Сеять разумное, доброе, вечное отныне будут за деньги. Госдума приняла законопроект, согласно которому образовательные и медицинские учреждения могут быть переведены на самоокупаемость и получат право официально предоставлять платные услуги.
Некоторые эксперты уже назвали появление такого закона концом доступного среднего образования. Другие, наоборот, считают, что документ позволит сократить поборы в школах и сделать работу учителей более прозрачной. Мнения сторон выслушала корреспондент «Вести ФМ» Екатерина Казанцева.
Спорный законопроект предусматривает масштабную реформу бюджетных организаций. Их условно поделят на 2 типа – собственно, бюджетные и так называемые казённые. Последние, как и прежде, останутся на полном государственном обеспечении. К казённым организациям закон относит те, которые занимаются вопросами национальной обороны и безопасности, и те, которые оказывают психиатрическую помощь населению.
А вот бюджетные организации первого типа (в список попали муниципальные медицинские, образовательные и некоторые другие учреждения) депутаты предложили перевести со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Суть законопроекта объяснил глава думского комитета по экономической политике Евгений Фёдоров.
«Эти учреждения (а их у нас 330 тысяч в России и бюджет на них тратит 8 триллионов в год) будут финансироваться, эти же деньги будут распределяться под посетителей. То есть не просто по факту существования, а исходя из того, сколько людей их посетило. Это позволит за те же 8 триллионов резко повысить качество и объём услуг населению», — считает Фёдоров.
Также законопроект фактически разрешает школам и больницам встать на коммерческие рельсы и оказывать населению платные услуги. Столичный уполномоченный по правам детей и заслуженный учитель России Евгений Бунимович недоумевает: сеять разумное, доброе, вечное — это значит оказывать услуги?
«Я больше 30 лет работаю в школе, у меня тысячи выпускников, но я никогда не подозревал, что я предоставляю услуги. Торговля услугами — это не есть образование. Если ты идёшь в театр, это не культурная услуга, это нечто большее. К сожалению, я вижу цель законопроекта не в расширении финансирования социальной сферы, а в ограничении его минимальными стандартами», — говорит Бунимович.
Сразу после появления текста законопроекта у многих экспертов возникли опасения, мол, школы сформируют обязательный минимум предметов в рамках бесплатного образования. А за всё остальное придётся платить, как за дополнительные услуги. Этот подход учителю Бунимовичу тоже кажется странным
«Тогда возникает вопрос — кто наша будущая элита (я имею в виду не денежные мешки, а нашу научную и творческую элиту)? Дети тех, кто смог больше купить? Или это самые талантливые, трудоспособные и одарённые ребята? Я не уверен, что я хочу работать в такой школе, куда родители приходят покупать образовательные услуги», — замечает Бунимович.
А вот коллега Евгения Бунимовича, директор московского образовательного центра № 548 и член Общественной палаты Ефим Рачевский, призывает не сгущать краски. Законопроект, по его мнению, поможет школам эффективней зарабатывать и тратить деньги.
«Сейчас для школ применяется сметное финансирование. То есть школа должна за год вперёд решить, сколько она испишет мела, закупит линеек или досок. А если школа вдруг сэкономила на электричестве или отоплении и решила эти деньги потратить на обновление программного обеспечения, она должна спросить разрешения. И, как правило, все сэкономленные деньги уходят в общую казну», — говорит Рачевский.
Впрочем, к законопроекту у Рачевского есть немало вопросов и претензий. Документ, в частности, закрепляет зависимость качества образования не только от родительского кошелька, но и от региона, где школьник получает знания. Ведь финансирование школ уже давно закреплено за региональными бюджетами.
«Чем богаче регион, тем выше норматив. Диапазон нормативно-подушевого финансирования колеблется в некоторых регионах от 20 до 22 тысяч в год, а в Москве от 60 до 120 тысяч. Очень важно, чтобы этот норматив был закреплён законодательно. Чтобы школа получила положенное, а иначе, действительно, они будут вынуждены искать дополнительные средства», — поясняет Рачевский.
Закон должен вступить в силу с 1 января следующего года. Если его одобрит Совет Федерации и утвердит президент. До лета 2012 года установлен специальный переходный период. Так что серьёзные новации в тех же школах можно ждать уже через 2 года.
http://news.mail.ru/politics/3725951/