ЦитатаИзвините, а какие нынешние законы запрещают сокращения и гарантируют уровни поддержания социальной сферы? Если внезапно случится мощный кризис, и денег станет в бюджете очень мало, наверное логично, что социальным учреждениям тоже будет мало доставаться? Объем государственных функций может быть исполнен ровно настолько, на сколько платят налоги граждане государства - "хоть сто раз скажи халва, во рту слаще не станет".
Уже никакие. Именно это я и имел в виду фразой, что нынешний законопроект - это очередной этап. Не первый. В частности, из Закона об образовании еще в 2007 году была исключена норма о минимальном проценте бюджета на образовательные нужды.
Однако до сего момента сохранялась обязанность государства финансировать бюджетные учреждения по сметам на все нужды, связанные с их деятельностью.
Данный законопроект постулирует, что бюджетные организации на все, что выходит за рамки государственного задания, должны зарабатывать деньги коммерческой деятельностью, и снимает с учредителя (государства) обязанность оплачивать то, что в госзадание не включено.
А раз принципы определения объема госзадания не оговорены, то госзадания и госсубсидии могут пересматриваться исполнительной властью как угодно. Государство получит возможность в любой момент уйти из финансирования бюджетной сферы в любом объеме без сохранения обязательств. Этого раньше не было.
Georg Richter пишет как раз об этом. "На сколько денег выделят, на столько будет и госзадание".
ЦитатаО социальной функции сказано в тех законах, на которые вы сослались вначале
Сказано, однако не обеспечено финансированием. Принципы финансирования пересмотрены именно в обсуждаемом законопроекте. Социальная функция, на финансирование которой денег не выделяется, не выполняется, сколько бы деклараций ни было в законе.
Простой пример: если поликлиника получает деньги на прием 100 пациентов у терапевта и больше ничего, то все остальные пациенты, а заодно все пациенты, которых должен осмотреть специалист, лишаются доступа к социальной функции бесплатной медицинской помощи.
ЦитатаПростите, но совершенно не очевидно. Я специально позволил себе напомнить в данной теме, что такое оптимизация. Законы надо читать так, как они написаны - буква закона не менее важна его духа.
Расходы могут остаться совершенно теми же, но результат - стать лучше, это и есть оптимизация. Если вы хотите говорить о сокращении бюджетных расходов, так и говорите. И можно всё таки на проект бюджета 2011 глянуть, там где всю социалку режут?
Оптимизация расходов заключается в прекращении либо сокращение финансирования организаций. Оптимизация организаций заключается в прекращении их работы либо сокращении объема их деятельности с соответствующим сокращением финансирования. Законопроекты, направленные на сокращение бюджетных расходов, практически всегда обосновываются как законопроекты, направленные на их оптимизацию.
Представленное вами прочтение понятия оптимизации - излишне вольное.
Насколько мне известно, в 2011 году планируется оставить социальный бюджет на уровне текущего года - без учета инфляции, впрочем. Однако я уже писал, что основная угроза - в том, что закон открывает широкие возможности манипулирования финансированием бюджетных организаций, так как объемы выделения финансирования и соответствующие нормативы могут быть в любой момент изменены.
ЦитатаПро банкротство очень интересно - а правда "что бюджетное учреждение не может быть подвергнуто банкротству, но при накоплении долгов его руководитель может быть уволен."?
Про банкротство гораздо интереснее пункт, что "бюджетное утверждение отвечает перед своими обязательствами всем своим имуществом...". Он означает, что при накоплении долгов кредитор имеет право обратиться в суд, который присудит, что больница или поликлиника в обеспечение долга отвечает своим имуществом, и все это имущество (кроме особо ценного) уходит за долги. Процедура эта не будет от банкротства отличаться ничем, кроме того, что ликвидировать учреждение суд не может, и передать особо ценное имущество тоже.
Но что муниципалитет будет делать после этого с учреждением, которое после выполнения решения суда не имеет ничего, кроме голых стен и нескольких "особо ценных" единиц оборудования, если у него и на обеспечения госфинансирования текущей деятельности денег не хватало? Скорее всего, закрывать и продавать здание в частные руки. Право на это у муниципалитета есть, а вот денег на восстановление - скорее всего, уже нет.
ЦитатаЭто очень существенная деталь, ибо это норма для всех бюджетных учреждений - государство подтверждает то, что имущество будет сохранено.
Это было так и раньше. Хотя бы в этом не стали вносить революционные изменения, ведь если бы еще и это обязательство с государства сняли - то конец был бы большинству музеев и библиотек.
ЦитатаЭто не закон о госзаданиях, это закон о видах бюджетных учреждений и порядке их финансирования. Я думаю, вы согласны, что госзадания для музеев и школ несколько различаются? Вполне логично вывести их формирование в отдельный закон, который будет принят в течении следующих полутора лет подготовительного периода.
Ничего не мешает основные принципы формирования госзадания прописать уже в этом законопроекте. Он вносит изменения и в Закон об образовании, и Закон об охране культуры, и другие. Несколько статей, фиксирующих обязательства государства по объемам госзадания и субсидий и увязывающих их с полнотой выполнения социальных функций и гарантиями конституционных норм, сняли бы несколько главных вопросов.
