Ядерная и углеводородная энергетики
4,051,354 11,959
 

  ata ( Слушатель )
04 май 2010 14:24:28

Тред №213331

новая дискуссия Дискуссия  214

Глава "Росатома" С.Кириенко проинформировал В.Путина о международном сотрудничестве госкорпорациих.

СОЧИ, 4 мая. /ПРАЙМ-ТАСС/. Глава госкорпорации "Росатом" Сергей Кириенко проинформировал председателя правительства РФ Владимира Путина в ходе рабочей встречи о состоянии и перспективах международного сотрудничества госкорпорации.

Премьер-министр поинтересовался, как выстроены взаимоотношения с Казахстаном. С.Кириенко отметил, что существует комплексная программа сотрудничества. "У нас довольно большой прирост активов как раз за счет казахстанских партнеров, - сказал он. - Но мы не ограничиваемся только добычей урана и расширением этой зоны". По словам главы "Росатома", обсуждается и "создание совместного предприятия по торговле на рынках третьих стран".

В настоящее время, продолжал С.Кириенко, "у нас реализуется совместное предприятие на российской территории по обогащению урана", подписаны документы, дающие казахстанским партнерам возможность войти в долю в действующем предприятии. Кроме того, ведутся работы по обработке технико-экономического обоснования нового инновационного реактора - "компактного, на базе лодочных технологий".

В.Путин также поинтересовался, как идет реализация программы действий с Монголией. С.Кириенко ответил, что после прошедших там выборов "с новым составом правительства подписали соглашение, а в январе подписали конкретный протокол". "Буквально на днях встречались с секретарем Совета безопасности Монголии, он нам подтвердил, что в ближайшее время правительство Монголии должно принять окончательное решение о Дорнодском урановом месторождении и собственно об учреждении нашего совместного предприятия", - сообщил он. Глава "Росатома" напомнил, что на нем "очень быстро можно развернуть работы, поскольку в 300-х километрах от него, в Читинской области, находится наше Приамурское горное объединение". "То есть, мы можем взять специалистов, необходимую технику. Мы даже можем обучать монгольских специалистов в техникуме, расположенном в Читинской области", - пояснил он.

Говоря о сотрудничестве с Индией, глава "Росатома" отметил, что "23 апреля прошла загрузка первой имитационной кассеты" на строящейся АЭС. "Мы вышли на важный этап. То есть можно говорить, что строительство фактически завершено, мы вышли на этап пуско-наладочных испытаний. К концу года мы должны выходить на физический пуск первого энергоблока, соответственно, к концу следующего года - второго энергоблока", - подчеркнул С.Кириенко.

"И еще важный вопрос с Соединенными Штатами, - отметил глава гокорпорации. - Помните, как мы долго бились за то, чтобы преодолеть антидемпинговую процедуру. Докладываю - в прошлом году мы ее преодолели. Мы за второе полугодие прошлого года и за начало этого года заключили контрактов на 4,2 млрд долларов. То есть, мы уже контрактуем до 2014 года. Мы полностью законтрактовали поставки на американский рынок". Он пояснил, что "это было принципиально", поскольку в 2013 году кончается контракт "мегатонны в мегаватты" по переработке высокообогащенного урана в низкообогащенный. "Сейчас мы можем уверенно говорить, что заключаем контракты до 2020 года и еще ведем переговоры с американскими партнерами по созданию совместного предприятия. Здесь важно, чтобы администрация Соединенных Штатов приняла окончательное решение о внесении в конгресс на ратификацию соглашения о сотрудничестве. Тогда это нам открывает дорогу к созданию соответствующего совместного предприятия", - отметил С.Кириенко.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  ata ( Слушатель )
04 май 2010 14:27:20

Хочу поинтересоваться у знающих людей: о какого рода контрактах может идти речь? Об аналогах ВОУ-НОУ, или мы пытаемся свои Вестингаузовские сборки вывести на американский рынок?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
04 май 2010 18:18:03
Да нет у нас агентов на Ордынке... но над квадратными сборками Росатом работал давно и упорно

Может речь о попытках оживить

Соглашение 123,  которое легло под сукно после 080808?

