Дружно вместе или удельные княжества России?
674,218 3,282
 

  Baigais krievs ( Слушатель )
09 фев 2010 21:46:46

Тред №188487

новая дискуссия Дискуссия  124

Цитата: Dobryak
...
Начну с бальзама на Вашу душу: с примера дикого ущемления русских в Марий Эл.

Когда школьником где шел, где ехал на перекладных в райцентр Козьмодемьянск (какие-то 29 км, автобусы не ходили, но пацаны в 12-13 спокойно шли вперед на ночь глядя в ожидании редкой попутки), то в культмаге и книжном в этом сонном старинном купеческом городишке в 5 тыс населения надо было обращаться по-русски. Сейчас в городе 23 тыс., построенные в 70-х заводы притянули местное население, и сегодня в нем марийскую речь слышу так же  часто, как русскую.

А так русских в республике как было 48 процентов, так оно на моей памяти не меныетса (около 43 процентов в 1926). А собственно марийцев с 52 процентов в 1926 поубавилось до 43 сегодня. Татар всю дорогу около  6 процентов, чувашей за полвека поубавилось с полутора до 1 процента, украинцев как было 0.8 процента, так оно и есть.

А так половина марийцев живет вне Марий Эл, большой марийский р-н в Башкирии прямо под Уфой (мы этого АндерйК под ноготь со всей Уфой, бабай будет нам лапти плести), в Пермской губернии марийские школы, в Яранском р-не вятской губернии, в Тонкинском и Шарангском р-не Нижегородской губернии (там проходят знаменитые фестивали марийской культуры). Я так погляжу, сколько же русских нам придется сгонять... поможете, дорогой? Нам бы как бы сразу в пятую стадию, минуя финскую.



И что Вы имели в виду энтим опусом? Я очень рад, что на сегодняшний день в ваших родных краях соотношение русских/марийцев не претерпело существенных изменений в сравнении с временами Вашей юности. Это не отменяет того факта, что продолжая политику "позитивной дискриминации" и искусственно взращивая "национальные" опухоли в едином русском пространстве, Вы получите в конце концов ещё одну латвию в своём ненаглядном Марий Эл. И, вероятно, опять будете выдвигать программы по "репатриации" русских на "большую землю".

Все эти "доказательства" отличного самочувствия русских в данном конкретном нац заповеднике - не более чем личиночная стадия больших проблем. Этническое должно быть чётко отделено от государственного. Есть желание учиться на своём языке - приветствуется, петь свои песни - тоже, но только в этнографическом смысле. Управление территорией должно быть наднационально. Пример такой ситуации сейчас существует - русские. У них, как ни странно  :), к управлению и прочим разным "вкусным" областям жизни доступ не регулируется национальностью - в правительстве РФ, емнип, кого только нет. Такая же практика должна быть распространена и на нынешние "национальные автономии".

ПОЗИТИВНУЮ ДИКРИМИНАЦИЮ - В ТОПКУ!
  • +0.20 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  Dobryаk ( Слушатель )
09 фев 2010 23:33:28
Есть в Башкирии такой город Бирск. И в нем пединститут (сегодня, как полагается, университет). И есть в нем филфак. Знаменитый! Для кого не очень, для меня знаменитый. Потому-что он в "марийской зоне" Башкирии --- на глобус Европы посмотрели? --- и там после революции впервые начали готовить учителей марийского языка. Свой марийский пединститут появился в Йошкар-Оле на рубеже 30-х. И на этом филфаке исторически первой была кафедра марийского языка и литературы. Потом, лет через 7 что-ли, кафедра татарской, и уже потом, лет через 5, башкирской литературы и языка. И это все как было с тех пор: и в Марий Эл готовят учителей марийского языка, и в Бирске продолжают. Для своих марийцев. Для пермских, удмуртских. Есть такой городок Белебеево б Башкирии. Вот только там как жили, так и живут чуваши, с татарами в смеси. Башкир с гулькин нос.

Чем, каким советом по этому поводу  нас обрадует Прасковья? И что же со всей этой национальной россыпью посоветуют нам сделать наши прибалтийские советники? Что? Что хочет Bajgas krijevis сделать со мной, презренным марийцем? Приказать забыть своих предков? Уничтожить мою махонькую деревеньку? Забыть родной язык и культуру? Зарезать братьев с племянниками и племянницами? Поджечь дом соседа? Что? Чем мне заслужить его любовь. Или хотя бы снисходительное терпение. Чем?

Список на стол, если он понравится, может и исполню. Но мне нужен список с обоснованием по пунктам.
  • +0.62 / 6
  • АУ
 
 
  ursus ( Слушатель )
10 фев 2010 00:30:04


Ничего. Не один раз говорилось, что никого не прёт от того, кто там каких предков имеет и какой язык в семье. Но вот эта занудная настойчивость по "включению дурака" - истинно утомляет.

Мне лично абсолютно всё равно, на каком языке предпочитают говорить марийцы и татары. Лишь бы в не навязывли ДРУГИМ - в частности русским, которые находятся на территории т.н. национальных областей - свой язык, свои кланы и свои замороки.

Более того, если кто-то из них не желает знать русский язык или его колбасит от русских - то тоже мне это всё равно. Не хотите - не знайте. Впрочем, я уже повторяюсь.  

Что-то не понятно?  

А в идеале - все национальные административные единицы, должны быть ликвидированы. И переведены в статус культурных обществ. Например в деревне Хомутовка завелись вятичи или мурома. Да и фиг с ними. По носам посчитали, сколько им полагается на культуру - и крутись как хочешь. Если достигли численности, что рентабельно открыть кафедру при универе для подготовки учителей - флаг в руки.