ЦитатаКогда я пошел в 1ый класс, у меня в классе было 35 одноклассников. Когда я закончил девятый, вместе со мной (в другой школе) выпускалось еще 27. Как-то с нами справлялись и учили.
Что плохого в нормативе 25 учеников в классе (это кстати норматив расчета нагрузки, насколько я понимаю)? То, что у нас мало учеников из-за демографической ямы? Но, может быть мы тогда сократим и число учителей? Будет больше детей, будет больше учителей.
В классах было раньше 30-35 детей не от хорошей жизни. У меня - в хорошей школе - было 20-22. Уменьшение количества детей в классе повышает качество образования. Верно и обратное: больше детей в классе - больше нагрузка на учителя - меньше внимания отдельному ребенку - ниже качество образования.
Сейчас есть потенциал давать детям хорошее образования именно за счет сравнительно небольших классов. Но он не реализуется из-за низких зарплат учителей - туда просто не идут.
Однако загоняя все школы в норматив и увольняя "лишних" учителей, мы одновременно понижаем качество образования детей и лишаемся учителей, которые могли бы работать с детьми и повышать это качество.
И мы учителей потом обратно не вернем - особенно если уйдут хорошие учителя. С учеными и преподавателями в вузах то же самое. Стоит их раз "оптимизировать" - потом вернуть не удастся. Притока молодых учителей нет, если кто-то такое говорит - считайте это фантастикой от Фурсенко; я уже писал, что подушевое финансирование не приводит к росту зарплаты из-за внедрения новых нормативов.
Учителя на деревьях не растут и в автосалонах не стоят. Их нельзя продать, а потом купить, когда будет необходимость. Их можно только научить, но было бы кому - учитывая инициативы по сокращению педагогических вузов.
ЦитатаА вот изменение движения денег очень даже поможет проконтролировать - просто ученики и их родители будут голосовать ногами, простая такая. интегральная оценка качества конкретной школы и конкретного коллектива.
Я это уже двадцать раз слышал, как ни странно, в основном от Фурсенко и чиновников Минобразования.
Я вам скажу, что будет на самом деле.
На самом деле по истечении некоторого количества времени на крупный город (где было, скажем, 40 школ) образуются несколько (порядка десяти) школ разной степени элитности и пара десятков низкоуровневых школ.
При этом все элитные школы будут платные. Все без исключения. Там будут сравнительно небольшие классы (20-25 человек), и школы будут получать деньги от "оказания образовательных услуг" - то есть от родителей. Школам также будут идти бонусы за участие в государственных программах образования, за "лучшую школу" и др. - то есть деньги от государства они получат и не привлекая очень много учеников. Там будет отличное техническое обеспечение. Там же будут все лучшие учителя города, которые будут получать приличную зарплату, имея умеренную нагрузку. Это обеспечит поддержание репутации школы и позволит не только повышать плату за обучение, но и устраивать конкурсы, так как все образованные родители будут стремиться отдавать детей туда.
Эти школы будут показывать губернатору и мэру, а также чиновникам от Минобразования как наши новые школы, и все будут ахать и охать, восхваляя успех реформы.
В школах низкого уровня будет не так. Там будут полные и даже переполненные классы. Там не будет возможности брать сколь-либо серьезные деньги с родителей, и они будут наверстывать подушевым финансированием, т.е. запихивать в классы по 35-40 человек - сколько физически влезет. Они будут страдать от нехватки преподавателей, будучи не в состоянии предоставить сравнимые с элитными школами условия учителям, поэтому учителя будут получать немного, едва ли сравнимо с элитными школами, но при том будут перегружены занятиями. Никакой особо новой техники там не будет, за ту, которая будет - будет толкотня. На этих условиях школы будут более-менее сводить концы с концами.
А еще треть школ города просто закроется, а учителя из них либо перейдут в более благополучные школы, либо покинут профессию.
С точки зрения родителей, им придется делать выбор между платной хорошей школой разной степени дороговизны и плохой, набитой, но бесплатной школой, где, впрочем, не исключены спорадические или систематические поборы. Возможен также ряд вариантов в диапазоне между ними: т.е. слабоплатные школы с условиями чуть получше быдлятника в совсем бесплатных.
Вот что мы получим в итоге лет через 10-15 после принятия этого закона. Как раз когда мои дети будут учиться. Впрочем, я в Москве, здесь будет гораздо лучше.
ЦитатаШкола и ВУЗ как учреждения формируют достойного и полноценного члена общества - поэтому общество их и держит. Конкуренция между отдельными учреждениями за право образовывать достойных людей - есть безусловное благо для страны, так как стимулирует работу и развитие сих учреждений на 100%
Вы можете сами оценить, каких "достойных и полноценных" членов общества мы получим по итогам реализации реформы в том виде, в каком она проводится.
Я считаю, что школа должна быть такой, чтобы уделять внимание каждому ребенку. И школа должна быть такой, чтобы плохих школ просто не было. А для этого минимально необходимо, чтобы профессия учителя стала престижной, а для того, чтобы иметь достойный заработок и быть спокойным за будущее, не требовалась работа на две ставки с классами размером 35 человек. И уж точно такое невозможно в ситуации, когда одной из целей реформы является "оптимизация" расходов, которые и так в среднем в два раза ниже, чем должны бы быть, если судить по зарплатам учителей.