Краткая история вопроса

Двухсторонние соглашения "123", подписываемые между США и другими государствами, получили своё название по номеру статьи 123 американского закона об атомной энергии. Она оговаривает возможность сотрудничества с "нациями, группами наций или региональными оборонными организациями" только на условиях заключения соответствующего соглашения, которое утверждается президентом и ратифицируется парламентом Соединённых Штатов.
Главная цель соглашения "123", как её понимают в Вашингтоне - определить критерии, на которых возможно авторизовать передачу из США гражданских ядерных технологий. Подобные соглашения уже подписаны с большой группой государств различного калибра - от Бангладеш и Таиланда до Австралии, Канады и Японии. В качестве отдельных партнёров американцев выступают также МАГАТЭ и Евратом.

О целесообразности разработки и принятия соглашения "123" между США и Россией говорилось достаточно давно, но практические шаги в этом направлении были сделаны только после прихода в "Росатом" команды Сергея Кириенко. Летом 2006 года на саммите G-8 в Санкт-Петербурге было пролоббировано принятие двумя президентами политического решения о необходимости подписания соглашения, после чего началась работа над его разработкой и обсуждением.

Несмотря на то, что многие эксперты предсказывали для российско-американского соглашения безоблачное будущее, процесс его принятия затормозил в самый неожиданный момент - буквально накануне подписания. Сергей Кириенко и его коллега из-за океана должны были поставить свои автографы под готовым документом 1 февраля 2008 года, но накануне визита главы "Росатома" в Вашингтон стало известно, что текст соглашения не был передан для предварительного одобрения Джорджу Бушу.

Осведомлённые источники настаивают на том, что американская сторона затягивала с процессом принятия "123" только по политическим причинам - никаких принципиальных разногласий технического или юридического плана между Москвой и Вашингтоном не существовало.
Хотя официально это так и не получило подтверждения, но по ряду косвенных признаков можно догадаться - Соединённые Штаты выдвинули в адрес России некие требования, касающиеся позиции нашей страны по Ирану, в качестве условия для подписания "123". Судя по всему, американский шантаж не принёс успеха, и в последний день президентства Владимира Путина - 6 мая 2008 года - многострадальный документ был всё-таки подписан.
На следующем этапе соглашение столкнулось с оппозицией в парламенте Соединённых Штатов. Отдельные депутаты и комитеты конгресса предложили увязать его ратификацию с российско-иранским сотрудничеством - то есть, добиться того, чего не смог сделать госдепартамент.

К обсуждению соглашения планировалось подключить даже Счётную палату США, от которой собирались потребовать разобраться с российским участием в строительстве Бушерской АЭС. Но после событий в Южной Осетии иранская карта отошла на задний план, уступив место грузинской, которая оказалась неубиваемым козырем в руках противников сотрудничества с Россией.

Как отметил сенатор-демократ и кандидат в вице-президенты США Джозеф Байден, нынешний состав конгресса, скорее всего, не станет ратифицировать российско-американское соглашение "123". Байден пригрозил также, что это соглашение никогда не вступит в силу, если Россия "не изменит свой курс".

Последствия для России

Существующее сотрудничество между Россией и США

Несмотря на отсутствие соглашения "123", Россия и Америка всегда находили способы сотрудничать в атомной сфере, если это было выгодно политикам. Между нашими странами действует ряд договоров и инициатив, которые успешно исполнялись в прошлом и продолжат работать в будущем - вне зависимости от того, что думает по поводу "123" конгресс США.

Среди таких "локальных" сделок самой известной является соглашение ВОУ-НОУ о поставке на американские АЭС низкообогащённого урана, получаемого после разубоживания избыточного оружейного урана советского производства. Для американцев важность ВОУ-НОУ просто нельзя переоценить - с его помощью, россияне покрывают 46% потребностей рынка разделительных работ в Соединённых Штатах.

Не вызывает никаких сомнений то, что Вашингтон при любом варианте развития событий вокруг "123" будет настаивать на продолжении исполнения ВОУ-НОУ вплоть до официального срока его завершения (2013 год). Более того, даже наиболее яростные борцы с Россией из числа американских политиков признают необходимость сохранения в США определённой квоты ЕРР для России.

