Ракета-носитель H3 с новым грузовым кораблем для МКС стартовала в Японии

Ветка: Обсуждение космических программ

  caSmith ( Слушатель )
27 окт 2025 в 20:19
https://ria.ru/20251…39773.html
Японцы не сидят без дела!
ЦитатаТОКИО, 26 окт – РИА Новости. Японская ракета-носитель нового поколения H3 стартовала с космического центра Танэгасима в префектуре Кагосима, она должна вывести новый беспилотный грузовой корабль HTV-X, предназначенный для доставки грузов на Международную космическую станцию (МКС).
...
В отличие от прошлых запусков H3, стартовавшая сегодня ракета-носитель выполнена в конфигурации с максимальной грузоподъёмностью.

Кроме этого, в нее были внесены некоторые конструктивные изменения с учетом особенностей загрузки грузов в HTV-X. В частности, был разработан новый широкий обтекатель для ракеты-носителя для повышения доступности загрузки грузов. Также были предприняты меры по снижению ударного воздействия на герметичный отсек в грузовом корабле.
Новый беспилотный грузовой космический корабль HTV-X имеет длину в 8 метров и диаметр 4,4 метра. Стартовая масса корабля составляет примерно 16 тонн. Он призван заменить "грузовики" HTV и способен доставлять на орбиты высотой 300-500 км около 4,07 тонны грузов. Также HTV-X может оставаться пристыкованным к МКС до шести месяцев.
16т и только 4т груза?

  • +0.04 / 3
    • 3

Ответы (30)

 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
27 окт 2025 в 20:37
Dragon - 12500  стартовая , ~3000 ПН  ,  ATV - 20700 стартовая , 7600 ПН , HTV - 16000  стартовая , в недавнем пуске - 4070 в герметичном объёме , 1750 в негерметичном .
PS HTV-X 
Скрытый текст

  • +0.06 / 3
    • 3
 
 
  caSmith ( Слушатель )
27 окт 2025 в 21:23
Да, не обращал внимания.
Прогресс 2,3т из 7т, не сильно хуже европейцев.

  • +0.00 / 1
    • 1
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
27 окт 2025 в 21:37
 Прогресс - это ещё и  для коррекции орбиты МКС , со своей ДУ и топливом , а не просто грузовик  . Он ведь обычно орбиту поднимает .

  • +0.09 / 7
    • 7
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
27 окт 2025 в 22:22
Так и у тех тоже ДУ и топливо. Без них не добрались бы до МКС.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
27 окт 2025 в 22:53
ДУ и топливо могут быть использованы для разных целей .. Например сейчас возник вопрос про затопление МКС .. Один из вариантов -Dragon . 
...Модернизированный для свода с орбиты МКС корабль SpaceX Dragon будет нести в шесть раз больше топлива и в три-четыре раза больший запас энергии, чем в обычных капсулах Dragon. Конечный результат, по крайней мере, согласно рендеру, опубликованному SpaceX, выглядит как увеличенный Dragon. В расширенном пространстве будет храниться все дополнительное топливо, генераторы энергии и новая авионика, необходимые для завершения миссии МКС. Сюда входят 30 дополнительных ракетных двигателей Draco в дополнение к 16, уже установленным на стандартной конфигурации капсулы. ... 
https://3dnews.ru/11…za-nedelyu      .

  • +0.07 / 5
    • 5
  • АУ
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
27 окт 2025 в 23:14
И только у Прогресса есть запас топлива для подъёма орбиты МКС.

  • +0.04 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
27 окт 2025 в 23:30
И ЕМНИП, возможность заправки в космосе.

  • +0.04 / 3
    • 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 00:58
Поднимали орбиту МКС и другие корабли, не только Прогрессы.
И вообще, кораблями - это по остаточному принципу. Если после причаливания остался неиспользованным гарзапас, или часть его, то чего бы и не сэкономить, подняв за счёт него орбиту. А так у МКС есть своя ДУ со своими запасами топлива, которое ей те же грузовики регулярно подвозят.

  • +0.14 / 8
    • 8
 
 
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
28 окт 2025 в 03:02
Да все поднимают , по мере возможностей . Список - Прогресс (основной) ,  ATV (но их было всего 5 , больше не будет ) , Cygnus ....Dragon недавно вот попробовал ... А ДУ на МКС - это всякая мелочёвка , можно увернуться от мусора .
PS Для ориентира (~380+ корректировок орбиты было за время существования) -
Скрытый текст
PPS  Dragon 3-го сентября - поднял апогей (уронив перигей?) . Было 418 x 413 (округлённо) стало  419,9 х 412,5 (дельта 0.9 км) ... Увеличив  эксцентриситет орбиты.
Скрытый текст
PPPS Да и вообще  - сентябрьская  конфигурация МКС (HTV-X должен пристыковаться 29 октября ).      -
Скрытый текст

  • +0.08 / 5
    • 4
    • 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 10:24
Из буржуйских только  ATV.
Гарзапас - это на МКС. На случай отсутствия грузовика, пристыкованного к хвостовому стыковочному узлу модуля "Звезда". 
При наличии там грузовика с неизрасходованным топливом коррекция орбиты по высоте производится этим самым грузовиком.
Остальным грузовым кораблям увеличенный  запас топлива не нужен, потому как стыковочный узел у них  "не той системы".

