Тред №181962
новая дискуссия
Дискуссия
232
О фильме "Аватар". Прислушался к совету тов. footuh и посмотрел этот фильм, в 3D. Полагаю, это кино является серьезным прецедентом, над которым стоит поразмышлять.
1. Производственный роман
"Аватар" показывает и противопоставляет два мира - мир Базы и мир Леса.
База - это апофеоз западной технологической цивилизации, гимн белому человеку в металле и технократической упорядоченности, форпост и само воплощение посыла: "Завоевать и Освоить". Гипертрофированные, словно из мечт инженеров, военных и менеджеров - бульдозеры и "вертолеты", компьютеры и пулеметы, - совершенные, мощные и неуязвимые. И наука - путается под ногами освоителей и защитников, - но ее терпят как необходимого и неизбежного поставщика ресурсов - решений насущных проблем; и презирают за непонятность и несобранность на Главных задачах. Здесь нет места размышлениям и переживаниям, но все подчинено плану добычи сырья.
Весь мир Базы сконцентрирован на двух персонажах - Менеджер и Полковник, которые олицетворяют (спасибо лекциям А.Э.) Буржуазию и военную мощь Аристократии; сама Аристократия остается за кадром, на Земле, но незримо присутствует в фильме - это ее властью, ее волей встала здесь очередная База для добычи очередных минеральных ресурсов. Образ Ученого, предеставляющего Духовенство, принижен и обособлен - во-первых, это женщина, огрубевшая в постоянной борьбе за жизненное пространство с неслабыми мужиками, даже курит (единственная во всем фильме!); во-вторых, фанатик от науки - живет в своем мире открытия природы (не освоения!), среди своих уникальных электрических импульсов и непонятых еще химических реакций, никому более непонятных, неинтересных и совершенно ненужных, но имеющих пусть скромное, но свое финансирование, т.е. разрешенных сверху и потому терпимых остальными. Добро пожаловать в Америку во всей ее мифологичной красе!
Обратите внимание на кастинг. Во всем фильме есть только один "раскрученный" актер, точнее актриса - великолепная Сигурни Уивер в роли Ученого, персонаж, скорее, поддерживающий, чем ведущий. Далее, типажи: главный над всем Менеджер - ухоженный, щупленький типчик с полу-европейскими, полу-семитскими чертами лица - хоть сейчас сажай за один стол с банкирами Уолл-Стрит на очередных слушаниях в Конгрессе США на тему "где деньги, Зин?", - (в реальности актер - из итальянцев Нью Йорка, и над его лицом заметно поработали гримеры); управленец на уровне приказчика в лавке, но вырос при финансистах, бесконечно преданный своим хозяевам, и за это присланный ими присматривать за этой чертовой дырой за хорошее вознаграждение. Он никто и ничто, ничего не понимает, понимать не хочет и потому всего боится. От страха готов уничтожить все вокруг, чтобы исполнить волю хозяев и добраться до желаемого ими (не им - он лишь с любопытством рассматривает образец в офисе) - минерала в данном случае, - но не своими руками. Очень узнаваемый и довольно распростаненный персонаж и в наших краях.
Полковник - стальной WASP, - тот, на ком на самом деле все здесь держится. "Слуга царю, отец солдатам", презирает первого за трусость, вторых за бестолковость. "Пройдем везде" и "Никто, кроме нас". Абсолютная альфа, завоеватель - тем живет, за то и сослан с Земли в это беспокойное место с карт бланш на любые действия ради бесперебойной добычи минерала с разумным числом собственных жертв и с надеждой, что его там ближе к старости однажды героически грохнут. Готов уничтожить все вокруг себя по определению, как цель и повод применить оружие - единственное, что он любит и ценит в этом мире: надо видеть, с каким лицом он одевает, точнее размещается в экзоскелете.
Остальная публика - обычные наемные специалисты, - но если в офисе, в диспетчерской и в лабораториях ученых это неразличимая масса обычных образованных и подготовленных людей (потому она и неразличима для нас), то в казарме - явный сброд, где-то даже мелькают немолодые лысины. Ничего похожего на боевой отряд из Чужих. Пушечное мясо - кого набрали, того и задействуем. Естественно, они питают к окружающему миру только одно чувство - страх, и с радостью исполняют приказы Полковника - уничтожить. За одним исключением - пилот "вертолета" - умница, самый опытный и бесстрашный из всех и - женщина, еще и явная латинос.
