Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,767,123 19,263
 

  А. Клишин ( Слушатель )
Вчера в 19:12

МС-21 – дайджест за декабрь-2024. Итоги года (ч. 2)

новая дискуссия Статья  95

Продолжение...

Июль

Первый полёт борта 73055 (МС.0012) в частично импортозамещённом облике до конца июня не состоялся, его подготовка и проверка импортозамещённых систем продолжается. «Сейчас ведётся первый монтаж импортозамещённых систем. Отладка этих систем при отработке под током. То есть это процесс не простой, не быстрый. Следом у нас будет до конца года доработан ещё один опытный самолёт. И задача эти два самолёта в этом году поднять воздух», – пояснил заместитель начальника цеха окончательной сборки ИАЗ Андрей Юферов в репортаже ВГТРК «Россия».

На полях международной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов сообщил журналистам о продолжающихся обсуждениях по изменению контракта «Аэрофлота» на поставку самолётов Ту-214 и SJ-100. Министерство считает целесообразным внести изменения в данный контракт, поскольку ожидается, что самолёт МС-21 перекроет возможности «Суперджета» и закроет необходимые потребности авиакомпании.

2 июля МС-21 б/н 73056 выполнил полёт из Жуковского до Самары и обратно. Полёт проходил на высоте более 10 500 метров без посадки в Самаре. Оценивалось новое программное обеспечение бортового радионавигационного оборудования при полёте на маршруте по гражданским трассам. Всего по данным FR24 в июле было выполнено шесть полётов общей продолжительностью более 18 часов.

Август

Борт 73053 прошёл регламентные работы и 22 августа выполнил тренировочный полёт к юбилею ИАЗ, в котором экипаж продемонстрировал фигуру ранверсман: поворот на горке, когда самолёт набирает высоту с постоянным углом тангажа и меняет направление полёта без потери высоты. Угол крена в высшей точке горки составил 110 градусов.

24 августа Иркутский авиационный завод отметил 90-летний юбилей. Главным подарком для работников авиазавода стала лётная программа. Перед тысячами заводчан и жителей Иркутска-2 в небе над Комсомольским парком состоялись демонстрационные полёты самолётов МС-21, Як-130 и Су-30СМ, а также пилотажная группа «Русские Витязи». МС-21 был представлен бортом 73053, который в конце мая выполнил перелёт в Иркутск на хранение.

В тот же день в цехе окончательной сборки Андрей Богинский и глава ОАК Юрий Слюсарь заслушали доклады и обсудили статус подготовки к лётным испытаниям двух опытных образцов МС-21 (б/н 73055 и 73057). Кроме того, Юрий Слюсарь и Андрей Богинский провели совещание, в ходе которого были рассмотрены вопросы подготовки серийного производства МС-21. Андрей Богинский рассказал журналистам, что мощности Иркутского авиазавода рассчитаны на выпуск 36 самолётов в год, первый контракт заключён на 18 самолётов, по ним идёт работа, от лизинговой компании получен аванс.

Завершена стыковка фюзеляжа десятого серийного комплекта МС-21, параллельно продолжается сборка панелей для одиннадцатого лайнера. Планируется, что в сентябре состыкуют передний и задний полуфюзеляжи одиннадцатого комплекта, а в октябре выполнят его сведение. В монтажно-испытательном цехе находятся девять планеров МС-21 в различной степени готовности. Детали изготовлены для 16-й, 17-й и 18-й машин. Очередные комплекты пилонов для самолёта МС-21 и мотогондол для двигателей ПД-14, произведенные на ВАСО в середине августа отправлены на Иркутский авиазавод. В 2024 году воронежские авиастроители планируют поставить 11 самолётокомплектов для МС-21.

Сентябрь

10 сентября в интервью газете «Ведомости» Денис Мантуров заявил, что создание российских аналогов систем и авионики требует также адаптации под них самой конструкции самолётов МС-21.

«[В: какие есть варианты решения проблем, связанных с импортозамещением агрегатов?] Хорошим вариантом будет сделать дополнительно версию укороченного на одну секцию фюзеляжа самолёта [МС-21-210]. Это позволит авиакомпаниям более эффективно эксплуатировать самолёт с учётом получившихся весовых характеристик, сохранив исходные параметры по дальности полёта при загрузке 140-150 человек», – сказал вице-премьер.

В середине сентября в «Яковлеве» прошли кадровые перестановки. Заместителем генерального директора ПАО «Яковлев» – директором программы МС-21 назначен Александр Долотовский. «Рассчитываю, Александр Викторович, что вы привнесёте в программу МС-21 стандарты и культуру управления, которые сформировались за годы разработки и производства самолёта SSJ100. Жду от вас взвешенных решений, направленных на получение результата», – сказал гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский.

Он также поручил Долотовскому в течение двух недель на основе состояния дел по опытным машинам МС-21 сформулировать предложения по кадровому составу Департамента координации программы МС-21 и актуализации состава команды управления проектом. Андрей Богинский добавил, что в рамках программы МС-21 открыт проект «укороченной» модификации – МС-21-210.

Октябрь

На ИАЗ уже возведены новый ангар для наземной отработки и кастомизации МС-21, корпус для инженерных служб, а также новый цех окончательной сборки военной техники, позволивший высвободить площади для МС-21. На различных этапах строительства находятся цех гальванических покрытий, новый цех механосборочного производства и ангар для наземной аэродромной техники, в котором завершается монтаж теплоизоляции. На заводе реализуется в общей сложности 20 инвестиционных проектов с общим бюджетом свыше 80 миллиардов рублей. В рамках модернизации производственных мощностей запланирована закупка свыше 400 единиц оборудования, существенная часть которого уже законтрактована или введена в эксплуатацию.

На авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде завершается подготовка к производству подкилевого отсека (ПКО) для самолёта МС-21. Решение о создании резервного производственного участка на заводе было принято в 2022 году из-за высокой загруженности других авиационных предприятий. За прошедшее время завод подготовил участок для сборки ПКО, осуществил техническое перевооружение производства. Одновременно с этими работами техническая служба создавала оснастку, необходимую для производства подкилевого отсека.

Ноябрь

В начале ноября освободилась должность губернатора Ростовской области, и президент России Владимир Путин предложил генеральному директору ОАК на тот момент Юрию Слюсарю возглавить регион. Новым руководителем ОАК назначен Вадим Бадеха.

Позже в ноябре руководители ПАО «Яковлев» и АО «Туполев» Андрей Богинский и Константин Тимофеев были освобождены от занимаемых должностей. В ОАК причиной кадровых перестановок назвали решение консолидировать управление гражданскими программами на уровне единого корпоративного центра.

«Функции управления деятельностью ПАО «Яковлев» будет выполнять непосредственно генеральный директор ОАК Вадим Бадеха, который совместит посты руководителя ОАК и компании «Яковлев». Управление деятельностью «Туполева» будет выполнять заместитель генерального директора ОАК по гособоронзаказу и управлению программами оперативно-тактической авиации Александр Бобрышев, который также займёт пост управляющего директора АО «Туполев»», – сообщили в пресс-службе ОАК.

В ноябре борт 73051 выполнил четыре полёта на оценку работы противообледенительной системы крыла с реконфигурацией системы при различных отказах. Экипаж борта 73054 в полёте 11 ноября оценивал аэродинамические характеристики самолёта с доработанной механизацией крыла.

Декабрь

ОНПП «Технология» успешно испытало на прочность новое остекление кабины пилотов самолёта МС-21, изделие выдержало попадание птицы на скорости более 600 км/ч. Сертификационные испытания остекления кабины проводятся в связи с заменой импортных комплектующих на продукцию российских производителей.

«До 2028 мы планируем увеличить поставки остекления для МС-21 – более чем в 11 раз», – сказал генеральный директор предприятия Андрей Силкин. Высокую прочность остекления обеспечивает технология ионообменного упрочнения силикатного стекла, что позволяет создавать остекление со сложной геометрией, которое в 6-8 раз прочнее обычного. Благодаря этому кабина пилотов может выдержать возможную встречу с птицами в воздухе.

Лобовое стекло кабины пилота МС-21 представляет собой семиплекс – четыре силикатных стекла, склеенных полимерной пленкой. Оно обладает функцией электрообогрева. Благодаря этому остекление не запотевает при перепадах температур и всегда сохраняет высокие оптические свойства.

* * *

Укороченная версия самолёта МС-21 (МС-21-210) находится на этапе эскизно-технического проекта, заявил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. Министр отметил, что активная фаза работ по проекту укороченной модификации самолёта должна быть состыкована по срокам с этапом сертификации версии МС-21-310рус, поскольку укороченная версия по сути является её продолжением и развитием.

* * *

В декабре опытный самолёт МС-21 (73055) передан в лётно-испытательное подразделение ИАЗ. В цехах авиазавода идёт изготовление планеров серийных самолётов. В рамках реализации инвестпроектов по техническому перевооружению завода завершено строительство корпуса по изготовлению оснастки, завершается монтаж окрасочных камер, ведётся монтаж оборудования очистных сооружений.

В декабре борт 73054 выполнил четыре полёта общей продолжительностью 13 часов 55 минут. 20 и 27 декабря были выполнены полёты на оценку аэродинамических характеристик крыла с доработанной механизацией. 24-25 декабря самолёт летал в Ульяновск и обратно в Жуковский. В полётах оценивалась точность работы инерциальной и радионавигационной систем при полёте по воздушным трассам.

Борт 73051 оставался на земле. Специалисты ЛИиДК им. Яковлева совместно с Лётно-исследовательским институтом им. Громова приступили на этом опытном самолёте к программе наземных испытаний на молниезащиту.

Всего в 2024 году опытные самолёты МС-21 выполнили 52 полёта общей продолжительностью 10915 минут или 181 час 55 минут.


2025 год

2025 год является завершающим по программе импортозамещения на самолёте МС-21. Борт 73055 находится в высокой степени готовности к выполнению первого полёта в облике МС-21-310рус. На нём установлены двигатели ПД-14, отечественная система электроснабжения, включая бортовую кабельную сеть, навигационное и радиоэлектронное оборудование, но крыло изготовлено из импортных полимерно-композиционных материалов.

После первого полёта последует программа заводских доводочных испытаний, в ходе которых будет оцениваться работа отечественных систем. По завершении ЗДИ, самолёт выполнит перелёт из Иркутска в Жуковский для прохождения сертификационных испытаний.

Первый полёт борта 73057 планируется выполнить в первом квартале 2025 года. Самолёт оснащён крылом из российских ПКМ и двигателями ПД-14, самолётные системы также российского производства.

Завершение сертификации и выдача одобрения главного изменения типовой конструкции самолёта МС-21-310 ожидается не ранее последних чисел декабря 2025 года.


Авиация России
  • +0.05 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!