Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,797,549 45,186
 

  Shalalak ( Слушатель )
31 янв 2010 03:42:21

Тред №185429

новая дискуссия Дискуссия  160

Про Рычагова:
Извиняюсь за "многобукв" но оно того стоит.

"Снова адмирал Исаков:
    "...Еще одно воспоминание.
   Сталин в гневе был страшен, вернее, опасен, трудно было на него смотреть в это время и трудно было присутствовать при таких сценах. Я присутствовал при нескольких таких сильных вспышках гнева, но все происходило не так, как можно себе представить, не зная этого.
     Вот одна из таких вспышек гнева, как это выглядело.
---------------скип----------------
   Вот одно из них. Это происходило на Военном совете, незадолго до войны, совсем незадолго, перед самой войной. Речь шла об аварийности в авиации, аварийность была большая. Сталин по своей привычке, как обычно на таких заседаниях, курил трубку и ходил вдоль стола, приглядываясь к присутствующим, иногда глядя в глаза, иногда в спины.
     Давались то те, то другие объяснения аварийности, пока не дошла очередь до командовавшего тогда военно-воздушными силами Рычагова. Он был, кажется, генерал-лейтенантом, вообще был молод, а уж выглядел совершенным мальчишкой по внешности. И вот когда до него дошла очередь, он вдруг говорит:
     - Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах.
     Это было совершенно неожиданно, он покраснел, сорвался, наступила абсолютная гробовая тишина. Стоял только Рычагов, еще не отошедший после своего выкрика, багровый и взволнованный, и в нескольких шагах от него стоял Сталин. Вообще-то он ходил, но когда Рычагов сказал это, Сталин остановился.
     Скажу свое мнение. Говорить это в такой форме на Военном совете не следовало. Сталин много усилий отдавал авиации, много ею занимался и разбирался в связанных с нею вопросах довольно основательно, во всяком случае, куда более основательно, чем большинство людей, возглавлявших в то время Наркомат обороны. Он гораздо лучше знал авиацию. Несомненно, эта реплика Рычагова в такой форме прозвучала для него личным оскорблением, и это все понимали.
     Сталин остановился и молчал. Все ждали, что будет. Он постоял, потом пошел мимо стола, в том же направлении, в каком и шел. Дошел до конца, повернулся, прошел всю комнату назад в полной тишине, снова повернулся и, вынув трубку изо рта, сказал медленно и тихо, не повышая голоса:
     - Вы не должны были так сказать!
     И пошел опять. Опять дошел до конца, повернулся снова, прошел всю комнату, опять повернулся и остановился почти на том же самом месте, что и в первый раз, снова сказал тем же низким спокойным голосом:
     - Вы не должны были так сказать. - И, сделав крошечную паузу, добавил: - Заседание закрывается.
     И первым вышел из комнаты.
     Все стали собирать свои папки, портфели, ушли, ожидая, что будет дальше.
     Ни завтра, ни послезавтра, ни через два дня, ни через три ничего не было. А через неделю Рычагов был арестован и исчез навсегда. "


   В том, что Рычагов был арестован через неделю после заседания, адмирал Исаков ошибается. Рычагов тогда был снят с должности, но арестован не был. Сработал стереотип - снят, значит арестован. Об арестах ведь тогда не объявлялось публично. Более того, от обсуждения такого рода инцидентов тогда старались воздерживаться. Поэтому каждый мог только догадываться, ничего не зная наверняка.
     
     Совещание Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны, посвященное вопросам укрепления дисциплины в авиации, прошло 9 апреля 1941 года.
     
     В протоколе этого заседания, датированном 12 апреля 1941 года (то есть, через три дня), указывалось: "ЦК ВКП(б) и СНК устанавливают, что аварии и катастрофы в авиации Красной Армии не только не уменьшаются, но все более увеличиваются из-за расхлябанности летного и командного состава, ведущей к нарушениям элементарных правил летной службы.
     
     Ежедневно в среднем гибнет при авариях и катастрофах 2-3 самолета, что составляет в год 600-900 самолетов. Нынешнее руководство ВВС оказалось неспособным повести серьезную борьбу за укрепление дисциплины в авиации и за уменьшение аварий и катастроф.
     
     Руководство ВВС часто скрывает от правительства факты аварий и катастроф, а когда правительство обнаруживает эти факты, то руководство ВВС старается замазать эти факты, прибегая в ряде случаев к помощи наркома обороны.
     
     Попытка т. Рычагова замазать расхлябанность и недисциплинированность в ВВС имела место в связи с тяжелой катастрофой, имевшей место 23.01.41 г., при перелете авиационного полка из Новосибирска через Семипалатинск в Ташкент, когда из-за грубого нарушения элементарных правил полета 3 самолета разбились, 2 самолета потерпели аварию, при этом погибли 12 и ранены 4 человека экипажа самолетов.
     