Внимание: на Базе практически нет негров, латиносов и азиатов - только белые (запомнился только бородатый негр - ученый и какие-то темные рожи мелькали среди солдатни общим планом). Это важно.
Лес - это мир Природы, мир понимания и ненасилия - там убивают только на пропитание и с благодарностью к жертве (кажется, даже взаимной). Мир, где все - живое, все взаимосвязано и гармонично. А еще это божественно красивый мир - Кэмерон несколько лет ждал, пока технологии позволят снять, точнее сделать так красиво, как он это задумал. По окончанию фильма не хочется снимать очки, расставаться с этой красотой, и коридоры торгового центра кажутся плоскими, ненатуральными, и шум противоестественным - идешь мимо салонов с желанием вернуться туда, где острова висят в воздухе, переплетенные мощными корнями деревьев, и каждый кустик тебя понимает. Само Духовенство, воплощенное даже не в человеке - в Природе.
Мир населен разумными существами, достаточно похожими на людей, чтобы не вызвать отторжение зрителей, и достаточно отличающимися от людей, чтобы не отождествлять их с собой. Они не мы, они заметно лучше нас - выше, сильнее, грациознее. Безо всякого железа, только благодарно используя силы Природы, они мчатся быстрее автомобиля и летают как птицы. Им не нужны офисы, чтобы быть сытыми, им не нужны больницы (и медстраховки), чтобы не болеть, им не нужны психоаналитики, чтобы иметь смысл в жизни. Они даже не умирают, но сливаются с Природой - телом и душой. А еще они - каждый индивидуален, но все - вместе, - и друг с другом, и с Природой. Это рай "простого" человека, т.е. - Крестьянства.
Как и полагается, в племени есть старый вождь, который как китайский император ничего не делает. Племенем управляет его жена - ведунья, - которая Знает, что, как, когда и кому делать и не делать, и все остальные этому безоговорочно верят. Их дочь - настоящая принцесса этого Леса, - станет главной героиней всего сюжета. И молодой сильный охотник, который станет вождем, когда возмет в жены эту принцессу; впрочем в фильме он никому не будет мешать. И остальной народ - словно блистательный кордебалет в этом, когда прекрасном, а когда и страшном танце.
Актеры в персонажах здесь неузнаваемы, но, кстати, все - негры (вождя играет чероки).
Люди Базы не видят красоты леса и не нуждаются в ней, для них Лес - это только заросли над месторождениями, которые надо расчистить, только помеха и источник опасностей. Жителям Леса не нужна База со всеми ее знаниями, материальными ценностями и возможностями карьерного роста - они уже живут в раю. Эти два мира противоположны и несовместимы и только главный герой (вместе с Ученым) принадлежит обеим мирам. На Базе он - откровенный неудачник, слабак и лузер, который пытался доказать свою значимость, пойдя в морпехи, но и там для него все кончилось плохо. Для Менеджера и Полковника он - ресурс, своеобразная живая отмычка к Лесу; для Ученого - чужак и потенциальный предатель. В Лесу же у него все получается, он герой, он нужен, свободен и счастлив; Лес принял его сразу и безоговорочно. И на Базе его ничего не держит, и не удержит.
Внутренний голос героя с исканиями и размышлениями, пожалуй, из прежде увиденного был только в Апокалипсисе Ф.Ф.Копполы и Casino Мартина Скорсезе - фильмы тоже известные, успешные и нестандартные для американского мейнстрима. Представьте себе, скажем, Брюса Уиллиса в Крепком орешке разговаривающего, размышляющего с самим собой: к чему это все вокруг друг друга мочат?
Неудивительно, что "Аватар" не собирает кассы в США и в Англии, он, как и советский "Морозко" просто непонятен англосаксам. Не удивлюсь, если в метрополии современного мира этот фильм будет популярен только на юго-западе, в среде La Raza и в негритянских кварталах (а в Великобритании - среди мусульман). Удивительно другое - сама биография, success record Кэмерона показывает, что этот фильм был просчитан как хороший бизнес-план - у него просто не было провальных проектов. Отсюда возникает главный вопрос - а зачем этот фильм вообще был сделан? Зачем на него дали без малого полмиллиарда долларов (на производство и рекламу)? Зачем специально под этот фильм были созданы новые камеры трехмерной съемки, был создан специальный виртуальный мир, и даже разработан язык аборигенов (все это явно не под один только фильм, Кэмерон, по слухам в Википедии, уже заявил трилогию; компьютерные и обычные игрушки тоже не за горами)?