  • +0.05 / 2
    • 2
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 11:49
А так же Цигнус, Дракоша...
Гарзапас - это у всех. У кораблей, у ракет. Без этого просто никуда.
Причём здесь увеличенный запас? Да хоть уменьшенный. В любом случае вся заправка делится на рабочий запас и неиспользуемый. Неиспользуемый, в свою очередь, состоит из:
 - остатков незабора;
- достартовых расходов;
- расходов на ещё что-то там;
- гарантийного запаса;
...

  • +0.05 / 3
    • 3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 11:55
Расскажите об их "успехах" в подъёме орбиты, плиз...

Вот об этом и речь - "что-то там"  у Прогресса и прочих ( ATV давно не летает и больше не полетит) разное.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 12:03
Были какие-то аварии?
Вообще, чаще всего, коррекции орбиты МКС проводит сама МКС.
"Что-то там" - это, например, расходы на управляемость, на дренажи/наддувы, сбросы подушек...
Это есть у всех в той или иной степени.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 12:22
Подъём орбиты МКС они когда-нить делали  и с каким успехом ? В километрах, плиз. 
Изначально МКС проектировалась с учетом того, что подъём орбиты может осуществляться только грузовиком в хвосте "Зари" и потом "Звезды" или двигателями российских модулей. Поэтому станция имеет именно такую форму какую имеет.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 13:04
Не понимаю, чего Вы упорствуете?
О том, что и другие грузовики делали такие подъемы, говорю не только я. 
OlegNZH-2 очень интересный пост написал, кстати.
Откуда такие познания?

  • +0.03 / 2
    • 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 13:41
Говорят, что кур доят. Прошу прощения за мой французский. 
Я задал простой как 5 копеек вопрос - на какую высоту поднимали орбиту МКС Драконы и Лебеди ?
У вас есть что ответить ?

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:15
А на какую высоту поднимали Цигнусы и Прогрессы?
Тоже не сложный вопрос.Подмигивающий

  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  OlegNZH-2 ( Слушатель )
28 окт 2025 в 18:34
Да ладно вам всем ....Завелись ....Понятно , что Дракон и Лебеди в разы на меньшую высоту поднимали - сотни метров (и то, фактически в тестовых режимах) , в отличии от Прогресса - тот , например , навскидку , год назад    в феврале 2025 (МС-28) на  3.4км поднял ..... А Cygnus ? - с ним и без этого хлопот хватает . Например Cygnus NG-23 (который сейчас пристыкован) - еле-еле  добрался до МКС(отключил двигатели ...."то ли баг , то ли фича"). Мало того - он сейчас мешает на своём стыковочном узле для прибытия Союз МС-28 в ноябре (закрывает коридор)...  Поэтому вариант "а" - его временно отстыкуют , или план "б" - забьют мусором и выкинут с орбиты.
PS Ссылка буржуйская , не открывается  , и на англомове ....   https://spaceflightn…e-station/
...С НК позаимствовал машперевод -
Скрытый текст
PPS Да , ещё . HTV-X к надиру №2  прибывает сегодня- завтра .(точнее прибыл , уже близко , но стыковка завтра  29.10 ~18:50 ДМВ )....Это к тому , что Тред вроде изначально про Японца!? Крутой

  • +0.03 / 1
    • 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 13:49
НАлЕ, вы опять берега потеряли. 
На американском сегменте нет модулей с ЖРД, есть только гиродины для поддержания ориентации и выполнения поворотов.

  • -0.01 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:17
И что? Это как-то мешает другим грузовикам, кроме Прогресса, выполнять маневры по коррекции орбиты МКС?

  • +0.03 / 2
    • 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:19
Для понимания -

  • +0.03 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:23
Простите, а что я тут должен понять?

  • +0.02 / 1
    • 1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:30
Это не конкретно Вам. Для уважаемой публики, пояснение о каких цифрах идет речь.

  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:25
Не выполняют.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 14:29
Вам уже сказали, что и Цигнус, и Дракоша выполняют. Причём не только я сказал.
Вот сейчас ещё японец подтянется. Может и он "может".
И вообще, а всем проблема-то? Есть ДУ, есть лишние остатки топлива. Чего бы не дунуть? Да, разумеется, надо центровку смотреть.

  • +0.03 / 2
    • 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 15:10
Ну наконец-то... Веселый

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 16:13
Странно, что нужно кому-то здесь напоминать о таких тривиальных вещах.Улыбающийся

  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  aspb ( Слушатель )
28 окт 2025 в 15:28
Дракон
12,5 минуты
. Благодаря этому маневру высоту орбиты станции удалось увеличить на 112 метров в апогее (наивысшая точка) и 1126 метров в перигее (низшая точка). Между тем орбитальная скорость МКС изменилась менее чем на 1 м/с.
Просто офигительный результат.

  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  DMAN ( Слушатель )
28 окт 2025 в 15:45
Обидеть Дракошу может каждый. Вон какая МКС большая и тяжелая. А он так старался.

  • -0.01 / 1
    • Флуд   1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
28 окт 2025 в 16:08
1. Дык, может больше и не надо было.
2. Более четко посчитан гарантийный запас, то бишь, минимизирован по максимуму. Соответственно, меньшие возможности для, скажем так,  "неосновной  деятельности".

  • +0.00 / 0
  • АУ