Французы подумывают даже вынутъ из бабушкиных сундуков проекты второго поколения...
http://atominfo.ru/news/air8740.htmПоражение французской коалиции на тендере в ОАЭ было болезненно воспринято во Франции.
Европейских атомщиков на эмиратских торгах поддерживали первые лица Франции, а французские СМИ до последнего момента уверяли, что победа у их соотечественников в кармане. Тем неожиданнее оказался итоговый результат - выигрыш корейского консорциума во главе с KEPCO.
Есть интересное мнение, которое заключается в том, что политики из США и Франции перестарались с поддержкой своих кандидатов на тендере в ОАЭ. Власти Эмиратов, не рискуя обидеть кого-либо из двоих своих могущественных союзников, отдали предпочтение корейцам как третьей силе.
Проигрыш в Эмиратах стал второй в истории неудачей французского проекта EPR-1600. До этого, французы уступили "Вестингаузу" в тендере в южнокитайских провинциях. Правда, в тот раз им удалось подсластить пилюлю и получить от КНР утешительный контракт на строительство EPR.
Эмиратское поражение может стать поводом для проведения реорганизации французской атомной отрасли, а также для смены или расширения портфеля предлагаемых технологий.
Французских атомщиков раздирают внутренние противоречия, и это было видно по истории конкурса в ОАЭ. Исходно свои предложения выставила только группа AREVA, поставщик реакторных технологий. А французский потребитель, эксплуатирующий все АЭС страны - компания "Electricite de France" (EdF) - до последнего момента публично дистанционировался от тендера и подключился к нему лишь в последний момент.
Между AREVA и EdF не утихает конфликт. Энергетики полагают, что умеют лучше атомщиков строить атомные энергоблоки, а также претендуют на право выкупа части акций реакторного подразделения группы. В свою очередь, AREVA всеми силами защищает свои позиции и собственно саму целесообразность своего существования, поставленную энергетиками под сомнение.
Руководство EdF публично назвало решение о создании группы AREVA ошибкой. Оно предлагает разделить группу на реакторную и топливную части, восстановить уничтоженные при слиянии в AREVA компании "Framatome" и "Cogema" и выставить акции первой в свободную продажу.
AREVA делает ставку на союз с конкурентами EdF - компанией "GdF-Suez". Бывшие газовщики чрезвычайно заинтересованы в атомной отрасли, но они не имеют практического опыта строительства блоков и поэтому не пользуются большим авторитетом в мировых атомных кругах.
Отдельный вопрос связан с ассортиментом предлагаемой французами продукции. Группе AREVA не удаётся довести до завершения свои альтернативные проекты, и французы выступают во всём мире только лишь с реактором EPR-1600. Это очень дорогая технология, не способная конкурировать по ценовым характеристикам с проектами из других стран. Во французской печати после эмиратского тендера появились мнения, что EPR не сможет быть более продан куда-либо за пределами Евросоюза.
Во французских атомных кругах активно циркулируют слухи о грядущих организационных изменениях, но у наблюдателей нет единства в том, как они (изменения) будут выглядеть. Эксперты сходятся в том, что французам придётся ускорить работы по новым проектам, которые могли бы заменить EPR в качестве экспортного реактора. Появляются даже унизительные для Франции предложения "скопировать" основные решения, заложенные в корейском проекте APR-1400.
http://atominfo.ru/news/air8764.htmAREVA может вернуться к реакторам второго поколения
Французская группа AREVA может вернуться к реакторам второго поколения - менее безопасным, но более дешёвым. К этому французских атомщиков подталкивают итоги тендера в Эмиратах, где проект EPR-1600 проиграл корейскому реактору APR-1400, пишет Financial Times.
На прошедшей неделе топ-менеджмент группы приступил к пересмотру имеющихся в распоряжении AREVA проектов. Французы хотят понять, смогут ли они вернуть на рынок свои реакторы-тысячники второго поколения, от строительства которых они отказались два десятилетия назад.
Обратиться к архивам французов вынудило поражение в ОАЭ. Французский консорциум, предлагавший арабам реактор EPR-1600, долгое время считался лидером состязания, однако на финальной стадии его обошли конкуренты из Южной Кореи, напоминает газета.
"Мы нацелены на, как минимум, треть рынка новых реакторов. Мы полагали, что рынок будет требовать реакторы с такими же стандартами безопасности, как у EPR. Урок, который мы должны извлечь из тендера в Абу-Даби, заключается в том, что наш вывод мог быть ошибочным", - утверждает высокопоставленный представитель французской группы.
Поражение в Эмиратах было воспринято как серьёзный удар по французским амбициям на реакторном рынке. Тем не менее, AREVA сохраняет уверенность в том, что потребности в реакторах EPR никуда не исчезнут.
"Стандарты безопасности в США и Европе не позволят строить реакторы второго поколения", - настаивает представитель группы.
По оценкам, которыми сейчас оперирует AREVA, только 20% общемирового рынка новых реакторов будет открыто для установок второго поколения.
Газета обращается также к вопросу о влиянии итогов эмиратского тендера на возможную продажу части акций AREVA сторонним инвесторам. Правительство Франции ведёт активные поиски желающих вложить свои средства в капитал атомной группы, а проигрыш тендера может отозваться в виде снижения рыночной стоимости AREVA.
"Мир уже не тот, что был вчера. Недавно все мы считали, что будущее за реакторами третьего поколения. Теперь мы знаем, что это не так, и это изменило рыночную стоимость AREVA. Сегодня в игру могут вступить те, кого вчера называли отсталыми - производители реакторов второго поколения", - приводит газета слова одного из западных рыночных аналитиков.
Кстати, тезис о повышенной привлекательности реакторов второго поколения для многих государств звучал ранее в выступлениях некоторых представителей ГК "Росатом" на международных конференциях.
В 2009 году слова россиян воспринимались в западном атомном истеблишменте с большим скепсисом. В 2010 году атомщики Франции убедились в правоте российских заявлений на своём горьком опыте.
Реактор EPR позиционировался группой AREVA как прорыв с точки зрения безопасности. В нём использовались сложные современные подходы и решения, за которые потребителю приходилось бы платить высокую цену. Возможно, что именно дороговизна EPR побудила Эмираты предпочесть корейские реакторы, заключает издание.