2. Message "Аватара" - сопротивляйся белому человеку.
Ни один фильм Голливуда или английских киностудий (арт-хаус не в счет) весьма предусмотрительно никогда не делал двух вещей: (1) не показывал, что кто-то другой может успешно и безнаказанно бить белого человека и (2) не показывал, что белого человека бить необходимо, что это будет правильно.
Белые люди могут драться между собой. Белый человек может пострадать от своего творения (Титаник). Какая-то цветная, животная или инопланетная сволочь может побить одного белого человека - потому что он был слаб, - и тогда приходит другой, сильный белый человек и наказывает эту сволочь - уничтожает ее, если надо, то со всей ее планетой (Чужой). Белый человек может отступить - но только перед силами Природы (землетрясение, цунами и прочие катаклизмы), проявляя тем самым Мудрость белого человека; но когда катаклизм заканчивается (а он всегда заканчивается), белый человек возвращается и вновь берет свое, занимает свою землю (люди - существа территориальные!).
Белый человек может быть неправ или несправедлив, он может быть преступником, но наказать его может только другой белый человек или его совесть, то есть - Бог, но никак не обиженный им абориген - см. п. (1).
"Аватар" - это первый большой фильм, в котором какая-то зеленолицая хрень вышвырнула белого человека с уже его, завоеванной и освоенной им территории, и ей за это ничего не было!
Как обычно, аборигены, которых согнали с насиженного места, собрались в кучу и с луками и стрелами побежали бить белого человека в бронированных машинах, вооруженных пушками и ракетами. Сколько раз уже так было и в реальности и на экране. Как обычно, среди аборигенов есть пара-тройка белых предателей - ну так тем живее будет битва! Как обычно, белый человек, понеся потери, расколошматил аборигенов в пух и прах. И вот тут наступает, на мой взгляд, самый важный момент во всем фильме - сама Природа, которая "ни на чьей стороне, но всегда поддерживает баланс между сторонами", поднимается против белого человека. Его машины разбиты, герои - погибли, остальных выгоняют взашей, колонной пленных фрицев прогоняя через строй вооруженных трофейными пулеметами аборигенов, местных "собак" только не хватает, рвущихся с лиановых ремней.
Причем фильм со всем мастерством, всей силой искусства подталкивает зрителя сопереживать именно зеленолицым аборигенам.
"Аватар" вызывает в памяти многие фильмы и книги. Здесь и "Труп невесты" Тима Бертона, и "Улитка на склоне" братьев Стругацких, и трилогия Эдем-Солярис-Непобедимый Станислава Лема, и один из рассказов Роберта Шекли о бегстве вооруженных людей из джунглей какой-то планеты, которая ополчилась на них. Но к двум фильмам "Аватар" выступает особой антитезой.
Нападение "вертолетов" на аборигенов явно воспроизводит вертолетную атаку в Апокалипсисе Копполы - те же черные тени в небе, те же горящие джунгли, те же бегущие в ужасе и отчаянии аборигены, только Вагнера не хватает. Но в отличие от Апокалипсиса здесь налетчикам-варварам дадут достойный отпор. Словно Кэмерон всю жизнь, как увидел, мечтал сбить эти вертолеты Апокалипсиса в небе Вьетнама; и он их сбил.
Главный вывод фильма: белый человек порочен, не только душой, но самой своей физиологией, и ему нет места в раю. Он испортился и творит зло, и против него, против белого человека, кому угодно можно (разрешено), возможно (технически осуществимо) и нужно (справедливо) сопротивляться. Если нужно, то его даже можно и нужно убить! "Аватар" - это первый фильм, в котором самого крутого парня убивает зеленолицый абориген, и ему за это ничего не было и даже совсем наоборот!!!
Интересно, создатели этого фильма понимают, что они совершают коллективное самоубийство? Теперь какой-нибудь занюханный работяга на платиновом карьере где-нибудь в Ботсване, негр в тридцать третьем колене, посмотрит этот фильм, оглядится вокруг на зачахшие пальмы вокруг большой дыры в земле, посмотрит на своего начальника - рыжебородого Питера Боту, гражданского инженера, но в душе навсегда - надзирателя над этими обезьянами в комбинезонах, - вспомнит рассказы своей покойной прабабушки, как его прадедушка вот на этом самом месте охотился на антилоп, по роскошной зеленой саванне приходивших вечером на водопой, и что с его прадедушкой потом сделали белые рыжебородые люди, и подумает: "А какого черта!".
