Тред №207298
новая дискуссия
Дискуссия
216
Такое вот взаимоналожение «географической», имперской и «социалистической» идей, при котором странное на первый взгляд «словосочетание» из орвелловского «1984» уже становится более конкретным и понятным. Хотя по-прежнему трудно представить, каким образом якобы социалистическая идея могла уживаться и идти рука об руку с идеей, полностью ей антагонистичной, имперской и империалистической.
Поэтому следующий шаг — надо попытаться проследить, каким образом этот необычный «союз идей» всё-таки сформировался.
В 1870-м году в Оксфорде создали кафедру изящных искусств и преподавать на ней начал Джон Раскин (John Ruskin), который «говорил и об империи, и об обездоленных массах Англии тоже... как о понятиях нравственных. К студентам Оксфорда Раскин обращался, как к представителям привилегированного правящего класса. Он говорил им, что они — хранители великолепной традиции общества образованного, ценящего красоту, главенство закона, свободу, достоинство и самодисциплину; что в то же время этой традиции грозило исчезновение, и спасти её можно было только за счёт её распространения как на все низшие классы в Англии, так и на не-английские массы вообще во всём мире; что в противном случае эта традиция никакого спасения и не заслуживала.»
У Раскина сразу сложился круг студентов-энтузиастов и среди них Арнольд Тойнби, Сесил Родс и Альфред (впоследствие лорд) Милнер. Со временем они составили устойчивое политическое сообщество, получившее позднее название «Круглый стол» (The Round Table). Родс, умерший в 1902-м году, завещал этому сообществу всё своё гигантское состояние (распорядителями фонда он в завещании назначил Милнера и лорда Розбери, зятя своего главного делового партнёра – лорда Натана «Натти» Ротшильда). Позднее, в первые 20 лет двадцатого столетия, лорд Милнер стал одним из самых влиятельных политических деятелей в Англии и, соответственно, в мире (лорд Милнер руководил имперской и внешней политикой Британии; именно его имперские министерские портфели позднее получил Сидней Вебб), а в 1882-м году он ещё молодым человеком читал в кружках рабочих лекции на тему «Социализм», а позднее, в 1906-м году, уже будучи одним из самых влиятельных государственных деятелей в Англии, как-то однажды в публичном выступлении сам о себе сказал: «Я не только империалист до мозга костей... Я ещё и не могу встать на сторону тех, кто огульно хает Социализм. Я признаю при этом, что социализм возможен и в подлой форме, когда против богатства ополчаются просто потому, что ненавидят его, а само учение живёт за счёт разжигания классовой ненависти. Но... есть и благородный Социализм; он рождается не из зависти, не из ненависти, не из немилосердия, а из искренне прочувствованного, благородного и мудрого понимания того, что такое жизнь всей нации в целом.»
Лорд Милнер состоял среди прочего в клубе главных пропагандистов фабианского социализма «Co-Efficients», среди двенадцати членов которого были к тому же, например, лорд Роберт Сесил и лорд Артур Балфур — которые оба побывали премьер-министрами империи.
Первая марксистская социал-демократическая организация в Грузии — «Месаме-даси» («Третья группа»; оригинал следующей цитаты — на русском языке. - А.Б.), «и её большинство, во главе с Жордания, в период 1893-1898 гг. сыграло известную положительную роль. Оно положило начало распространению марксистских идей в Грузии и Закавказье и при всех своих недостатках всё же дало толчок революционной молодёжи и передовым рабочим в деле ознакомления и изучения марксизма. … Ной Жордания ещё в 1898-1899 гг. открыто выступал с апологией западноевропейского империализма, отстаивая идею о цивилизаторской миссии капитализма в колониальных и отсталых странах, утверждая, что отсталые колониальные народы должны признать господство иностранного капитала исторически необходимым, прогрессивным и соответственно оценить заслуги капитализма.
Жордания открыто пропагандировал в связи с англо-бурской войной социал-империалистический тезис.
Вот что он тогда писал:
«Но симпатия к бурам совсем не требует ненависти к англичанам. Бурам мы сочувствуем потому что они – маленькая нация и защищают свою родину и свободу. Англия? Англию нужно любить и сочувствовать ей во многих отношениях. Англия является колыбелью всего того, чем гордится сегодня цивилизованное человечество.
Пускай буры защищают свою маленькую нацию... но вместе с тем пусть Англия остаётся великой Англией, апостолом новой жизни, носительницей нового знамени. Да будет она руководительницей и знаменосцем цивилизации.»
