авторы нового обращения к Президенту:
Д. И. Дьяконов, В. Е. Захаров, А. Д. Мирлин, В. В. Рязанов, А. В. Устинов,
много лет проработав в Европе, Америке и Японии на ведущих научных должностях,
хорошо знают принципы и конкретику организации науки за рубежом. Переработали
этот опыт с учетом российских реалий и предлагают конкретную программу
которую необходимо осуществить, чтобы послание президента Федеральному собранию
не осталось красивыми словами.
А. Научная политика и управление наукой
1) Политику в области науки, технологии и образования формируют и проводят не чиновники,
а сами ученые и технологи, доказавшие свою продуктивность и пользующиеся авторитетом
в мировом научном сообществе.
2) Высшим органом управления исследованиями является совет по науке,
создаваемый непосредственно при правительстве РФ.
3) Сенат совета по науке принимает решения по стратегическим направлениям
исследования и расставляет приоритеты в финансировании крупных программ,
согласуя приоритеты, выдвинутые профильными комитетами по научной политике.
4) Контроль над выполнением больших программ и обратная связь: раз в 3-4 года
проводится независимая проверка внешними специалистами, главным образом иностранными.
Б. Научные проекты
5) Комитеты по научной политике рассматривают крупные проекты по своему профилю
и проводят конкурсы на основе простых, небюрократических правил
с параллельным рецензированием каждого проекта несколькими признанными экспертами
мирового уровня, в том числе работающими за границей.
6) Поддержка проектов небольших исследовательских групп и индивидуальных ученых,
а также организации конференций и участия в них осуществляется посредством грантов,
предоставляемых Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ)
и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ) на конкурсной основе
с привлечением в качестве экспертов самых известных специалистов, включая иностранных.
В. Оплата труда ученых
7) Ведущие научные должности занимаются только в результате открытых международных конкурсов,
которые объявляются в мировых научных СМИ и проводятся конкурсными комиссиями,
состоящими из ведущих ученых из разных организаций
с непременным участием иностранных ученых.
8.) Персонификация связи между обучением и исследованиями:
создание совместных позиций в исследовательских центрах и университетах
с обязательным преподаванием и, соответственно, полной оплатой труда в обеих организациях.
9) Необходим баланс между зарплатами на всех уровнях,
от высших руководителей до аспирантов.
Высшее лицо в бюджетном учреждении образования и науки не имеет права
получать зарплату, более чем в семь раз превышающую стипендию аспиранта в том же учреждении.
10) Создание благоприятных условий для работы как по контракту,
так и на постоянной основе иностранных специалистов, включая российских ученых,
работающих за рубежом: автоматическое признание зарубежных
научных степеней и дипломов, соответствующих международным стандартам,
упрощение выдачи долгосрочных виз, устранение бюрократических препон
для приезда, обустройства и работы.
Г. Научные институты
11) Выборность всех административных постов в системе образования и науки — деканов
и ректоров университетов, руководителей подразделений и директоров
исследовательских центров — учеными советами соответствующего уровня
каждые четыре года с запрещением занятия административного поста более двух сроков подряд.
12) Непредвзятая научная экспертиза бюджетных исследовательских центров
и университетов на регулярной основе (раз в 3-4 года).
Такая экспертиза должна происходить при обязательном участии иностранных специалистов.
Д. Международное сотрудничество
13) Активное международное научно-техническое сотрудничество
является в современных условиях абсолютно необходимым.
Мировая практика доказала, что щедрое финансирование такого сотрудничества
является ключевым фактором для поддержания высокого уровня научных исследований
и развития инновационного процесса.
В заключение еще раз подчеркнем основные мысли:
Наука в России находится в катастрофическом состоянии и с каждым днем деградирует все сильнее.
Помимо хронического недофинансирования в этом повинна организация науки,
при которой даже те скромные средства, которые выделяются обществом «на науку»,
используются неэффективно, а порой коррупционно.
Без привлечения к управлению по делам науки активно работающих ученых мирового уровня,
имеющих авторитет в научном мире, и самого широкого использования
для непредвзятой научной экспертизы иностранных ученых, как это делается сегодня
во всех развитых странах, любые реформы и финансирование будут неэффективны,
а общество и власти не будут доверять своим ученым.