Современные российские ВС
38,119,739 98,995
 

  дим ( Слушатель )
28 апр 2010 06:02:36

Тред №211553

новая дискуссия Дискуссия  71

Статья про новые БТР-ы



Первое, что бросается в глаза при взгляде на модернизированные бронетранспортеры, - это унифицированный боевой модуль вместо прежней небольшой башенки. В варианте БТР-82 в нем установлен классический для этого образца отечественной бронетехники пулемет КПВТ калибром 14,5-мм, а в варианте БТР-82А - 30-мм автоматическая пушка 2А72. Оба варианта предусматривают и наличие спаренного 7,62-мм пулемета ПКТМ. Боевой модуль оснащен электроприводами вертикальной и горизонтальной наводки и цифровым двухплоскостным стабилизатором вооружения, максимально унифицированным со стабилизатором БМП-2. За счет применения стабилизатора и электроприводов экипаж БТР-82(82А) получил возможность вести прицельный огонь на ходу. По оценке разработчиков, эффективность стрельбы модернизированного бронетранспортера возросла приблизительно в 2,5 раза. Важно отметить, что на БТР-82, где основным оружием является 14,5-мм пулемет КПВТ, боекомплект остался прежним - 500 патронов, но вместо 10 коробок с лентами по 50 патронов, как было на БТР-80, появилась система питания с единой лентой, то есть наводчик избавлен от необходимости производить довольно трудоемкую перезарядку пулемета после каждых 50 выстрелов.

Для повышения разведывательных возможностей и эффективности стрельбы наводчик получил в свое распоряжение комбинированный всесуточный прицел ТКН-4ГА (ТКН-4ГА-02) со стабилизацией поля зрения. Он, по словам главного конструктора Военно-инженерного центра (ВИЦ) Юрия Королева, позволяет осуществлять дистанционный подрыв 30-мм снарядов. «Разработка боеприпасов такого типа в настоящее время близится к завершению», - отметил Юрий Королев. Принятие их на вооружение позволит заметно повысить возможности отечественной бронетехники по поражению живой силы противника, находящейся под прикрытием складок местности или в окопах.

Для улучшения командной управляемости БТР-82 (82А) на машины устанавливаются радиостанции пятого поколения Р-168, которые способны обеспечить переговоры как в открытом, так и в конфиденциальном режиме, системы топографического ориентирования «Трона-1» и комбинированные приборы наблюдения командира ТКН-АИ. Этот прибор снабжен лазерной активно-импульсной подсветкой и позволяет командиру обнаруживать противника на расстояниях до 3 км, дает повышенную точность измерения расстояний, исключает демаскирующие признаки инфракрасных прожекторов, устанавливаемых на БТР-80. Система топографического ориентирования «Трона-1» предназначена для определения текущих координат машины и отображения места ее расположения на электронной карте местности. Она имеет автономный и спутниковый каналы для получения навигационной информации. Система помогает в автоматическом режиме узнавать, как далеко находится пункт назначения, автоматически отображать пункты назначения, контрольные точки и цели на электронной карте, производить запись маршрута движения. Кроме того, в настоящее время ведется работа по установке на БТР-82(82А) программно-технического комплекса для интеграции в единую систему управления тактическим звеном.

При модернизации бронетранспортера конструкторы ВИЦ серьезное внимание уделили повышению уровня защиты экипажа и десанта, постаравшись выжать все, что можно, из базовой конструкции без серьезного увеличения массы машины. Внутренние поверхности бронекорпуса, например, обшиты противоосколочным подбоем, представляющим собой многослойный синтетический материал типа кевлара. Он задерживает вторичные осколки при пробивании брони и исключает возможность рикошета пули от бортов.

Серьезно улучшить противоминную стойкость корпуса машины не представляется возможным, поскольку наращивание защиты днища неминуемо приведет к резкому росту массы и как следствие - увеличению нагрузок на ходовую часть и трансмиссию, что повлечет резкое снижение их надежности. Да это фактически и невозможно, говорит главный конструктор ВИЦ. Чтобы повысить стойкость имеющегося корпуса БТР к подрывам до уровня машин типа MRAP, бронетранспортер нужно строить с нуля. Для уменьшения негативных последствий от взрывов под колесами или корпусом на БТР-82(82А) полы застелены противоминными ковриками, представляющими собой многослойное резиновое покрытие, слои которого обладают разными свойствами. Такие коврики частично демпфируют воздействие взрывной волны.

