Сталин: «Когда делаются большие государственные дела, любой напиток должен казаться тебе водой, и ты всегда будешь на высоте»

Ветка: Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.

  АндрК ( Слушатель )
30 ноя 2025 в 16:45


"В один из августовских дней 1942 г. я был вызван Сталиным с фронта, что случалось нередко. Прибыв в штаб АДД, я, как всегда, занялся накопившимися делами. Раздался телефонный звонок. Сняв трубку, я услышал голос Сталина. Поинтересовавшись, как идут дела, он сказал:

– Приведите себя в порядок, наденьте все ваши ордена и через час приезжайте.

Раздались частые гудки. И прежде случалось, что Сталин позвонив и поздоровавшись, давал те или иные указания, после чего сразу клал трубку. Это было уже привычно. Верховный имел обыкновение без всяких предисловий сразу приступать к тому или иному вопросу. А вот указаний надеть ордена и привести себя в порядок за год совместной работы я еще ни разу не получал.

Обычно я не носил никаких знаков отличия, и пришлось потрудиться, чтобы правильно прикрепить ордена на гимнастерке, почистить ее (так как вторых комплектов не имелось) и пришить новый подворотничок.

Придя в назначенный час, я и вовсе был сбит с толку. Поскребышев направил меня в комнату, расположенную на одном этаже с Георгиевским залом. Там уже были К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов, А. С. Щербаков и еще два-три человека.

Вошел Сталин, не один. Рядом с ним я увидел высокого полного человека, в котором узнал Уинстона Черчилля, и какого-то военного, оказавшегося начальником английского имперского генерального штаба Аланом Бруком . Сталин представил Черчиллю присутствующих, а когда очередь дошла до меня и он назвал мою довольно длинно звучавшую должность, дав при этом соответствующую аттестацию, я почувствовал, что краснею. Черчилль очень внимательно, в упор разглядывал меня, и я читал в его взгляде некоторое изумление: как, мол, такой молодой парень может занимать столь высокую и ответственную должность? Поскольку я был самым младшим, здоровался я с Черчиллем последним. После представления Черчиллю и обмена рукопожатиями всех нас Сталин пригласил к столу.

Если не ошибаюсь, на этой встрече присутствовало человек десять, а может быть, чуть больше. Стол был небольшим, но за ним уселись все. Я оказался напротив Климента Ефремовича Ворошилова, перед тарелкой которого стояла бутылка водки со стручком красного перца. Это было, как он утверждал, его лекарство от желудка. По правую руку от Ворошилова сидел Брук, затем Черчилль, рядом с ним Сталин, далее Молотов и другие. Сталин налил Черчиллю вина и провозгласил здравицу в честь союзников. Сразу вслед за этим Ворошилов взял стоявшую перед ним бутылку, пододвинул две солидного размера рюмки, наполнил и подал одну из них Бруку со словами:

– Предлагаю выпить со мной за доблестные вооруженные силы Великобритании и Советского Союза. По нашему обычаю такую здравицу пьют до дна, если, конечно, человек, которому предлагают, согласен с этим. – И выпил свою рюмку до дна.

Англичанину ничего не оставалось, как последовать примеру Климента Ефремовича. Он опрокинул рюмку в рот, но «перцовка», видимо, была хорошо настояна, и я с великим любопытством наблюдал, справится ли с ней англичанин, ибо по лицу его было видно, что в нем идет страшная борьба противоречивых чувств: явного стремления проглотить водку и столь же явного инстинктивного противодействия этому организма. Наконец сила воли победила, водка была выпита, но по его лицу потекли слезы. Последовавшее за этим добродушное предложение Климента Ефремовича продолжить тосты с перцовкой встретило галантный, но решительный отказ.

Тем временем я увидел в руках британского премьера бутылку армянского коньяка. Рассмотрев этикетку, он наполнил рюмку Сталина. В ответ Сталин налил тот же коньяк Черчиллю. Тосты следовали один за другим. Сталин и Черчилль пили вровень. Я уже слышал, что Черчилль способен поглощать большое количество горячительных напитков, но таких способностей за Сталиным не водилось. Что-то будет?!

