Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,797,707 45,190
 

  Инженегр ( Слушатель )
18 янв 2010 21:08:17

Тред №181489

новая дискуссия Дискуссия  97

Проделан гигантский труд по поиску отзывов современников о Шпитальном , но как частенько бывает в подобных случаях, в тонны добыча, в граммы труды. Что нового узнали мы об объекте поиска?
Цитата
Шпитальный не всегда оправдывал возлагавшиеся на него надежды.
Велик был авторитет Шпитального…
Шпитальный тут же все подписал, согласившись, что в конструкции пушки допущена ошибка.
А потом была 45 миллиметровка, которую Шпитальный представить не смог.
Б. Шпитальный  был незаурядным конструктором, родоначальником высокоскорострельной автоматики и, если бы обстановка не испортила его, мог дать еще много хороших образцов оружия для обороны государства.

Казалось бы, стоило ли так надрываться  ради тривиального  вывода:
ЦитатаШпитальный это такой выдающийся конструктор который не выдержал испытания медными трубами.

Однако не всё так просто.  Вот мне как бы поставлено в заслугу, что
ЦитатаВ текстах у вас использованы все приёмы Чапека.

Вообще-то, даже столь ценимый Вами Чапек при обращении к незнакомым людям местоимение Вы писал с заглавной буквы. Но это так, мелочи, вполне простительные фигуре Вашего масштаба. Ведь Вы то человек  не чапековский, Вы, бери  выше, исполин пушкинского калибра! Ведь это о таких, как Вы, и Ваш дружок Пауль, Пушкин написал:
Цитата Шпитального  Байрона  бы уличили, как уличили Руссо — а там злоба и клевета снова бы торжествовали.  Мы знаем Байрона довольно. Видели его на троне славы, видели в мучениях великой души, видели в гробе посреди воскресающей Греции.  Охота тебе видеть его на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.  

Однако и персонажу пушкинской толпы невредно будет узнать, к чему приводит хождение конструктора на цырлах перед сонмом желающих поконструировать заодно с ним.  История, которую я Вам поведаю, произошла ровно в те же времена. Надобно Вам знать, что был в СССР такой великий конструктор Сергей Владимирович Ильюшин. И он возьми и придумай штурмовик ИЛ-2. А поскольку голова у него варила как надо, то он предусмотрительно делал свой самолёт двухместным. Первым был – ну Вы уже догадались, леДчик, а вот вторым был стрелок, своим пулемётом защищавший заднюю полусферу от вражеских истребителей. Оба члена экипажа были защищены бронекорпусом. Однако те, чьё имя нельзя произносить вслух, указали  т. Ильюшину что лучше за счет экономии на втором члене экипажа добавить самолету бензобак.  Будь на месте хорошего человека Ильюшина нехороший, но упёртый Шпитальный,   дело бы кончилось по другому, а Ильюшин, видимо, еще и вовремя вспомнивший о том, где в это время и чем занимался Туполев А.Н.,  согласился. Началась война, ИЛ-2 остались без прикрытия, немецкие лётчики быстро нащупали у них слабое место – и пошли потери.
Какие –бы номера не выкидывал Шпитальный,  все же его ШВАКи и ШКАСы стреляли куда надо, и как надо, а люди и самолеты из-за него не гибли. А тут начали гибнуть  и люди, и самолёты.  Что же было дальше? Столкнувшись с большими потерями Ил-2, не имевших оборонительного вооружения, от Ильюшина потребовали вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано  - к концу 1942 года. Однако, изменить бронекорпус уже не было возможности, поэтому бортстрелок,  имевший всего 150 патронов, находился вне бронекорпуса, а сидел вообще на брезентовой лямке! Сколько их поубивало за годы войны – Бог весть. У нас в КБ работал человек, в войну служивший техником в авиаполку как раз ИЛ-2, он вообще стрелков  считал смертниками.
Надеюсь, теперь Вам стали понятнее истоки некоторых черт характера Шпитального? Так-то, вот именно такие характеры и делают людей Героями соцтруда в 38 лет.
Тогда как иная Гюльчатай и в 43 стесняется «личико открыть».
  • +0.00 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  sergant ( Слушатель )
19 янв 2010 00:05:06

Надобно Вам знать , что самолёт ЦКБ-55 создавался С.В. Ильюшиным по техзаданию - двухместный , с двигателем АМ-35 в 1130 л/с.
Испытания машины выявили совершенно недостаточные ТТХ - скорость у земли  у земли составила 362 км/ч вместо заданной 385 км/ч ( у опытной машины! в серии смело отнимите ещё 10-15%), посадочная     135-140 км/ч вместо 105-110 км/ч, дальность     618 км вместо 800 км; вооружение - 4 пулемёта ШКАС + 1 оборонительный ШКАС , толщина бронирования не превышала 7 мм и не защищала от бронебойных пуль винтовочного калибра, даже задняя плита кабины стрелка.  Двигатель  работал ненадёжно – перегревался на режимах взлёта и набора высоты. Управление новым самолётом требовало высокой квалификации пилота и большой физической силы - ЦКБ-55 обладал недостаточной продольной устойчивостью вследствии применения чрезмерно задней центровки.

Военные потребовали устранить недостатки машины - установить двигатель АМ-38 с 1500 л/с , увеличить запас топлива , довести толщину задней бронеплиты до 12 мм , установить пушечное вооружение , улучшить обзор , изменить центровку и облегчить управление.
Создание одноместной машины реально было единственным выходом . Особенно - учитывая ситуацию с двигателями и печальный опыт доводки М-63 ,М-88 , М-35 ... Короче - даже о мощности в 1720 л/с АМ-38Ф образца 1942 года тогда можно было только мечтать.

Одноместный Ил-2 без подвесок разгонялся у земли до 433 км/ч( серийные разгонялись до 385 км/ч) , имел заднюю бронеплиту в 12 мм , нес две пушки ШВАК и два ШКАС, ось двигателя опустилась на 175 мм , а кресло пилота , наоборот , подняли на 50 мм для улучшения обзора вперёд/вниз .
Уже летом 1941 года ШВАК начали заменять на 23 мм пушку ВЯ.

Попытки создать двухместную машину предпринимались , были несколько опытных образцов , в том числе первые - с размещением стрелка внутри бронекорпуса - но и эвакуация не позволяла быстро перейти на производство другого бронекорпус , а главное - даже с двигателем АМ-38Ф при измененном бронекорпусе  бомбовая нагрузка машины снижалась вдвое.
Даже учитывая печальный опыт одноместных Ил-2 и острую потребность в стрелке, военные такой вариант в 1942 году отвергли.
  • +1.48 / 15
  • АУ