Тогда же, в 1898 году в группу «Месаме-даси» «вступил... товарищ И. Сталин...» и потом не один год оставался её активным членом. Впоследствии, уже после революции, Сталин охотно встречался и дружески беседовал с видными членами фабианского социалистического движения Беатрисы Вебб. Даже Ленин — нечастый случай! - теории Сиднея Вебба считал неплохими и в его адрес полемическими оскорблениями в своей обычной манере не сыпал. Супруги Вебб в свою очередь вплоть до начала Второй мировой войны неизменно положительно отзывались о новой, советской России (последнюю такую апологетическую книгу «Правда о Советской России» Беатриса Вебб написала в 1942 году), как, на первых порах, и созданный под общим руководством лорда Милнера самый серьёзный в Англии политический журнал, имевший то же название, что и его разросшаяся и ставшая крайне влиятельной и внутри страны, и зарубежом группа «Круглый стол».
«...трудно определить отношение (британских) политических партий к идеологии радикального правого крыла (английских фашистов. – А.Б.), которое заимствовало свои тезисы из работ Бернарда Семмеля, посвящённых социал-империализму. Семмель в них показал, что во времена Эдварда VII (1901-1910) программу социальных реформ в сочетании с укреплением империи воспринимали с энтузиазмом партии практически всех направлений... В тот период на мировоззрение нарождающегося радикального правого крыла серьёзное идеологическое влияние оказали такие интеллектуалы левого крыла, как Сидней Вебб и лорд Розбери.»
В 1900-1910-х гг. ставшая уже большим и разветвлённым сообществом с отделениями во всех основных британских доминионах группа «Круглый стол» собрала мнения ведущих представителей всех основных политических и общественных движений о желательном с их точки зрения будущем британской империи. По завершении этой работы группа подготовила сводный заключительный доклад. В 1913 году ответственный секретарь группы, Лайонел Кертис (Lionel Curtis), отправился в длительную поездку по доминионам. Выступая перед членами Общества Круглого стола Канады, он выводы доклада резюмировал следующим образом. Все доминионы (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия и т.д.) и само Соединённое королевство должны стать равными независимыми государствами, которые по своей доброй воле вступят в «органический союз» («органический» здесь использовано в значении «естественным образом растущий и развивающийся. - А.Б.) и создадут над собой своё общее федеративное, имперское или иначе союзное правительство, которому передадут свои права вести все сношения с внешним миром. Этот принцип реформирования – единственный, который позволит империи в будущем остаться жизнеспособной великой державой.
Конституция СССР, принятая в 1924 году, вплоть до деталей является точным отражением этого разработанного и провозглашённого «Круглым столом» принципа превращения империи в «органический союз». (В конце 1910-х годов Лайонел Кертис отказался от термина «союз» в пользу термина «содружество» - Commonwealth. Только поэтому нынешний правопреемник британской империи уже почти 80 лет называется содружеством, а не союзом.)
Принципы коллективного хозяйства (колхоза) и потребительского кооперативного движения (потребкооперации) на селе Беатриса Вебб сформулировала и обосновала в 1891 году, в своей книге «Кооперативное движение в Великобритании». В России первый крупномасштабный проект такой коллективизации сельского хозяйства был осуществлён на Украине и в Крыму, в период с 1924 до 1940 (по другим сведениям — до 1938), в рамках совместного проекта American Jewish Joint Agricultural Corporation – «Agro-Joint», с участием украинского и советского правительств и так называемого (American Jewish) Joint Distribution Committee (JDC; JOINT; ”the Joint”; эта благотворительная организация существует до сих пор). Цель проекта была — организовать колхозы для примерно 600 000 российских евреев. Под него в 1924-м году было выделено в общей сложности до 680 000 гектаров земли (1,7 млн акров), конфискованной после революции у крупных землевладельцев, а также угодий, традиционно принадлежавших российскому государству. Руководитель «the Joint» Джозеф Розен (Dr. Joseph Rosen) по поводу выделенных под проект земель сказал: «Это — лучший чернозём в России. Более плодородных земель даже в Соединённых Штатах нигде нет.»
Предпринятая массовая сельскохозяйственная коллективизация в интересах евреев в СССР имела огромный успех. Тогдашний президент США Герберт Гувер оценил её следующим образом: «один из выдающихся мировых образцов конструирования человеческой жизнедеятельности» (”one of the outstanding pieces of human engineering in the world”). Стартовый капитал проекта, выделенный «the Joint», составил 400 000 долларов (несколько десятков миллионов в нынешнем выражении), а затем американский банкир Феликс Уорбург (Felix Warburg) организовал регулярные пожертвования на созданные колхозы, в том числе от Джулиуса Розенвальда (Sears, Roebuck) и Джона Рокфеллера (точные размеры их взносов официальный биограф банковского дома Уорбургов не называет, ограничивается словом «огромные»).