С ВИФа. Пишет маститый западный журналист. Ничего нового, и ошибки есть, но интересно как взгляд с той стороны.
Линк на пост
http://www.vif2ne.ru…951132.htmДля уважаемых -- статья Бутовски по ПАК ФА в крайнем номере Air&Cosmos. (+)
Здравствуйте,
Перевод я даю сходу, "с листа", так что заранее прошу прощения за языковые шереховатости, терминологические неточности и ачепятки. И у меня сразу же есть просьба к разномастным борцам, агитаторам и пр. главарям -- идти из ветки на. Или в. Мест для поцриотических или же наоборот русофобских высеров, уверен, на порно-просторах Всемирной Помойки более чем достаточно и помимо этого тихого военно-исторического форума.
Итак, вот что написал г. Пиотр в свежем номере журнала за 5 февраля (достаточно взвешенно, есть о чём языки почесать и посравнивать с "партнёрами" в лице Ф-22 и Ф-35, а некоей радости от "западного журналиста" ждать и не приходится) :
Русское 5-е поколение начинает взлёт
"Сухой" осуществил 29 января полёт прототипа Т-50, воплощения московских амбиций по созданию машины завоевания господства в воздухе, сравнимой с Ф-22 "Рэптор".
Событие историческое. Оно произошло 29 января в Комсомольске-на Амуре, где крайний "новорожденный" КБ Сухого совершил свой взлёт. Прототип Т-50, разработанный в рамках государственной программы ПАК ФА и пилотируемый Сергеем Богданом, покинув землю для испытательного полёта продолжительностью в 47 минут. После лаконичного коммюнике, по случаю опубликованного "Сухим", полёт был "успешным, в полном соответствии с поставленными целями". Первый полёт был осуществлён для проверки "маневренности самолёта, нормальной работы двигателей и основных систем самолёта, а также уборки и раскрытия шасси". Итак, это с территории завода КнААПО в Комсомольске, колыбели Су-27, Су-30МК, Су-35 и СуперДжета-100, откуда "новорожденный" совершил свой первый полёт. Перевод программы испытаний в центр лётных испытаний в Жуковском, в пригороде Москвы, должен произойти в течении ближайших месяцев с целью успешного проведения более развёрнутых испытаний.
Боевой самолёт нового поколения, Т-50, является воплощением амбиций Москвы по получению машины завоевания господства в воздухе, сравнимой с американским Ф-22 "Рэптор". В официальных изданиях "Сухой" описывает основные характеристики будущего ПАК ФА в следующем ключе : способность к нанесению ударов "воздух-воздух", "воздух-земля", "воздух-поверхность" в любых условиях, исключительная мавренность, в т.ч. и на сверхзвуковой скорости, малая отражающая поверхность в РЛ, оптическом и инфракрасном диапазонах и, наконец, способность использовать укороченные ВПП для взлёта и посадки.
Облик. На что же похоже 5-е русское поколение ? Если сравнивать его с Су-27УБ, который служил в роли самолёта сопровождения во время первого полёта, то возможно уже сейчас составить себе достаточно точное представление о размерах Т-50. Машина представляется в целом меньшего размера, нежели семейство "Фланкеров", демонстрируя размах крыльев около 14 метров и длину близкую к 20 метрам. Взлётная масса машины без внешних подвесок составляет около 21-22 тонн, давая т.о. соотношение "тяга-масса" около 1,4, благодаря двум турбинам развивающим единичную мощность в 15 тонн. Максимальная взлётная масса Т-50 может быть оценена в 30 тонн, с полезным радиусом полёта в 3000 километров без дозаправки и внешних топливных баков.