А всякие там национальные территории - под запрет. А то - наплодили...

Я вот смотрю на этот бред - и понять не могу - какого чёрта, вот эта гигантская территория объявлена этническим заповедником для первобытного народа, состоящего из оленеводов и чиновников?



Почему русский человек не может иметь национальной территории, так как а этой Саха - Якутии, он типа гувернёра, соплеподтирателя и прислуги для титульных - а якуты могут? И почему - скажи, что коль на Руси пропагандируемое равенство наций и народов и такой национальной территории поэтому быть не может - тебя сразу облают руским фошшыстом.  Но квоты в институты и в чиновники - якутским фошшызмом не называют.

Да и вообще - не жирновато ли для кочевников? Не всякая имперская нация такими территориями обладала. А тут - прЫзент. С широкого плеча интернационалистов. Им же ничего не жалко. Ни Крыма, ни Курляндской губернии, ни "республики Саха".
  • +0.70 / 13
  • АУ
 
 
  Прасковья ( Слушатель )
10 фев 2010 00:36:22


Я с удовольствием посоветую, только не разобралась, по какому именно поводу вам совет требуется?
Как бабая посадить лапти для марийцев плести?
В филологии я как-то не очень, так что насчет языковых кафедр вряд что ценное присоветую, разве что на уровне здравого смысла, а вот лапти специально обучалась плести, тут могу и помочь, обращайтесь, если что  :D
  • -0.45 / 6
  • АУ
 
 
  Прасковья ( Слушатель )
10 фев 2010 01:07:00


Видите ли, Добряк, селения в Башкирии изначально основывались согласно предпочтениям тех, кто их основывал. Речные народы традиционно селились по рекам, а башкиры - они степной народ, и башкирские деревни традиционно располагаются в степных местах, ну правда переселяющиеся татары понемногу вытесняли башкир в горы, так что в горах тоже есть.
А городка Белебеево в Башкирии нет.
Было село Белебеево, основанное как селение новокрещенных чувашей.
А сейчас это город Белебей (название переделано на башкирский лад), и поскольку в 50-х годах там стали добывать нефть, туда приехало много русских. И национальный состав на 2009 год таков: русские 55%, татары 23%, чуваши 7%.

Что же касается Бирска, то этот город также к башкирам отношение имел слабое.
Основан был еще казаками как опорный пункт, первое название - Архангельское. Во время башкирских восстаний неоднократно сжигался, отстраивался заново, в том числе и крепость Бирск еще Салават Юлаев жег.
Это было чисто русское поселение изначально, и только поэтому там возникли кафедры подготовки учительских кадров для окрестных сел - марийских в основном.

Кстати проблема с преимуществом для башкирских кадров особо бросалась в глаза именно потому, что башкиры не жили в городах, это были выходцы из деревень, причем степняцких деревень, и они по большей части вчистую проигрывали как управленцы и как технические специалисты всем остальным национальностям. Но назначали именно их. А тема русского на вторых ролях как раз отсюда пошла - чтоб специалист мог поправить титульного.
Потом, конечно, подтянулись, в принципе сейчас особой разницы нет.

Добряк, а вы знаете, что, например, в Башкирии лет 20 детей, рожденных в смешанных браках с башкирами, могли только как башкир записывать? И никого не волновало, что может человек себя марийцем ощущает. Один родитель башкир, значит и ребенок башкир. И заметьте, никакого фашизьму. А до этой акции башкиры в Башкирии были на 3 месте по численности.
Впрочем, задевало это в основном татар, они как одноверцы чаще вступали в браки с башкирами, и возмущались страшно. Кажись, в Татарии в результате сделали то же самое - т.е. стали башкир в татары записывать:)
Поэтому, кстати, у нас татар-башкир часто путают, хотя башкиры монголоиды, а татары европеоиды.
У вас в Марий Эл наверняка такого маразма не происходило, а вот видите, как бывает.
  • +0.44 / 10
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
10 фев 2010 01:19:57

А вот это полуправда.
Во первых, в советское время в башкира можно было записатся и без башкирской родни, было бы желание.
Во вторых, заставлять писать башкирами заставляли, это да, но если человек сильно упирался то от него отставали и без последствий. Нет конечно слухов о страшных карах полно, только вот моих знакомых которых заставляли но не заставили, миновали эти кары. А знакомых таких не один и не два, для счета разуватся придется.
В третьих, некоторые записывались ради быстрой каръеры, а потом когда карера не удалась были обижены и старались переписатся назад, но это сложнее.
В четвертых, некоторым было на тот момент плевать, а затем стало не плевать.
Так-что вроде и было, но не так ужасно как Вы описываете.
На мой взгляд первый и третий варианты, так вообще сродни перезду в более хлебные края.
  • +0.84 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Прасковья ( Слушатель )
10 фев 2010 01:30:57


Ну на уровне закона этого быть и не могло, понятно, все ж в СССР законы были едины.
Но рассказывали мне об этом именно татары, причем немолодые, как лет за пять чисто татарская деревня вдруг становилась чуть ли не наполовину башкирской. Потому что грозили всякими карами - свет не проведут, газ не проведут и т.п.
Как тут упрешься? Ты упрешься, а вся деревня из-за тебя пострадает.
Насчет карьеры - мимо, потому что по моим сведениям принуждали записывать в башкиры новорожденных, какая там карьера.
Взрослые тут вообще ни при чем, ну выбрал человек себе национальность, его мотивы - его проблемы, нам это неинтересно.
Речь идет именно о принудиловке.
  • -0.25 / 7
  • АУ