МОВ ( Слушатель ) | |
06 янв 2025 11:25:34 |
Сталинист© ( Слушатель ) | |
06 янв 2025 17:19:42 |
Цитата: МОВ от 06.01.2025 11:25:34
Цитата«Россия лишилась ощущения своей идентичности и цели существования.
Она более не является носителем великой идеи или воплотителем великого проекта (каким было строительство социализма). Мало того, страна оказалась в унизительной зависимости от Запада: в ближайшем будущем ей понадобятся его кредиты, чтобы обслуживать государственный долг, а в более длительной перспективе – технологии и капиталы, чтобы модернизировать экономику».
Цитата«Лишенные национальной гордости и своих жизненных убеждений, россияне расценили закат советской эпохи как конец империи и конец национального самосознания».
ЦитатаРечь, в сущности, идет о сохранении, сбережении России как общества, государства, народа. Для этого необходимо преодолеть, прежде всего, разорванность исторического сознания, вызванного в российском обществе доморощенной идеологией антикоммунизма, адепты которого с упоением клянут и очерняют советское прошлое.
Как решается ими проблема идентификации советского общества?
Ключ к данному вопросу содержит жаргонный концепт антисоветизм – «совок»: через «синдром совково-имперской идентичности», возникший на помойке либерального дурномыслия.
Он снимает задачу поиска смыслов.
Одним лексическим плевком обозначается всё советское – и человек, и общество, и государство, и образ жизни, унизительный для человека. Словом, нечто маразматическое, обреченное на жалкую участь. Таковы ли мы?
Это идеологический вирус, размноженный СМИ и потоком публицистических и околонаучных публикаций, исковеркавший общественное сознание. У российских граждан возник устойчивый комплекс неполноценности.
«Советский человек – властитель дум современного человечества», – писал о нем Г.Л. Смирнов, наделяя его образ такими свойствами, как социалистическая направленность мысли и действий, коллективизм, братство, интернационализм, высочайшая нравственность. Соответственно советский народ представлялся в качестве знаменосца, ведущего человечество к всеобщему счастью, а советское государство – в качестве орудия осуществления этой всемирно-исторической миссии.
Очевидно, что эти идентификации без труда, самым естественным образом коррелируются с мессианистскими определениями имперских времен: русский – народ-богоносец, российское государство – третий Рим.
Тем легче большевикам было переориентировать сознание и психологию общества в постмонархической России на свои идеологические догмы и символы, превратить их в органический компонент советской идентичности.
И тем труднее для постсоветского режима оказалось привить обществу либеральную идеологию, совершенно чуждую историческим традициям России.
Государственная идеология нежизнеспособна, если она не основывается на базовых ценностях, отторгается обществом, или хотя бы не отражает их. Но сохраняются ли – и в какой мере – советские ценности в сознании, психологии постсоветского человека?
Весьма показательны, например, данные об идеологических предпочтениях россиян, полученные в ходе крупномасштабного всероссийского исследования «Русская самотождественность и новые ценности»: 73,3% опрошенных не согласны с утверждением, будто «во всей 70-летней истории СССР найдется мало того, чем можно гордиться», для 64,8% было характерно ощущение причастности к большой общности, идентичности с великим народом.
Весьма показательны и проводившиеся ВЦИОМ в 1989, 1994, 1999 и 2003 гг. по общероссийской выборке опросы по программе «Советский человек». Социолог Ю.А. Левада, обобщая данные этих опросов, констатировал, что изменения последних лет «на массовом уровне не привели к принципиальным переменам в представлениях людей о ценностно нормативном строе социальной жизни».
Исследователи рассматривают «сформированный прошлой эпохой феномен меняющихся общественных условий как лабильный, адаптирующийся и благодаря этому в высшей степени устойчивый. Поэтом мы можем сейчас говорить о судьбе характеристики “человека советского” в постсоветских условиях».
Эти и другие исследования показывают, что большинство российских граждан живет не в соответствии с навязываемым им новым социальным порядком, электронными и прочими СМИ нормами, а в том ментальном, нравственном пространстве, которое они продолжают воспроизводить согласно нормативно-ценностным представлениям, сложившимся в обществе до постсоветских перемен.
Наблюдается процесс восстановления единства исторического сознания общества.
Академик М.К. Горшков пишет: « целое распределение мнений по ключевым событиям и периодам истории ХХ века позволяет утверждать, что историческое самосознание россиян не обнаруживает той тенденции к фрагментации, которая была характерна для ситуации идейно-политического раскола в российском обществе в начале 1990 - х гг.»