Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,198,429 8,355
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
20 дек 2024 10:28:39

ЕГЭ – ДВИГАТЕЛЬ «РЕФОРМ» (ТГ- За возрождение образования)

новая дискуссия Аналитика  139

ЕГЭ – ДВИГАТЕЛЬ «РЕФОРМ» (ТГ- За возрождение образования)
ЦитатаЕГЭ – ДВИГАТЕЛЬ «РЕФОРМ»

Не так давно вице-премьер Чернышенко заявил, что к 2036 году детей в школах будут готовить к ЕГЭ бесплатно, и необходимость в репетиторах отпадёт.
Давно ли нам объясняли, что для успешной сдачи ЕГЭ достаточно усвоить школьную программу? И вот (надо же) — переключились, признали, наконец, что для этого требуются репетиторы. Но до сих пор ещё твердят, что ЕГЭ «обеспечивает равные права» при поступлении в вуз. Однако если без репетиторов никак, то это специфическое «равенство», в духе нынешней общественной системы, когда богатые заведомо «равнее».
Таким образом, в этом, казалось бы пустом, заявлении (к 36-му году можно обещать что угодно), есть информация, на которую стоит обратить внимание.

И тут надо заметить, что при текущем состоянии системы ЕГЭ выполнить обещание вице-премьера невозможно в принципе. Тому есть практическое подтверждение. В Москве во втором полугодии 11-го класса к ЕГЭ уже «готовят в школах и бесплатно» в небольших группах в соответствии с выбором единых экзаменов и уровнем подготовки. При этом прочие занятия отменены.
«Двоек» стало меньше. Но в верхней части оценочной шкалы существенных изменений не отмечено. В итоге не убавился и спрос на репетиторов.

ЕГЭ сегодня — это вступительные экзамены во все вузы сразу, в том числе — самые престижные, куда всегда отбирали лучших из лучших. Поэтому КИМы единых экзаменов неизбежно содержат задания, которые в принципе недоступны среднему ученику. В прежние времена такими заданиями интересовались 3% выпускников (потенциальные абитуриенты топовых вузов), а все остальные даже не знали об их существовании.
Дважды академик Семёнов (который курировал в ФИПИ ЕГЭ по математике) сказал как-то, что сложные задания профильного математического экзамена адресованы двум тысячам выпускников, не более. Но сегодня эти задания предлагают всем, и у них нет пометки «для одарённых». Народ о такой «тайной» градации догадывается, но родители в большинстве своём склонны считать, что их ребёнок в чём-то талантлив. И эти родители видят, что школа сложным заданиям ЕГЭ не учит.
Потому неизбежна массовая тяга к репетиторам.

А почему так оплошала школа?
Во-первых, учить всех тому, что по определению доступно только избранным, – это полный нонсенс.
А для «во-вторых» напомним один сюжет.
Не так давно учителям стали предлагать самим писать ЕГЭ «для подтверждения квалификации». И сразу пошли протесты, причём оформленные в виде официальных обращений от учительских ассоциаций, где было сказано, что умение готовить олимпийских чемпионов не означает способности ставить рекорды.

А ведь это очень сомнительный аргумент. Для рекордов нужны молодые мышцы и изнурительные тренировки (под руководством грамотного наставника, разумеется). А успех на ЕГЭ обеспечивают знания и опыт, которые с учительскими годами растут, а не деградируют.

Настоящая причина формулируется иначе: умение сдавать вступительные экзамены на топовые специальности ведущих вузов не входит в число профессиональных компетенций учителя. Оно, конечно, желательно, но, как правило, невозможно.

Природа не разбрасывается талантами. Одарённых не так много, и даже если их всех направить в педагогику (что немыслимо и бессмысленно), то их всё равно не хватит, чтобы заполнить все учительские вакансии.

Отсюда следует («во-вторых»), что в обычной школе некому готовить к сложным заданиям даже избранных одарённых (если они там окажутся). И это проблема неразрешимая.

В топовых школах всё в порядке. Туда привлекают лучших учителей, собирают способных учеников (в дополнение к отпрыскам богатых и влиятельных), и там процесс идёт. Но заметим, что не в направлении ЕГЭ, поскольку в таких школах «правят бал» вступительные олимпиады.

А от родителей, чьи дети посещают обычные школы, идёт вселенский стон. В самом деле, ЕГЭ упорно именуют государственной итоговой аттестацией, а на этих «выпускных экзаменах» ученикам предлагают задания, которые дети на уроках ни разу в глаза не видели.
В какой голове такое может уложиться?


