Эллен Таушер: что будет после Global Nuclear Energy Partnership
(я позволил себе вставить комментарии зеленым цветом) http://atominfo.ru/news/air9019.htmGNEP умер, кому кричать "Да здравствует!"? Госдепартамент США поясняет, что новая администрация делает ставку на топливные банки и с сомнением относится к международным центрам по обогащению урана.
(
Вкратце, идея GNEP, куда после 2006 подключились аж 25 стран и под 30 наблюдателей, была в международных усилиях по реализации замкнутого ядерного цикла и ужесточении режима нераспространения) Захоронение или рециклирование ОЯТ в легководных реакторах названы "непривлекательным выбором", зато быстрые и высокотемпературные реакторы могут стать спасителями человечества, если справятся при этом с собственными проблемами. А пока что временным выходом из положения должны стать промежуточные хранилища.
Обогащение урана
Спрос на чистую энергию возрастает, и это означает, что атомная энергетика может стать в США важной составной частью будущего энергобаланса, характерной чертой которого следует назвать сокращённые объёмы выбросов парниковых газов. Об этом, выступая в Стэнфордском университете, заявила заместитель госсекретаря США Эллен Таушер (Ellen Tauscher).
В своём программном выступлении, прозвучавшем на фоне подготовки проекта федерального бюджета Соединённых Штатов на 2011 год с увеличенными расходами на развитие атомного сектора, госпожа Таушер напомнила о двух ключевых для госдепартамента моментах:
* расширение атомной отрасли не должно привести к дальнейшему распространению технологий обогащения урана и переработки ОЯТ;
* должен быть создан практический план для решения проблемы выгоревшего топлива.
"Эти две цели взаимосвязаны между собой. Аспект, на котором я хотела бы особенно остановиться, связан с тем, что сотрудничество в сфере обращения с ОЯТ может привести к снижению глобальных потребностей в создании национальных технологий обогащения и переработки", - отметила Таушер.
В команде Обамы достаточно критично относятся к выдвигавшейся предыдущей администрации инициативе GNEP. Джордж Буш предлагал запретить технологии обогащения и переработки для всех стран, которые на данный момент ими ещё не владеют: "Проблема состоит в том, что все государства выступили против этого, так как сочли данное предложение посягательством на их суверенитет и на их права на развитие мирных атомных технологий, гарантированные в ДНЯО".
"Более того, сама попытка настоять на том, что другие не должны иметь возможностей по обогащению и переработке, привела к росту заинтересованности у других к их приобретению, так как создалось впечатление о подготовке к созданию некоего "картеля поставщиков". Вместо дополнительных гарантий мы получили обратный эффект", - пояснила Таушер.
Нужда в собственном обогащении для государств-пользователей атомной энергии может притупиться за счёт существования сильного коммерческого рынка. Обогащённый урановый продукт предлагают сейчас четыре поставщика - URENCO, USEC, AREVA и "Техснабэкспорт". К ним может добавиться лазерная технология разделения изотопов урана. Многие клиенты диверсифицируют свои закупки, подписывая контракты сразу с несколькими поставщиками ОУП.
Те государства, которые хотели бы получить дополнительную уверенность в надёжности рынка ОУП, могут получить её за счёт формирующейся системы "надёжных топливных поставок", в состав которой будут входить топливные банки. Перввй из таких банков создаётся в Ангарске, и это стало возможным, благодаря совместным дипломатическим усилиям США и России.
На пути к созданию сети топливных банков госпожа Таушер видит три основных трудности:
* клиентов банков должно выбирать МАГАТЭ, и делаться это должно на основании процедуры, принимающей во внимание только историю соблюдения страной-клиентом обязательств по нераспространению;
* у государств-поставщиков есть собственные законодательства со строгими ограничениями на экспорт обогащённого урана, которые вытекают из руководящих положений ГЯП, а не статей ДНЯО;
* у многих стран третьего мира сохраняются опасения, что топливные банки суть часть стратегии, направленной на вечное закрепление их зависимости по ядерному топливу от небольшой группы избранных государств.
Администрация Обамы работает совместно с Россией и МАГАТЭ над тем, чтобы устранить эти препятствия. Создание банка в Ангарске послужит прецедентом для того, чтобы появился второй топливный банк в рамках инициативы NTI. Дополнительным элементом гарантийной системы может стать национальный резерв обогащённого урана, созданный в США за счёт выведенного из военной сферы урана.
Американская сторона изучает британское предложение о юридических гарантиях для контрактов на поставку ОУП. В нём предлагается ослабить роль государственных органов страны-поставщика с точки зрения возможного досрочного прекращения контракта - то есть, государство, на определённых условиях, соглашалось бы не препятствовать экспорту ОУП, который ведётся действующими в стране-поставщике компаниями.
"Заглядывая в будущее, можно видеть более амбициозный и противоречивый подход - создание обогатительных центров, стоящих под международным контролем. Сторонники называют такой подход способом предоставить надёжные гарантии для услуг по обогащению урана", - сказала Таушер.
У этой идеи есть свои недостатки. Непонятно, каким образом международная организация будет отвечать за ядерную безопасность центра, принимать решения об экспортных поставках, осуществлять финансовые операции, предоставлять доступ к чувствительным технологиям и поддерживать их физическую защиту.
"Катастрофическая утечка центрифужных технологий от URENCO и их распространение иллюстрируют потенциальную проблему сохранения технологических секретов в многонациональных организациях", - заявила Таушер.