Почему, и сам не знаю, мною овладела тревога. За столом шла оживленная беседа, звучала русская и английская речь. Референт Павлов с такой легкостью и быстротой переводил разговор Сталина с Черчиллем, что казалось, они отлично понимают друг друга без переводчика. Я впервые увидел, что можно вести разговор на разных языках так, словно переводчика не существует.

Черчилль вытащил сигару такого размера, что подумалось, не изготавливают ли ему эти сигары на заказ. Речь Черчилля была невнятна, говорил он, словно набрав полон рот каши, однако Павлов ни разу не переспросил его, хотя беседа была весьма продолжительна.

В руках Павлова были записная книжка и карандаш: он, оказывается, одновременно стенографировал. Павлова я уже знал, так как мы перебрасывали его на самолете Асямова в Лондон. Небольшого роста, белокурый молодой человек обладал поразительным мастерством переводчика.

Тосты продолжалась. Черчилль на глазах пьянел, в поведении же Сталина ничего не менялось. Видимо, по молодости я слишком откровенно проявлял интерес к состоянию двух великих политических деятелей: одного – коммуниста, другого – капиталиста – и очень переживал, чем все это кончится…

Наконец, Сталин вопросительно взглянул на меня и пожал плечами. Я понял, что совсем неприлично проявлять столь явное любопытство и отвернулся. Но это продолжалось недолго, и я с тем же откровенным, присущим молодости любопытством стал смотреть на них.

Судя по всему, Черчилль начал говорить что-то лишнее, так как Брук, стараясь делать это как можно незаметнее, то и дело тянул Черчилля за рукав. Сталин же, взяв инициативу в свои руки, подливал коньяк собеседнику и себе, продолжал чокаться и вместе с Черчиллем осушать рюмки, продолжая непринужденно вести, как видно, весьма интересовавшую его беседу.

Встреча подошла к концу. Все встали. Распрощавшись, Черчилль покинул комнату, поддерживаемый под руки. Остальные тоже стали расходиться, а я стоял как завороженный и смотрел на Сталина. Конечно, он видел, что я все время наблюдал за ним. Подошел ко мне и добрым хорошим голосом сказал: «Не бойся, России я не пропью. А вот Черчилль будет завтра метаться, когда ему скажут, что он тут наболтал…» Немного подумав, Сталин продолжил: «Когда делаются большие государственные дела, любой напиток должен казаться тебе водой, и ты всегда будешь на высоте. Всего хорошего». – И он твердой, неторопливой походкой вышел из комнаты.

Из различных рассказов о Черчилле я знал, что у него на службе находится некое лицо по фамилии, по-моему, Томпсон, главной обязанностью которого было пить вместе с Черчиллем, когда это на него находило, ибо не всякий человек мог с ним пить. В этот приезд к нам британский премьер жил на даче Сталина, имел в своем распоряжении достаточное количество армянского коньяка, после употребления порядочной дозы которого устраивал борьбу на ковре со своим партнером. Привожу это я лишь для того, чтобы подчеркнуть, как непросто было состязаться с таким человеком и все же оставить его опростоволосившимся.

Сколь велико было пристрастие британского премьера к нашим спиртным напиткам, можно судить и по тому, что посланные Сталиным через Черчилля различные подарки Рузвельту – черная икра, балык, рыба – были доставлены в целости, а вот водка и коньяк были выпиты в пути, о чем сам Черчилль и сообщил Сталину, присовокупив свои извинения…".

Маршал авиации А. Голованов. Из книги "Дальняя бомбардировочная".

Автор: Дмитрий Голубов.
 https://vk.com/wall-46239432_1821935

  • +0.11 / 5
    • 5

Ответы (3)

a1965
 
СССР
Слушатель
Карма: +8.01
Регистрация: 14.01.2016
Сообщений: 1,829
Читатели: 0
Цитата: АндрК от 30.11.2025 16:45:24... – И он твердой, неторопливой походкой вышел из комнаты.

..