очень качественный анализ с продолжением
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  gb ( Слушатель )
20 дек 2024 15:23:42

В Советском Союзе весь десятый класс бегал к репетиторам, которые натаскивали на решение задач на экзаменах. 

Молодцы. Решают проблему учеников а не фантазируют. 

А сейчас интересуются — значит уровень подготовки повысился. 

Из двух тыся отобрать двести - конкурс. Зато самородок из Н.Тагила может подняться на социальном лифте. 

Но вот единый экзамен требует проранжировать всех выпускников, и никто не готов мириться с 25 баллами. 

Учителя оказались болтунами, не способными к сдаче экзамена,)) не удивительно. 

«А вы друзья, как не садитесь….»

Разрешимая.  В средней школе мне математику преподавал Федор Федорович Глейзер, в верхней - Израиль Абрамович Брин (родственник!). С огромным теплом вспоминаю обоих. Особо запомнилось когда второй показывал мне разницу между программами по математике разных ВУЗов на примере теоремы Коши (или не Коши) 

И это правильно. На олимпиаде можно на еще более сложных задачах соревноваться. 

Школа должна работать лучше и честно говорить о диапазоне экзаменационных балов выпускников.  Чтобы заботливый родитель переправил ребенка в математическую школу «куйбышевского района» и ребенок учился там, где надо.
  • -0.01 / 2
  • АУ
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
20 дек 2024 18:40:07

продолжение
https://t.me/zvobrazovanie/1275
ЦитатаИ власть, наконец, среагировала. От имени гаранта было дано поручение привести ЕГЭ в соответствие со школьной программой.
Красиво звучит, но пока ЕГЭ является вступительным экзаменом во все вузы сразу, это невозможно. Почему — сказано выше.

Однако реформаторы «нашли решение»: программы поделили на уровни — базовый («для общего развития») и углублённый («для продолжения обучения по специальностям, связанным с выбранной дисциплиной»). Если речь о ЕГЭ, то там нужен углублённый уровень, и от его программы волосы встают дыбом. Сложность немыслимая. Там есть всё, чтобы ни у кого не было никаких шансов предъявить претензии к соответствию этой программы содержанию ЕГЭ. В такой ситуации и базовую программу подтянули вверх, чтобы не было явного диссонанса в единстве требований «единого образовательного пространства».

Но как можно усложнять программу, если то что есть подавляющим большинством толком не усваивается?

У НИХ (среди своих) ответ прост: если это требуется для ЕГЭ, то можно и нужно. Для ЕГЭ можно всё.

Два года назад был введён «обновлённый ФГОС» с заявленной целью перехода к единым программам и учебникам. Перестройку провели одним махом, за два года сразу во всех классах с полным игнорированием принципа преемственности в обучении. Девятиклассников, например, за один год обязали «пройти» трёхлетний курс «вероятность и статистика», который теперь включён в математическую программу наряду с алгеброй и геометрией. На новый стандарт переходили без учебников. По многим предметам их нет до сих пор и обещают только к 2029 году.
Такое ощущение, что министерство смотрит на школу, как солдат на вошь. Или чиновники убеждены, что организация учебного процесса не имеет никакого значения, поскольку дно уже пробито, и в школе всё равно ничему не учат.

Во всей этой кипучей деятельности под лозунгом единства образовательного пространства ясно виден один мотив: привести программы в соответствие с «оценочными процедурами» — ВПР, ОГЭ и ЕГЭ. Наверху устали от назойливых претензий типа: «в вашей ВПР десятичные дроби, а мы их ещё не проходили».
Теперь всё хорошо, все всё «проходили».

Но из-за ЕГЭ в обновлённом стандарте тут же обозначилась проблема в «единстве». Заявляли, что будет одна программа, а по точным и естественным наукам их две: базовая и углублённая. Там разный объём часов, разный материал. При этом ВПР — одни на всех.
Согласитесь, нехорошо получается с этой «единой всероссийской проверкой».
В Росбрнадзоре об этом знают и даже обещали разделить ВПР. Но передумали.

Дело в том, что этот самый «углублённый уровень», который по замыслу должен быть во всех школах на всей территории страны, на самом деле является профанацией. Поскольку для его преподавания на местах нет кадров и соответствующего количества одарённых учеников. Профильная ВПР, составленная в соответствии с углублённой программой, продемонстрирует эту профанацию во всей красе.
Потому решили, что такого не надо.