Фотографии и видео-материалы, опубликованные разработчиком, подтверждают общий облик, приоткрытый весной 2007 г. в рисунке художника, мимолётно опубликованном на сайте моторопроизводителя НПО "Сатурн". Можно представить себе, что этот рисунок был из презентации для официальной индийской делегации. Несмотря на скачок поколений, можно увидеть "лапу" "Сухого" в Т-50 : две сильно разнесённые турбины, прямоугольные воздухозаборники, приподнятая передняя часть фюзеляжа, впечатляющая "стрела" позади сдвоенного киля, оптико-электронный шар и т.д.
Главные отличия бросаются в глаза, когда мы исследуем машину сверху и снизу. Согласно первым оценкам, самолёт имеет треугольное крыло с округлёнными окончаниями, стреловидностью около 53° и кромками истечения (? не знаю как точнее перевести "bords de fuite" -- АЧ) с отрицательной стреловидностью в 10°. Крыло увеличено за счёт значительного предкрылка, передняя часть которого подвижна и служит вихревым генератором -- это инновационное решение было представлено на рисунках, опубликованных в n°2200 Air&Cosmos. Они заменяют собой передние подкрылки схемы "утка" семейства Су-30 и, в целом, воспроизводят их общую форму. Вертикальное оперение самолёта состоит из двух килей значительно уменьшенного размера, наклонённых наружу на примерно 25°, полностью подвижных и воспроизводящих форму подобную основному крылу. Все виды самолёта организованы, наподобие Ф-22, таким образом, чтобы сопрячь углы атаки и истечения и сфокусировать отражение падающих РЛ волн в малом числе направлений.
Без предоставления неких крайних решений, поиск незаметности тем не менее выражается в транспортировке вооружения в закрытом отсеке, в профилировании протоков воздуха в угадываемой форме "S" для экранирования лопаток компрессора в передней полусфере и в передней части физеляжа, выполненной из плоских поверхностей, что не даёт не вспомнить Ф-35. Другие детали будут улучшены "Сухим", такие как колпак кабины, основной металлический каркас которой должен исчезнуть на серийных версиях, и применений поглощающих РЛ волны покрытий. Согласно российскому ТВ, "Сухой" заявил, что ЭПР Т-50 должна быть в 40 раз меньшей, чем у Су-30.
Вооружение. Первые фотографии Т-50 позволяют увидеть два отсека для вооружения, расположенные тандемом в нижней части фюзеляжа и занимающие всё то свободное пространство, которое было на Су-30, от передней стойки шасси до сопел турбин. Длиной примерно в 4,7 метра и шириной более 1 метра, каждый из отсеков может вместить две ракеты "воздух-воздух" большой (тип 810) или средней дальности (К-77М), или же две ракеты "воздух-земля" Х-38М или противорадарные Х-58УШК. Три года тому назад (первые изображения датируются летом 2007 г.), Су-47 "Беркут" был замечен в полёте с новым отсеком для вооружения, длиной в 4,7 метра и шириной в 0,9 метра -- в конфигурации, позволившей проверить отсек для Т-50.
В дополнение в двум этим тандемным отсекам прототип Т-50 демонстрирует также два "нароста", достаточно узких, под крыльевым оперением, которые могут служить для размещения ракет малой дальности (Р-73/К-74) каждый. В то же время, отсутствие крышки, заметной на испытываемом самолёте, позволяет подумать, что речь может идти о контейнерах, содержащих электронное оборудование, типа оборудования РЭБ или боковой РЛС. Под крыльями предусмотрено также крепление 6 дополнительных узлов подвески, включая 2 под воздухозаборниками.
Авионика. Разработка электронных систем Т-50 идёт в запланированном ритме, в первую очередь благодаря текущим работам по программе Су-35 (два лётных прототипа с 2008 г.), с которыми ранние версии ПАК ФА должны иметь одинаковую базовую авионику, в первую очередь, в том, что касается приборной панели кабины и оборудования навигации и связи.