     О развале дисциплины и отсутствии должного порядка в Борисоглебской авиашколе правительство также узнало помимо т. Рычагова.

     О нарушениях ВВС решений правительства, воспрещающих полеты на лыжах, правительство также узнало помимо ВВС.

     ЦК ВКП(б) и СНК СССР постановляют:
     1. Снять т. Рычагова с поста начальника ВВС Красной Армии и с поста заместителя наркома обороны, как недисциплинированного и не справившегося с обязанностью руководителя ВВС...".

     
     
     Итак, 12 апреля Рычагов был снят с должности. Но не был арестован, как предположил адмирал Исаков, а направлен на учебу в Военную академию Генштаба.
     
     Арестован он был сразу после начала войны, 24 июня 1941 года. Расстрелян по одним данным в октябре 1941 года, по другим - в феврале 1942-го.

-------------------скипнуто------------------

     Но вернёмся к апрельскому совещанию и словам Рычагова в адрес Сталина.
     
     Ах, с каким же удовольствием повторяют их (правда частенько перевирая) борцы с режимом. Вот мол, пострадал за правду. Но не побоялся врезать её самому Сталину. В глаза. Подлому убийце.
     
     Между тем, давайте вспомним спокойную и взвешенную оценку, данную этим словам адмиралом Исаковым. В 1962 году, намекну. Фактически он признал слова Рычагова несправедливыми.
     Но только ли оскорблением явились они для Сталина?
     
     Хотя и этот вопрос немаловажен, конечно. И не так прост, как это кому-то может показаться. Поскольку это не сценка в трамвайном вагоне. Речь идёт об армии и об армейском порядке.
     
     Вызывающее поведение генерала кому-то может показаться героическим. Но пусть этот кто-то представит себе, что того же самого генерал-лейтенанта Рычагова оскорбил (публично оскорбил, подчеркну) рядовой красноармеец. И не просто так оскорбил, а по службе. При исполнении, так сказать.
     
     Что должен сделать в такой ситуации генерал Рычагов?
     Обхамить его в ответ?
     Как бы не так. Он должен этого военнослужащего наказать. Этого требует воинский закон. Поэтому тот же генерал Рычагов в таком случае наверняка именно так бы и поступил.
     
     Но позвольте. Генерала Рычагова его подчинённым оскорблять безнаказанно нельзя. В тоже самое время генералу Рычагову оскорблять своего высшего начальника можно. Так получается?
     
     Впрочем, гуманитарные мнения на то и гуманитарные, чтобы интересны они обычно только для их носителей.
     
     Хочу отметить в этой ситуации ещё один очень важный момент.
     Адмирал Исаков увидел в словах Рычагова всего лишь оскорбление. И не увидел (или не захотел сказать об этом вслух в адрес жертвы сталинских репрессий) другой стороны этого эпизода.
     
     Что означают слова Рычагова на самом деле?
     
     Давайте послушаем их ещё раз.
     "Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах".
     
     Что в этих словах правда, а что неправда?
     
     Правда заключается в том, что качество самолётов, выпускаемых тогда в СССР, действительно было плохим. Назовём вещи своими именами.
     
     Это подтверждает, кстати, то самое обстоятельство, что вскоре после войны за поставку в действующую армию бракованной авиационной техники были осуждены нарком авиационной промышленности Шахурин, главком ВВС главный маршал авиации Новиков и ещё несколько человек из их окружения и из ЦК.
     
     Так что факт, что называется, имел место. То, что подтверждаю я его, ссылаясь на более поздние события, в данном случае, не имеет значения. Поскольку явление это было системным. До сих пор бытует острота о молотке, как о "русской отвёртке". Что же говорить о тех временах, когда уровень профессиональной культуры советского производства определялся, в основной своей массе, вчерашними крестьянами.
     
     Снова Грабин.
     Описание завода, куда он приехал работать из Москвы. Завод был построен именно для выпуска артиллерийских систем и сдан незадолго до его приезда.
     
     "...В высоких светлых цехах стояли новые станки - и отечественные, и импортные, но производство даже в этих отлично оборудованных цехах было мелкосерийное с применением так называемой временной технологии, которая не гарантирует качества...; вследствие этого и производительность оборудования была очень низкой. В цехах руководствовались старыми и неточными рабочими чертежами. Кроме того, трудно было с кадрами. Лишь незначительная часть рабочих имела достаточно высокую квалификацию. В основном же нанимали "от ворот". Эти новые рабочие нередко ломали первоклассное оборудование...".
     
     
     Так обстояли тогда дела не только, конечно, на артиллерийских заводах. Множество построенных тогда новых предприятий, создание целых новых отраслей промышленного производства, требовали огромного количества рабочей силы. Но квалифицированных кадров для них, естественно, просто не было. Они ещё только должны были сложиться. Со временем.
     