Шутки шутками, но на этой земле живет 6,5 млрд. человек, и из них белых людей (правильных белых, по Киплингу) - не больше одного миллиарда, и живут они по земле совсем не равномерно. И самые вкусные вещи почему-то закопаны там, где белые люди никогда не жили, и жить там никогда не захотят - там жарко или холодно. А еще есть места, где очень комфортно жить, но вместо белых людей там почему-то живут какие-то разноцветные обезьяны или неправильные белые. И как теперь все это заполучить, а заполученное ранее удержать?
Кэмерон понимает, что он разрешил всяким цветным и черномазым убивать белого человека? Полагаю, что понимает, и этот message был заложен в "Аватар" сознательно.
3. Богатыри против Полковника
Второй фильм, с которым явно спорит "Аватар" - это "Властелин колец".
В истории немногое случается просто так. Этот эпос Толкиен писал в годы Второй мировой, когда вражеские бомбы падали на его родную землю Британии. Его масштабную экранизацию затеяли в конце 90-х, и первый фильм трилогии очень вовремя вышел на большой экран в 2001 году - в год "нападения" террористов на Америку. Следующие фильмы вышли в 2002 и 2003 году, когда Америка наносила "ответные" удары своим врагам в Афганистане и Ираке. Это была вершина могущества США, и фильмы стали гимном англосаксов. Все герои англосаксонских эпосов - эльфы, гномы, белые люди и рядовые англичане - скромные хоббиты, - во главе с Белым магом поднялись на борьбу с вселенским могущественным злом - на востоке, - и победили его. Приключения, трудности, измены, предательства, собственную слабость - все преодолели Фродо и его верные друзья; разбили вражеские силы в нескольких подробно показанных битвах и уничтожили Зло в самом его сердце. Обратите внимание на кастинг - ни одного негра, цветного или славянина на "нашей" стороне; ни одного французского носа, монгольских скул или арабских глаз, даже ни одной семитской морды! Только настоящие белые люди! Это хорошо видно и по именам актеров.
Самыми прекрасными персонажами трилогии были лесные эльфы, возвращенные к жизни пером Толкиена из средневековой, а точнее еще дохристианской саксонской мифологии. Как ловко они скачут на конях, как умело они уравляются с луком, как красивы их песни и жилища в зачарованных лесах; и живут они практически вечно. Не случайно именно эльфы были в мифах и вновь стали в фэнтези любимейшим персонажем англосаксов.
И именно с эльфов Кэмерон срисовал аборигенов в "Аватаре" - они так же грациозны, так же любят все живое, так же живут в лесах на деревьях, так же быстро скачут (и даже летают), и столь же здорово стреляют из лука. Некоторые приемы борьбы аборигенов с людьми и их машинами просто позаимствованы из битв Средиземья в изложении Питера Джексона - помните, как эльфы заваливали гигантских "слонов"?
То есть против белого человека сейчас поднялись любимые герои его любимых сказок! Поднялись и победили его.
Это все равно, что против девятой роты вместе с полковником Ф.Бодарчуком поднялись Илья Муромец с Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, к ним из моря-окияна на подмогу спешат тридцать три богатыря с дядькой Черномором, а на горизонте во Муромских да в лесах горны раздувают пламя в кузницах А.Башкуева и стучат молоты, куют булат удалой да не против Тугарина змея, а против Федора Сергеевича, будь он неладен.
Как же белому человеку жить-то после всего этого?
С точки зрения пропаганды, исходящей из метрополии мира, первое десятилетие XXI века началось "Властелином колец", ознаменовавшем полную и окончательную победу белого человека над всем и вся, а закончилось "Аватаром", фильмом - катастрофой белого человека, полной идеологической противоположностью "Властелина".
"Аватар" - это фильм прецедентный, переломный. Он очень неслучайно появился именно сейчас, и мы можем только гадать, что именно Кэмерон выпустил разлететься по всему белому свету этой историей о неудавшейся колонизации прекрасной планеты Пандора.