За кулисами Варшавского договора: скрытое сотрудничество разведки ПНР и ЦРУ

Ветка: Спецслужбы

  Vediki977 ( Слушатель )
31 окт 2025 в 16:14
Марчин Фалиньский — подполковник в отставке, бывший сотрудник польских спецслужб и автор историко-шпионских романов. В прошлом — журналист, разведчик, участник зарубежных операций. Сегодня пишет книги, в которых реальный опыт работы спецслужб переплетается с художественным вымыслом. В ближайшее время выйдет его новый роман — «Индийская шарада».
Фалиньский окончил факультет журналистики и политологии Варшавского университета. Работал в газете «Życie Warszawy», а затем поступил на службу в Управление государственной охраны. Позже продолжил карьеру в Главном управлении разведки, где проработал более двадцати лет. В 1997 году прошёл обучение в Центре «Старе-Кейкуты» - одном из главных учебных центров польской разведки. После выхода в отставку в звании подполковника стал писателем, используя накопленный опыт и наблюдения из профессиональной жизни.
По словам Марчина Фалиньского, служба в разведке требует не только профессиональных навыков, но и постоянной готовности к переменам. Он считает, что такие структуры, как разведка, должны быть гибкими и уметь адаптироваться к новой реальности.
«Я считаю, что такие институты, как Разведывательное управление должны быть адаптированы как структурно, так и функционально к меняющейся реальности. Мы не можем зацикливаться на определённых методологических решениях прошлых эпох. Должны быть механизмы, которые в случае возникновения конфликта за пределами нашей восточной границы, позволят направлять этих сотрудников в различные районы в зависимости от их знаний и способностей. Эти люди должны быть резервными силами там, где они находятся, или там, где им назначили работу, или там, где им предложили должность – в конце концов, это не обязанность – прямо сейчас. Сейчас много говорят о медицинском легионе для консолидации медицинских работников и медицинских сообществ. Примерно по такому же принципу нужно создать неофициальное разведывательное сообщество».
Обучение в центре «Старе-Кейкуты» Фалиньский вспоминает как один из самых насыщенных периодов своей жизни. По его словам, курс длился около года и представлял собой своеобразное испытание на выносливость и профессиональную пригодность. Все слушатели находились на казарменном положении, выход за пределы Центра был запрещён. Такая изоляция, объясняет он, была частью естественного отбора — некоторые не выдерживали и уходили, кто-то по личным причинам, кто-то из-за психологического напряжения.
В программе обучения были не только тактические и аналитические занятия, но и курсы, посвящённые истории разведки. Именно тогда Фалиньский впервые услышал подробности дела полковника Рышарда Куклиньского, а также истории, связанные с деятельностью активистов «Солидарности» и разоблачением иностранных агентов. Эти рассказы, по его признанию, произвели сильное впечатление и во многом определили его интерес к шпионской тематике, который позже нашёл отражение в его книгах.
Фалиньский отмечает, что ещё в 1980-е годы польская разведка начинала осознавать перемены, которые приближались в международной политике. Он вспоминает, что даже в годы противостояния с Западом американцев в разведывательной среде не воспринимали как «смертельного врага», скорее как профессионального соперника, с которым можно было вести игру по правилам. Гораздо более сложными противниками, по словам Фалиньского, считались французы — действовавшие жёстко и непредсказуемо.
«Кстати, Джон Помфрет в своей книге «Привет из Варшавы», писал, что сотрудники польской разведки уже в 1980-х годах понимали, что через несколько лет ветер подует совсем в другую сторону. Уже тогда были определённые попытки, со стороны офицеров разведки Польской Народной Республики выходов на американцев и налаживания рабочих контактов с представителями ЦРУ».
Одним из наиболее обсуждаемых примеров того времени остаётся история полковника Рышарда Куклиньского, сотрудника польской разведки, который в 1970-е годы передал американцам тысячи секретных документов стратегического значения в отношении стран Варшавского договора.
Фалиньский считает, что бегство Куклиньского не было случайным и, вероятно, произошло при негласном согласии польских спецслужб. По его словам, в момент, когда ЦРУ тайно вывозило Куклиньского из Польши, система контроля транспорта на участке между Варшавой и ФРГ была неожиданно отключена — событие, которое до сих пор вызывает вопросы у тех, кто знаком с деталями операции.
«Коллеги мне рассказали, которых уже нет в живых, что они сопровождали эту машину - везшую Куклинского к границе. Они  наблюдали за ним. Напомню, автомагистралей было не так уж много: дорога проходила через Познань и Кутно, представляя собой обычную трассу с двусторонним движением. И напомню, что 1980-е годы были временем крайней нищеты в Польше. Поставки осуществлялись в фактически по одному маршруту».
«Маршрут тщательно контролировался Гражданской милицией и сотрудниками из бюро «Б», то есть из отдела наружного наблюдения. Все автомобили фотографировались и снимались на видео, а также были выделены зоны для передачи дипломатических автомобилей из одного пункта в другой. Если кто-то по дороге съезжал с трассы и терялся, вся зона перекрывалась, и начинались поиски. И в тот самый момент, когда сотрудники ЦРУ тайно вывозили полковника Куклинского, эта система была отключена».
ТГК Двуйка

  • +0.20 / 3
    • 3

Ответы (1)

ligr
 
Слушатель
Карма: +15.94
Регистрация: 22.05.2010
Сообщений: 1,066
Читатели: 2
Цитата: Vediki977 от 31.10.2025 16:14:27...И напомню, что 1980-е годы были временем крайней нищеты в Польше....
ТГК Двуйка
А мы точно в одном и том же пространственно-временном континууме жили?

  • +0.06 / 3
    • 3