     Иными словами, что могли авиационные заводы дать тогда армии, то они и давали. И по количеству и по качеству. Другого они дать тогда просто не могли. И никакой Сталин не мог здесь ничего изменить. Так же, как никакой Сталин не заставлял и не мог заставить, конечно, летать на этом тысячи лётчиков.
     
     Однако, неправда начинается уже здесь, когда Рычагов пытается объяснить аварийность только лишь качеством поставленных промышленностью самолётов.
     Когда бьются при перелёте одновременно пять машин, ясно, что дело не в одновременном отказе техники.
     Дело в уровне подготовки лётчиков.
     Чего генерал Рычагов, как видно из его реплики, признавать никак не хотел.
     
     Подготовка плюс дисциплина. Когда лётчик мнит себя Чкаловым и мечтает пролететь под мостом или учудить ещё что позаковыристее, это одно. Когда при всём этом по уровню своей подготовки он далеко не Чкалов, но признаться себе в этом не хочет, это совершенно иное.

--------------------скипнуто------------------------
   Почему генерал сорвался в этом случае? Объяснение простое. И банальное.
     Зазнайство. Любимец Сталина, предмет обожания советского народа, героический лётчик. И здесь, на совещании ему вдруг предъявили - "почему промолчал о том случае?", "почему скрыл это происшествие?" Непривычно после всегдашнего обожания. Тут всеобщий любимец и выпалил в запале свою кухонную фразу.
     
     Что означала эта фраза?
     Она означала, что Сталин, "заставляя" лётчиков "летать на гробах", заинтересован в том, чтобы самолёты в СССР были как можно более худшего качества. Это, во-первых.
     Во-вторых, она означала, что Сталин был заинтересован убить этими самыми плохими самолётами как можно больше лётчиков.
     Сказано было предельно ясно.
     
     Потрясение Сталина видно из корявости его дважды произнесённой фразы "Вы не должны были так сказать". При том, что самые разные источники упоминают об обычной точности его выражений.
     
     Вполне естественно, что сцена эта обычно с огромным воодушевлением используется борцами с режимом. В смысле одобрения поступка Рычагова. Очень это для них благодарный материал.
     
     Одновременно это их отношение очень хорошо показывает одновременно и тот идеал, который они защищают. Потому что только у Сталина за свою работу должен был отвечать каждый чиновник, что гражданский, что военный, что хозяйственный, что партийный.
     Невзирая на чины и звания.
     
     Это после него настала эпоха, когда никто ни за что не отвечал. Нет, понятно, что каких-то стрелочников обычно находили в случае нужды, но это и были всего лишь стрелочники. А не те, кто должен был на самом деле отвечать. Но не отвечал в силу высокого положения.
     
     Поэтому понятно, что демарш Рычагова и вызывает у них такое сочувствие. Поскольку вызван он был любезным им образом жизни - жить, ни за что не отвечая. Но пользуясь при этом максимальными благами.
     
     Ведь одна же всего короткая фраза - а как много она в себя вместила.
     Что означает - "вы заставляете"?
     Но простите, Сталин не принимал лично поступившие в строй бракованные самолёты. Это делал... сам генерал Рычагов. Потому что именно в подчинении главкома ВВС находился (и находится сейчас) институт военной приёмки.
     
     Представители главкомата ВВС имелись на каждом авиационном заводе. Ни один самолёт не мог встать в строй военно-воздушных сил без их разрешения. Только военпред на любом авиационном заводе мог принять или не принять готовый самолёт для его поставки в армию. Военпредами были военные лётчики и инженеры.
     
     И подчинялись они начальнику Главного управления ВВС РККА генерал-лейтенанту Рычагову.
     
     Поэтому, если на вооружение советских ВВС и поступали "гробы", то ставил их в строй не Сталин. В строй их ставил генерал-лейтенант Рычагов. У Сталина просто не было рабочего органа по оценке поставляемых промышленностью самолётов. А у Рычагова такой орган был. И отвечал за его работу он же, генерал Рычагов.
------------------скипнуто----------------------

  Поэтому возглас Рычагова на том памятном заседании был возгласом действительно борца с режимом. Это надо действительно признать. А именно. "За мою работу отвечаешь ты, товарищ Сталин. Я за неё НЕ ОТВЕЧАЮ."




