В связи со спекуляциями по АФАР L-диапазона проведем небольшое расследование.
На сайте НИИП в библиотеке есть следующие статьи по АФАР L-диапазона "Мы изначально закладываемся на максимально возможные характеристики"
Описание: "Национальная оборона", №7, стр. 28-33На вопросы журнала Национальная оборона отвечает генеральный директор НИИП имени В.В. Тихомирова Юрий БЕЛЫЙ
— Впереди МАКС - знаковое, рубежное мероприятие. С чем вы планируете выйти на авиасалон МАКС-2009?
— Мы бы хотели выставить наши последние достижения: полномасштабную РАСУ Ирбис-Э с самой современной пассивной решеткой и
активную решетку L-диапазона для истребителя Су-35, а также впервые представить АФАР Х-диапазона, разрабатываемую для перспективных многофункциональных истребителей. Если дадут разрешение, то это будет событием для специалистов, т.к. до сих пор ни на одном международном салоне на открытых экспозициях натурные образцы АФАР не представлялись
Главная сенсация МАКС-2009
Описание: "Национальная оборона", №8, стр. 60-61На авиасалоне также будет демонстрироваться АФАР L-диапазона, предназначенная для установки в отклоняемые носки крыла истребителя. АФАР выполнена на современных гибридно-интегральных технологиях и обеспечивает электронное сканирование лучом в широком секторе по азимуту углов и в широкой полосе частот.
Длинная рука пятого поколения
Описание: "Независимое военное обозрение", №28, стр. 7На авиасалоне также будет демонстрироваться АФАР L-диапазона, предназначенная для установки в отклоняемые носки крыла истребителя. АФАР выполнена на современных гибридно-интегральных технологиях и обеспечивает электронное сканирование лучом в широком секторе по азимуту углов и в широкой полосе частот.
НИИП им. В.В. Тихомирова-55 (откровенный разговор)
Описание: "Аэрокосмическое обозрение", №6, стр. 6-9В последние годы и в нашем Отечестве наметилась тенденция на возрождение авиации, в частности, на МАКС-2009 был подписан контракт на поставку российским ВВС истребителей Су-35, для которых наш институт разрабатывает РЛСУ Ирбис. Ну а основной разработкой НИИП на сегодняшний день является радиоэлектронная система для перспективного авиационного комплекса пятого поколения на основе активных фазированных решёток.
Кстати, первые образцы АФАР Х- и L-диапазонов демонстрировались на МАКС-2009 на нашем совместном с Государственным рязанским приборным заводом стенде. Тихомировская АФАР проходит испытания
Описание: "Взлет", №8-9, стр. 14-15Для испытаний и доводки АФАР X и L диапазонов в институте создана уникальная лабораторно испытательная база, в т.ч. оборудованные по самым современным технологиям безэховые камеры. Юрий Иванович, что будет представлять собой радиолокационная система перспективного истребителя?
Как известно, основу бортового радиоэлектронного оборудования перспективного истребителя составит многофункциональная радиоэлектронная система с
активными фазированными антенными решетками, головным разработчиком
которой, по результатам тендера, определен наш институт. Причем это уже будет
не просто РЛС в привычном понимании, а целый комплекс систем.
В составе
такого комплекса будет сразу несколько активных фазированных антенных решеток, в т.ч. АФАР Х диапазона и АФАР L диапазона, размещаемые в отклоняемых носках крыла истребителя. Их мы планируем показать на нынешнем авиасалоне.Несколько выводов по статьям:
1. НИИП действительно разрабатывает АФАР L-диапазона.
2. Устанавливаются эти радары в отклоняемых носках крыла истребителя.
3. Истребители, в которые планируется установить этот радар, по словам гендиректора НИИП Белых, - это Су-35 и ПАК ФА.
4. В статьях нет упоминания о назначении этих радаров.
Несколько интересных замечаний по назначению радара.
Во-первых, если L-диапазон стандарта IEEE, как и Х-диапазон, то его характеристики - частота 1—2 ГГц, длина волны 15—30 см, назначение - наблюдение и контроль за воздушным движением.
Во-вторых, если L-диапазон стандарта NATO, то его характеристики - частота 40—60 ГГц, длина волны 5—7,5 мм, назначение - Картографирование, управление воздушным движением на коротких дистанциях. Если еще учесть, что антенна основного радара направлена вверх и имеет сложности с картографированием поверхности земли, то вполне возможно такая трактовка.
Естественно стоит упомянуть
Карло Коопа, который по материалам выставки отмечает следующее:
Устанавливается радар на Су-27/30/35 и ПАК ФА
Назначение АФАР L-диапазона:
1. Поиск, отслеживание малозаметных самолетов
2. Идентификация свой-чужой
3. Пассивное слежение за работой JTIDS/MIDS/Link-16
4. Пассивное отслеживание работы АВАКСа и наземных радаров.
5. Пассивное отслеживание работы систем свой-чужой противника на дальних дистанциях
6. РЭП JTIDS/MIDS/Link-16
7. Глушение GPS сигнала
8. Постановка помех АВАКСу.
9. Глушение управляемых по datalinks боеприпасов.
ФГУП НПП Пульсар раскрыл характеристики TR модулей АФАР L-диапазона
Диапазон частот – 1,-1,5 ГГц
Объемная плотность мощности модуля – 2 кВт/ литр
Номинальная мощность на канал модуля 200 Вт, на антенну 2,4 кВТ, на две антенны 4,8 кВт.