В то же время Т-50 должен быть оснащён новой бортовой РЛС, квалифицируемой как "многофукциональная". Названная Ш121 и разработанная в НИИП им. Тихомирова, эта система была впервые представлена на авиа-выставке МАКС-2009 (см. Air&Cosmos n°2184). Она должна состоять из пяти АФАР : трёх находящихся в передней части фюзеляжа (одна фронтальная и 2 боковых, работающих в волновом X диапазоне -- конфигурация, изначально предусмотренная в программе Ф-22А) и двух, работающих в волновом L диапазоне, расположенных на передних кромках крыльев. Система, которая согласно НИИП, может быть дополнена РЛС, работающей в волновом диапазоне Ka (миллиметровом) и расположенной в контейнере. Детектирование и распознование воздушных целей также возможны благодаря оптико-электронному "шару", являющему характерным для семейства "Фланкеров", размещённому впереди кабины пилота и уже заметному на прототипе Т-50; эта система разработана на УОМЗ в Екатеринбурге.
Двигатели. В настоящий момент, прототип Т-50 приводится в движение двумя турбинами АЛ-41Ф1 (изделие 117), каждая из которых развивает 14,7 тонн тяги. Этот двигатель является улучшенной версией АЛ-41ФС (117С) тягой 14,2 тонны, которыми оснащён Су-35. Первые лётные испытания АЛ-41Ф1 начались 21 января 2010 г. в Жуковском на борту "летающей лаборатории" Су-27 (n°710). С начала 2000-х гг. моторизация ПАК ФА должна была быть разделена на 2 этапа : прототипы и первые серийные машины должны быть оснащены АЛ-41Ф1, с то время как оставшаяся часть серии будет оснащена более мощными двигателями, развивающими более 16 тонн тяги и обладающими меньшей массой и пониженной стоимостью эксплуатации.
Опубликованный в 2006 г. тендер на этот новый двигатель был отменён в мае 2007 г. после получения ответов от НПО "Сатурн" и ММПП "Салют", и до сих пор не возобновлён. В январе 2010 г. директор "Сатурна", Илья Фёдоров, заявил, что новый тендер должен быть открыт в первом картале этого года.
Что же дальше ? Каково будущее у испытательной программы Т-50 ? В настоящее время три фюзеляжа машин, предназначенных для лётных испытаний, готовы или находятся в производстве, также как три фюзеляжа машин для наземных испытаний. Также три "летающих лаборатории" мобилизованы в интересах программы : новые системы полёта, также как отдельные структурные элементы, проходят испытания на борту Су-47 "Беркут"; двигатель АЛ-41Ф1 установлен на Су-27М n°710, в то время как испытания Ш121 должны начаться в этом году на борту Су-30МК2 n°503. Если верить опубликованным "Сухим" планам, конструкторские испытания должны продлиться до 2012 г., после чего самолёт будет передан в военный испытательный центр в Актюбинске для получения государственной сертификации. После первого полёта премьер-министр Владимир Путин также заявил, что первые предсерийные машины будут поставлены в центр оперативной подготовки в Липецке в 2013 г., и что начало серийного производства ожидается в 2015 г. (странное расхождение с тем, что писалось на форуме, ПМСМ -- АЧ).
В 2012 г. будет проведён первый концептуальный разбор, результаты которого решат будущее программы. Одно из ключевых решений должно быть принято по моторизации Т-50 : неудача первого тендера на двигатель ПАК ФА проявляет настоящюю проблему в области исследований и разработок у российских мотористов, которые по-видимому имеют большие сложности в вопросе значительного увеличения мощности существующих образцов. Время, необходимое для запуска в производство совершенно нового двигателя, отвечающего желаемым требованиям для ПАК ФА, оценивается в десятилетие.
Также вероятно, что в 2012 г. будет начата программа нового лёгкого истребителя для замены семейства МиГ-29, которая впитает в себя новые технологии, доведённые и проверенные на прототипах Т-50. Возможно, что разработка нового истребителя будет проводиться КБ РСК "МиГ", объединённом с таковым "Сухого" под общим руководством Михаила Погосяна, одновременно находящимся во главе отделения боевых самолётов ОАК.