Конец цитатыУлыбающийся
В общем на этом Я закончу... но ВСЕМ советую полностью прочитать первоисточник:
Чунихин Владимир Михайлович
Зачем Сталину была нужна власть?

http://zhurnal.lib.r…h_01.shtml

Равно как и все другие произведения со странички данного автора:
http://zhurnal.lib.ru/c/chunihin_w_m/

Ложь, о которой не узнал Сталин
"Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..."
Зачем Сталину была нужна власть?
Тайна 21 июня 1941 года
Верховный
Запрещённые очевидцы
Рихард Зорге: заметки на полях легенды
Забытая депортация
Фальшивка
Письма Урсуле Пётч
Призрачные лозунги


Эти исследования просто обязан прочитать каждый человек, интересующийся периодом начала Великой Отечественной!
Отредактировано: Shalalak - 31 янв 2010 14:18:05
  • +1.81 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Инженегр ( Слушатель )
31 янв 2010 13:54:27

Оно того не стоит, и так не получается, поскольку вину Рычагова в происходившем в ВВС того времени никто и не отрицает. "Там где начинается авиация, там кончается порядок" - поговорка на все времена. Только для отношений Рычагова и его подчиненных были писаны и исполнялись ими Уставы и законы, а для отношений Рычагова со Сталиным хавтало майора Шапиро. И передёргиванием Вы занялись именно по этой причине - Вам страстно хочется затушевать факт отсутствия следствия и суда над Рычаговым и Со. Не будучи дураком, Вы прекрасно понимаете, что все доводы о военном времени, о всеобщей обозленности разгромом авиации на аэродромах 22 июня и т.п., и.т.д. ничего не стоят на фоне следствия и суда над командованием Западного фронта.
(Про личную вину Сталина и его окружения, проспавших начало войны, а все время перед ней дезориентировавших население и РККА хернёй вроде печально знаменитого заявления ТАСС, умолчим - верхи во всех странах во все времена находят возможности переложить свою личную вину на нижестоящих. Даже и обсуждать не хочу эту сторону вопроса.)
Отсюда и многабукоф. Но суть дела буквами не замажешь, и Вы это косвенно подтвердили:.
Цитата Сталин не принимал лично поступившие в строй бракованные самолёты. Это делал... сам генерал Рычагов. Потому что именно в подчинении главкома ВВС находился (и находится сейчас) институт военной приёмки....возглас Рычагова на том памятном заседании означал: "За мою работу отвечаешь ты, товарищ Сталин. Я за неё НЕ ОТВЕЧАЮ." [/b]

Именно так - Сталиным была создана система, когда он вмешиваясь во все дела, навязывая   "правила игры", при любых неудачах сваливал вину на исполнителей.Это и не хорошо, и не плохо, видимо, это условие функционирования мобилизационной экономики - "за десять лет пробежать столетний путь". Другое дело, что мальчишка Рычагов нарушил правила игры, и вместо того, чтобы начать каяться, а то и вообще попроситься в отставку, повёл себя не по понятиям - предъявил претензию Сталину.
Но суда -то не было...
  • -0.28 / 9
  • АУ
 
 
  Shalalak ( Слушатель )
31 янв 2010 15:00:16

А вот это совершенно зря.
Все же советую вам прочитать исследования Чунихина, и ваше мнение вполне вероятно изменится так, что вы сами будете этим шокированы.
Читать советую в следующем порядке:

1. "Когда нас в бой пошлёт товарищ Сталин..."
2. Ложь, о которой не узнал Сталин
3. Запрещённые очевидцы
4. Тайна 21 июня 1941 года
5. Верховный
6. Зачем Сталину была нужна власть?

http://zhurnal.lib.ru/c/chunihin_w_m/
  • +0.63 / 7
  • АУ
 
 
  753 ( Слушатель )
31 янв 2010 19:38:50

Насчет следствия над Рычаговым.  В ваших словах - неправда, оно активно велось.
Пример: Пумпур Петр Иванович.  До ареста – командующий ВВС МВО, генерал-лейтенант авиации.
Арестован 31/V-1941 года.
Уличается показаниями БЕРГОЛЬЦ, РЫЧАГОВА, АЛЕКСЕЕВА, ИОНОВА и очными ставками с двумя последними, как участник антисоветского военного заговора.
ЛЕВИН Александр Алексеевич До ареста – заместитель командующего ВВС ЛВО, генерал-майор авиации.
Арестован 7/VI-1941 года. Уличается показаниями КОЧКОВА, ЯРОШЕВИЧА, ОПАРИНА, ПИСМАНИКА, НИКИТЕНКО, ХРИПИНА, СУЛИНА, ИОНОВА и РЫЧАГОВА, как участник антисоветского военного заговора.
ШЕВЧЕНКО Георгий Матвеевич
До ареста – начальник Научно-испытательного полигона авиационного вооружения ВВС Красной Армии, полковник.
Арестован 18/V-1941 года. Показаниями САКРИЕРА, ЗАНДЕР, РЫЧАГОВА, ЛОКТИОНОВА, ОНИСЬКО уличается, как участник антисоветского заговора, проводивший вредительскую работу, направленную на срыв вооружения ВВС Красной Армии.
В участии в заговоре и проведении вредительской деятельности сознался.
http://stalin.memo.ru/spiski/tomi14.htm
  • +0.21 / 3
  • АУ