологии (2024 год, далее — ежегодно)».
В этом предложении в сто первый раз повторена ключевая ложь, на которой держится вся система ЕГЭ, порождающая те самые проблемы, которые как бы пытаются решать. Никакой итоговой аттестации за курс средней школы у нас нет. ЕГЭ по физике, химии, биологии и т. д. – это вступительные экзамены в вуз, не имеющие к ГИА никакого отношения.
И наверху об этом отлично знают.
Потому не могут не знать, что существенных результатов при «выполнении» предложенного плана не будет и быть не может.
Программы «повышения качества математического образования» стали традицией. На нашей памяти такое происходит уже в четвёртый раз и всегда по одной схеме. Президент даёт поручение, правительство принимает план-программу, образование (невзирая на «комплекс мероприятий») продолжает деградировать, и через некоторое время всё повторяется по следующему кругу.
Невозможно решить проблему в рамках системы, которая её породила.