Готовят как-то к ЕГЭ в профильных классах, и слава Богу.
По математике это «как-то» сводится к «джентльменскому набору» из заданий с кратким ответом и двух задач «творческой части», которые в сумме дают 16 первичных баллов из 32 возможных. Но не беда: за эти 16 баллов итоговая оценка будет 78 (такова шкала пересчёта), а если только задания с кратким ответом (их 12), то выведут 70.
Для справки: средний балл профильного ЕГЭ по математике в текущем году — 62,55 (после всех усилий по его увеличению — см. https://t.me/zvobrazovanie/1205 ; в 2023-м было 55,62). Напомним, что профильный экзамен сдаёт лучшая половина выпускников. Приведённая цифра демонстрирует «эффективность» всего образовательного комплекса «школа плюс репетиторы».

И что интересно, в СССР института репетиторства как такового практически не было, а что было, то очаговое, как исключительное для тех кто хотел выше головы прыгать затратив минимум труда, а абсолютное большинство и слыхать не слыхивали, а качество образование в разы большее.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  avb ( Слушатель )
20 дек 2024 19:02:21

Да ну перестаньте, был вполне.
И даже два, один на взятках, а второй параллельный реальное натаскивание на экзамены.
Насчет очагового не знаю, на явно не исключительное. Но да, качество образования было выше и можно было поступить и без репетироства.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
20 дек 2024 22:08:07

Да ну, бросьте...
из окружения одноклассников и около того, вообще понятие репетитор было неизвестно...
А очаговое, это где то там в Мск, среди молодых бездельников желающих попасть в вузы, были такие фрики среди золотой молодёжи, и её окружения.
Про натаскивание вообще не о том, изучали темы и задачи по темам, а не безымянные номера где типом и не пахло.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  gb ( Слушатель )
20 дек 2024 20:45:19

Ага, не было только там, где брали всех подряд и знания не проверяли. 
         
А еще был специальный фильтр и всех подозрительных с отчеством Абрамовна и национальностью «русский» засыпали на письменном экзамене.  Они могли поступить на вечерний или в Ярославль из Москвы и кому то потом даже удавалось перевестись в Москву.
  • +0.01 / 1
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
21 дек 2024 16:15:01

завершение

ЦитатаА в обычных классах математическое образование всё больше опускается на уровень примитивных требований  базового ЕГЭ. Индикатором его состояния (который всё больше раздражает надзорные органы) является математический ОГЭ — единственный обязательный школьный  выпускной экзамен (ОГЭ по русскому языку — «это другое», о нём отдельный разговор). Этот экзамен оценивают по пятибалльной шкале, и его результат влияет на оценку аттестата. ОГЭ по математике (как и профильный ЕГЭ) состоит из двух частей: заданий с кратким ответом и «творческой части», где нет егэшной зауми: там задачи, которые в недавние времена на выпуске решали все. Но сегодня во многих базовых классах в эту творческую часть учителя даже не заглядывают, ограничиваясь методами натаскивания на получение кратких ответов. «Методы» эти временами ужасающие — см.  https://t.me/zvobrazovanie/1196  . И верхний потолок оценки при таком подходе — тройка (всё остальное — к репетиторам).

Такие беспросветные тройки (и двойки) заполняют отчётность по целым районам российской глубинки. Статистика ОГЭ закрыта, но её фрагменты попадают в сеть. И это сильно мешает радужным отчётам «о развитии математического образования».
Поэтому на ОГЭ грядут перемены.

Напомним, что в прошлом году была попытка допустить на математический экзамен калькулятор. Хватило ума — не дали.
Теперь обсуждают другой подход: сделать ОГЭ вступительными экзаменами в колледжи и техникумы, перевести оценку в стобалльный формат, а для аттестации установить зачётный порог, как и в ЕГЭ.

Зачем «гуманитариям» математика и зачем высвечивать их результаты? Набрал минимальный балл — и ладно, получи аттестат, в который поставят оценку текущей успеваемости.

И  все будут довольны, не правда ли?

Как видим, у  образовательных «реформ» есть внутренние причины. И бал на этом параде идиотизма правят «оценочные процедуры», в  первую очередь — ЕГЭ.

Но если судить по результатам, то проводимые «реформы» неотличимы от прямой диверсионной работы, направленной на разрушение нашей страны.
  • -0.02 / 2
  • АУ