Цитата: D9ID9I ALT2 от 25.02.2010 21:31:19
Соответственно, клубок распутываетс постепенно, сначала местные конституции (имхо просто пережиток эпохи полураспада, но совсем их сейчас отменять - решение резковатое) привестти в соответствие с Конституцией РФ. После чего можно двигаться ниже - Законы, Распоряжения, Приказы и т.д.
Честно говоря, тут у меня непонятки.
Например, я не знаю, как обосновать отмену всяких местных академий, подготовку нацкадров и т.п., в общем, всего того, что с одной стороны не предусмотрено в букве российской конституции (а действительно не предусмотрено, кстати?), а с другой стороны, вполне соответствует духу. В конце концов, есть государство - автономия. Значит должны быть атрибуты государства - язык, академия, консерватория, внутренняя политика и т.п. Часть своих полномочий это государство делегирует центру, но часть-то оставляет. И вот какую именно часть, в конституции, насколько я в курсе, не прописано.
Видите, у нас тут возникают проблемы даже с пониманием, что принудительное изучение местного языка не есть гуд, причем заметьте, непонимание наблюдается у тех, для кого этот язык не родной, не близкий, не нужный и т.п.
А как объяснить, что следует отнять те права, которые явно следуют из статуса государственности, пусть автономной?
Т.е. мне кажется, что мы в любом случае упремся в проблему существования автономий. И начинать следует именно с нее.
Вот, например, в РИ у татар использовалась арабская письменность (если не путаю). Это никому не мешало. В СССР перевели на кириллицу. Несколько поколений татар выросли на этой кириллице, ничего не мешало. В 90-е, в разгар сепаратизма, опять же местные академики подняли вопрос о несоответствии кириллицы татарскому языку и необходимости перехода на арабскую письменность. Центру пришлось отбиваться из последних сил, уговаривать, откупаться и т.п., чтобы этого не допустить. Однако такие настроения имеются до сих пор, несколько поутихли, но не настолько, чтобы нельзя было их разжечь с минимальным усилием.
Чем чревато введение другой письменности в одной отдельно взятой республике с собственной работающей вертикалью власти, объяснять не нужно. Причем не просто другой письменности, а арабской. Это серьезное осложнение взаимодействия этой республики с остальными частями и серьезное облегчение (и даже подталкивание) разного рода коммуникаций с другими странами, с которыми помимо общей веры еще оказывается и общая письменность.
В то же время я вполне допускаю, что раз арабская письменность использовалась в татарском языке так долго, то татарский язык наиболее приспособился к ней исторически, и в требовании такого перехода кроме сепаратизма есть еще и желание сохранить свой язык и свою культуру.
Сопротивление центра такому желанию автоматически приводит к всяким обидам и попыткам усмотреть в этом стремление уничтожить национальную культуру, даже у тех, кто в общем-то не особо разбирается в этом вопросе.
Но пускать на самотек, предложив татарам самим решить, тоже нельзя, ибо чревато.
А корень проблемы, если присмотреться - факт существования национальной республики. Факт существования в России татар, пишущих арабской вязью, никак никому не мешает. А факт существования целого региона со своей структурой управления и органами правопорядка, использующего письменность другого государства, еще как мешает.