Кроме того, сиденья экипажа и десанта планируется оснастить специальной подвеской, которая также должна снижать влияние энергии взрыва на находящихся внутри БТР людей. На представленных в Арзамасе двух опытных машинах такая подвеска пока не установлена, поскольку «вписать» ее в ограниченное внутреннее пространство спроектированного 20 лет назад бронетранспортера непросто. По словам Юрия Королева, по сравнению с базовым вариантом минная стойкость БТР-82(82А) возросла примерно на 10 процентов.

Еще одно решение, направленное на повышение живучести модернизированных машин, - установка усовершенствованной системы пожаротушения. В целом же, по оценке разработчиков, в результате осуществления комплекса мероприятий по наращиванию защищенности бронетранспортера живучесть машины увеличилась на 20%, ее экипаж, агрегаты и системы удалось гарантировать от поражения бронебойными пулями стрелкового оружия противника с дистанции 100 м, а также от вторичного поражения осколками в случае пробития основной брони.

Впервые на отечественных бронетранспортерах произведена установка автономного энергоагрегата мощностью 5 кВт. Он обеспечивает экономию ресурса основного двигателя за счет исключения его работы при действиях в обороне, на блокпостах и т. д., увеличение ресурса и заряд АКБ, а также снижение заметности машины в тепловом и акустическом диапазонах.

С целью решения первостепенных эргономических задач - комфортность условий пребывания экипажа в машине, снижение его утомляемости при совершении маршей и ведении боя, особенно при повышенных температурах - на БТР-82(82А) устанавливается система кондиционирования воздуха. Она также обеспечивает оптимальные условия работы электронных устройств и приборов.

Оснащение новым оборудованием увеличило массу БТР-82(82А) по сравнению с базовым линейным БТР-80 приблизительно на тонну. БТР-82 весит 15 тонн, БТР-82А - 15,4 тонны. Для сохранения высоких показателей подвижности на них установлены новые двигатели мощностью 300 л. с. Они на 85% унифицированы с серийными моторами, предназначенными для армейских грузовиков КамАЗ семейства «Мустанг». Совершенствование подвески и установка амортизаторов повышенной энергоемкости обеспечили плавность хода и как следствие позволили увеличить среднюю скорость движения машин по пересеченной местности до 45 км/ч. В мостах БТР-82(82А) установлены шестеренчатые блокируемые дифференциалы, благодаря которым на 30% возросла проходимость. Благодаря другим мероприятиям по модернизации трансмиссии значительно увеличились межсервисный интервал (по отдельным позициям он сейчас достигает 15 тысяч километров - как у современных легковых автомобилей) и общий ресурс бронетранспортера.

Подвижность модернизированных машин на пересеченной местности, продемонстрированная в ходе показательных заездов на полигоне АМЗ, действительно выглядит весьма впечатляюще. В частности, пулеметный и пушечный бронетранспортеры без труда выполняли подъем и спуск с холма, крутизна которого на глаз сопоставима с 40-процентным тарированным подъемом Дмитровского автополигона. Другими словами, передвижение в горной местности не должно представлять для этих машин серьезных проблем.

По мнению представителей Военно-инженерного центра, оснащение мотострелковых подразделений и частей Российской армии бронетранспортерами БТР-82 и БТР-82А поможет обеспечить паритет с однотипными формированиями стран НАТО, оснащенными основными массовыми бронетранспортерами. Что касается Чечни, то внедрение противоосколочного подбоя и противоминных ковриков все-таки вряд ли заставит российскую пехоту спрятаться под броню, хотя до некоторой степени и облегчит жизнь экипажу. Справедливости ради надо сказать, что от подрыва на фугасе, сделанном из 122-мм снаряда, спасет не каждый MRAP и даже танк получит весьма существенные повреждения. А вот возможность вести прицельный огонь с ходу и расширение потенциала БТР для действий в темное время суток на Северном Кавказе, думается, оценят по достоинству.

  • +1.94 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!