(Сказки о том, что пакистанский Ахмад Хан тайком уносил коробку за коробкой от ксерокса калек центрифужной экономики, можно рассказывать только дебилам). Есть вопросы по тому, как организовать интеграцию международных центров в мировой рынок обогатительных услуг. Новые межнациональные поставщики добавят диверсификации, но при этом никто не хотел бы разрушения налаженного рынка. Нужно также просчитать все сложности, которые возникнут при передаче центрам технологий и/или действующих заводов от коммерческих компаний по принципу чёрного ящика.
"Станут ли международные центры по обогащению урана креативной идеей? Говорить об этом пока рано", - полагает Таушер. Вместо этого, Соединённые Штаты будут в ближайшее время больше полагаться на двухсторонние соглашения со странами, желающими приобретать американские ядерные технологии.
ОЯТ
Ни одна страна мира - за исключением, возможно, Швеции и Финляндии - не нашла удовлетворительного способа обращения с выгоревшим ядерным топливом, считает Таушер. По её мнению, технология сегодняшнего дня предоставляет два "непривлекательных выбора" - изоляцию в геологических структурах на десятки тысяч лет или переработку ОЯТ с последующим рециклированием в тепловых реакторах.
Изоляция ОЯТ сложна "политически и технически". Кроме этого, изоляция ведёт к потере огромных запасов энергии, содержащихся в выгруженном из реакторов топливе.
Переработка ОЯТ с последующим рециклированием урана и плутония в легководных реакторах в виде MOX-топлива неэкономична, так как MOX-топливо дороже топлива из свежего урана. Переработка ведёт к появлению чистого плутония, а рециклирование в тепловых реакторах не решает проблемы радикально, так как после неё остаётся отработавшее MOX-топливо.
Администрация Обамы фокусирует усилия на изучении других вариантов решения проблемы ОЯТ - быстрых реакторов и высокотемпературных реакторов.
"Если быстрые реакторы смогут производить электроэнергию так же надёжно и экономично, как и сегодняшние тепловые реакторы, то они откроют путь к созданию нового топливного цикла без выделения плутония. Большая часть из имеющихся в мире запасов плутония была создана в расчёте на появление быстрых реакторов. К сожалению, 60-летний опыт быстрой программы показывает наличие у них своих проблем, и коммерческое развёртывание быстрых реакторов для производства электроэнергии не наступит скоро", - считает Таушер.
"Высокотемпературные реакторы обладают потенциалом для высокого выгорания урана и плутония и являются защищёнными от распространения при условии работы в разомкнутом цикле", - добавила Таушер.
Эти и другие концепции Соединённые Штаты активно обсуждают с партнёрами в рамках международного форума GIF "Generation IV" для потенциального применения в будущие десятилетия. "Но что мы можем сделать сегодня для того, чтобы помочь странам, задумывающимся об атомной энергетике, найти способ обращения с ОЯТ?" - задаётся вопросом Таушер.
"Ключевая часть ответа на этот вопрос - промежуточные хранилища", - полагает Таушер.
"Атомная энергетика - единственная отрасль промышленности, в которой под термином "ближнесрочная перспектива" подразумевается 50 лет. Поэтому мы говорим о том, чтобы создать для ОЯТ хранилища сроком на 50-100 лет с возможностью извлечения из них в любое время. С технической точки зрения, технология сухих контейнеров показала себя, прошла лицензирование и пригодна для этих целей", - считает Таушер.
Невозможно предсказать, какими будут спустя десятилетия потребности в ядерном топливе и каковы будут доступные ресурсы урана. Нельзя также утверждать, какая технология сможет преодолеть все стоящие перед отраслью экономические и распространенческие трудности. Создание сети временных хранилищ позволит отложить решение проблемы ОЯТ на будущее.
"Следующий вопрос - где хранить ОЯТ? Часть ответа - в той же стране, обычно на той же площадке, где топливо было облучено", - заявила сотрудник госдепартамента.
"Ответ может включать в себя и международные хранилища. На сегодняшний день, Россия - единственная страна, принимающая обратно ОЯТ, но только из реакторов российского производства. Есть потенциал для развития промежуточного хранилища в России для топлива, облучённого в других странах. Но Россия не заинтересована становиться единственным пунктом назначения для ОЯТ, а получаемые ей выгоды от приёма ОЯТ дадут ей преимущество при поставках свежего топлива, что определённо нарушит рынок", - считает Таушер.
(И хочется и колется, да мама не велит... А в-общем какое-то мутное дело, которое будируется в последнее время всю дорогу)Можно предположить, что возврат ОЯТ послужит интересам США и других поставщиков реакторных технологий. В Соединённых Штатах такие операции не могут производиться без уведомления конгресса, а в последнем однозначно проявится оппозиция подобному "импорту".
"Хотя все и вся против нас, но нам нужно работать с конгрессом и добиваться возможности создания в США промежуточного хранилища ОЯТ из-за рубежа, из тех стран, кто не имеет чувствительных объектов топливного цикла", - заявила Таушер.
Региональные и международные хранилища ОЯТ могут оказаться привлекательными для третьих стран, но подбор площадок для них - очень и очень непростая задача. Необходимо ответить на вопросы, связанные с ценой, ответственностью и компенсациями за возможный ущерб. Но потенциальный выигрыш будет стоить вложенных в общее дело усилий, заключает заместитель госсекретаря США.
(И ни слова о только что закрытом США проекте хранилища Yukka Mountain).