Цитата: Спокойный от 18.02.2010 12:50:54
Борис Грызлов
выступил против установки в Москве стендов с информацией о роли Сталина
в победе в Великой Отечественной войне.
. . .Определяться с советским наследством требуют и внешние обстоятельства. В большинстве постсоветских государств элиты формируют новые нации на основе радикального отказа от советской идентичности, что породило такое явление, как этнический историзм. На первый план вышли не классовые, социальные, политические факторы, а этнические. Широко распространена общая схема: до взаимодействия с Россией народ свободно развивался, но пришли захватчики, присвоили территорию и богатства. В результате народ утратил все основные признаки национальной самобытности - язык, культуру, традиции - и едва не исчез с лица земли. Наиболее резкие оценки даются советскому периоду. Он характеризуется как «исторический провал», как время, нанесшее «непоправимый урон» этнополитическому и этнокультурному развитию народа соответствующей страны. Все это сдобрено изрядной долей откровенной русофобии, которую нельзя не замечать.
В июле текущего года на Парламентской ассамблее ОБСЕ была принята резолюция, в которой утверждалось, что в XX веке европейские страны пострадали от двух мощных тоталитарных режимов, которые несли с собой геноцид и преступления против человечества, - нацистского и сталинского. Европейские парламентарии выступили с призывом учредить общеевропейский «День памяти жертв сталинизма и нацизма» 23 августа, приурочив его к дате подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1939 году. Этот же день предложено считать началом Второй мировой войны. В России справедливо расценили резолюцию ОБСЕ как оскорбительный выпад и осквернение истории. Обоснование концепции «оккупации» чревато выдвижением требований компенсации всем ее «жертвам», куда войдут не только страны Балтии (они уже «сделали заявки»), но и, возможно, всей Восточной Европы.
История советского общества становится не просто актуальной. Она превращается в важнейший инструмент острой политической борьбы, которую ведет современное Российское государство. В начале 1990-х такого, наверное, никто не мог предположить.
. . .
Тысячелетняя традиция, которой мы привыкли гордиться,. - отмечает. . . философ Кирилл Мартынов, -
рождалась в сталинских учебниках истории, массовом среднем образовании, пропаганде, в том числе в кино и литературе. Мы объективно являемся сталинистами по своей культуре. . . .Другого национального самосознания у нас нет. Не видно и ресурсов, чтобы его изменить. Сталин бросил мощь современного государства на то, чтобы отформатировать народное сознание при помощи тщательно подобранного материала российской истории, ее наиболее драматических и героических страниц. Исходя из этого исследователь делает следующий вывод:
Любая фронтальная атака на сталинизм - это прямой удар по нынешнему Российскому государству, как и по Российскому государству вообще, в качестве абстрактного объекта; удар по национальному самосознанию и существованию русских как единого народа. Вывод этот делает, заметим, отнюдь не сталинист. И делает даже с некоторым сожалением. Именно поэтому, говорит Кирилл Мартынов, мы не можем отказаться от сталинизма и покаяться в нем, не отказавшись заодно от собственного существования.
. . .
. . .Генри Киссинджер. Он писал в своей книге «Дипломатия»:
Как ни один из лидеров демократических стран, Сталин был готов в любую минуту заняться скрупулезным изучением соотношения сил. И именно в силу своей убежденности, что он - носитель исторической правды, отражением которой служит его идеология, он твердо и решительно отстаивал советские национальные интересы, не отягощая себя бременем лицемерной, как он считал, морали или личными привязанностями.
Любая ответственная российская власть - если, конечно, она хочет быть преемственной и российской - должна отстраивать себя «от Сталина», то есть восстанавливать государственный культ этого политика подобно тому, как Петр I культивировал Александра Невского, а сам Сталин - и Невского, и Петра. Однако почитание Сталина, естественно, не должно иметь ничего общего ни с «культом личности», ни с «репрессиями» и «террором». А политтехнологические игры вроде «Сталин: pro et contra» необходимо прекратить, если мы еще дорожим своей историей и своей государственностью.