Маршал авиации А. Голованов. Из книги "Дальняя бомбардировочная".

Автор: Дмитрий Голубов.
 https://vk.com/wall-46239432_1821935
 Сталин явно подготовился и принял что-то.. Спецслужбы имеют в своем арсенале и такие средства.
Отредактировано: a1965 (АС) - 01 дек 2025 в 18:15

  • +0.00 / 0
АндрК
 
Белоруссия
Дзержинск
Слушатель
Карма: +44.32
Регистрация: 28.10.2013
Сообщений: 9,705
Читатели: 0
Цитата: a1965 от 30.11.2025 18:10:06Сталин явно подготовился и принял что-то.. Спецслужбы имеют в своем арсенале и такие средства.
Эти два человека в разное время правили нашей страной, оба начинали войны, оба ответственны за гибель множества граждан своей страны. О Ельцине известно, что он любил часто «Работать с документами». Напомню, что подразумевалось  под этим. Начнём с воспоминаний сатирика Задорнова о том, как встречали новый, 1992г.:

Я уже был довольно популярным писателем-сатириком. Мне предложили вести новогодний «Голубой огонёк». Я, естественно, согласился. В то время это считалось очень почётно и престижно. С утра 31-го декабря мы репетировали. Вдруг, ко мне подошёл побледневший редактор телевидения, отозвал меня в сторону и, продолжая бледнеть на глазах, зашептал:
- У нас ЧП! Горбачёв не президент и уже не может поздравлять советский, нет, русский… короче, наш народ с Новым годом. А Ельцин - он выждал паузу и добавил, - тоже уже не может! Ты понял?
Почему?
Тогда мы ещё не знали, что означает выражение «президент работает с документами».
Потому что не может. Как ты не понимаешь? Как мне объяснила его охрана, он сейчас работает с документами! И будет работать с ними всю неделю запоем! Охрана жалуется, что он оказался абсолютным трудоголиком, и они устали бегать за документами в магазин!. Понимаешь? - Он выделил слово «понимаешь», как будто разговаривал со мной, как с дебилом.
И что же делать?

Как ведущему телеогонька, придётся поздравлять народ тебе. Без поздравления народ оставлять нельзя 
Наступление 1993г. кстати, тоже обошлось без поздравления президента, можно также вспомнить прилёт Ельцина в Ирландию, когда он не смог выйти из самолёта из-за того, что «приболел», дирижирование оркестром в Берлине и т.д. Ну и не обойтись без воспоминаний господина Клинтона об официальном визите президента России в США        ...что однажды после ночной попойки Ельцин пропал из своих апартаментов в особняке Блэр-Хаус, в котором размещаются высокопоставленные иностранные гости президента. Позже, в 3 часа ночи сотрудники секретных служб обнаружили российского президента на Пенсильвания Авеню, напротив Блэр-Хаус, в одном нижнем белье. Ельцин пытался поймать попутную машину, и еле выговаривая слова, объяснял американским охранникам, что хочет поесть пиццы.
На следующий день с пьяным президентом России снова случился конфуз. Ночной консьерж Блэр-Хаус, не узнав в позднем визитере в состоянии сильного алкогольного опьянения главу российского государства, отказался пускать его внутрь до тех пор, пока ситуацию не разрешили прибывшие спецагенты.
Инциденты с пьяным Ельциным замяли, однако Бранч приводит в своей книге показания 79 человек, которые стали свидетелями неприятного происшествия.

Рассказ настолько невероятен, что лично я до конца в него не верю, но можно представить как велись переговоры и страшно представить о чём они в оконцовке договорились...                   



А теперь обратимся к воспоминаниям о другом правителе нашей страны, вспоминает А. Голованов: ...Сняв трубку, я услышал голос Сталина. Поинтересовавшись, как идут дела, он сказал:
– Приведите себя в порядок, наденьте все ваши ордена и через час приезжайте.



  • +0.09 / 3
    • 3
GeorgV
 
Канада
Слушатель
Карма: +1.70
Регистрация: 14.05.2010
Сообщений: 19,885
Читатели: 7