Соответствующее соглашение - а точнее, поправки к соглашению СПАР - уже подписано между Кириенко и министром торговли Соединённых Штатов. Вероятность того, что оно будет отменено из-за отсутствия "123" или по иным причинам, стремится к нулю.

Медленно, но верно продвигается вперёд ещё одна нераспространенческая двухсторонняя инициатива, которой также не требуются подпорки в виде "123" - это соглашение СОУП об утилизации избыточного оружейного плутония. Здесь также готов полный набор всех необходимых документов, и сторонам осталось только приступить к сжиганию плутония в энергетических реакторах. Сиюминутные мнения политиков не окажут на ход работ по СОУП никакого заметного влияния.

Следующее направление сотрудничества касается сферы УКФЗ. Это сотрудничество происходит в одностороннем порядке - США помогают России укреплять физзащиту ядерных объектов, а не наоборот. Следовательно, не стоит и надеяться, что американцы откажутся от него по собственной инициативе, вне зависимости от статуса "123".
Наконец, Россия и США вяло взаимодействуют в рамках различных международных форумов, таких как ИНПРО, GNEP, G-IV и многих других. Интернациональный характер такой кооперации не требует в принципе утверждения через двухстороннее соглашение "123".

Потенциальное сотрудничество между Россией и США

В появившейся в российской прессе серии статей американских авторов упоминается несколько новых направлений совместных работ, которые могли бы начаться в случае вступления соглашения "123" в силу.
Прежде всего, это создание реакторов на быстрых нейтронах. Здесь необходимо чётко понимать, что по данному направлению Россия может выступать только в качестве донора, а Америка, соответственно, получателя технологий.

Развитие быстрых реакторов в США было свёрнуто на протяжении 20 с лишним лет, и большинство имевшихся у американских специалистов наработок или было утрачено, или устарело. Теоретически, Россия могла бы экспортировать в Соединённые Штаты собственные технологии по коммерческим ценам, однако для этого американским политикам пришлось бы переступить через собственную гордость и принять принципиальное решение о возможности закупки передовых технологий у недавнего наиболее вероятного противника.

Менее амбициозным и быстрее реализуемым проектом могло бы стать использование на коммерческой основе российской экспериментальной базы - прежде всего, возможностей НИИАР - для американской программы по созданию быстрого реактора-выжигателя. Можно предположить, однако, что в отсутствие реальной альтернативы американские национальные лаборатории сумеют пролоббировать принятие необходимой законодательной базы для совместной работы с российскими экспериментаторами и вне рамок "123".

Возвращаясь к экспорту российских быстрых технологий в США, следует признать, что без действующего "123" он видится полностью невозможным. Но, во-первых, подобная задача никогда официально не включалась в список приоритетов г/к "Росатом".

Во-вторых, если отечественная инновационная ФЦП будет развиваться достаточными темпами, то разрыв в быстром направлении между Россией и США со временем будет только увеличиваться. Таким образом, отказ от ратификации "123" с точки зрения быстрых реакторов навредит, прежде всего, самим Соединённым Штатам.

Говоря о потенциальном сотрудничестве в области быстрых реакторов, нельзя оставить без внимания такую потенциальную угрозу для России, как утечку мозгов. Получив, в случае принятия "123", доступ к российским институтам, исследовательским центрам и проектным организациям, американская сторона непременно попытается перетянуть к себе как можно больше опытных кадров из России, используя финансовые рычаги.

С реальностью данной опасности придётся считаться всерьёз. Одной из возможных контрмер видится обеспечение достойных зарплат для российских специалистов в этой области, что потенциально возможно в рамках инновационной ФЦП.

Следующее направление совместных работ, которое продвигается американцами - это сотрудничество при создании реакторов малой и средней мощности, пригодных для экспорта в государства-новички в атомной области.

Оценки перспектив России в этой сфере разнятся от шапкозакидательских (у нас строится КЛТ-40, а у них нет живых проектов) до пораженческих (у них готов к лицензированию IRIS, а у нас отсутствуют проработанные проекты IV поколения). В любом случае, не слишком понятно, каким именно образом США планируют взаимодействовать здесь с россиянами.

Работа над конкретными проектами не представляется возможной, так как компании из двух стран в будущем станут конкурировать друг с другом на одних и тех же рынках. Теоретически, можно предпринять определённые совместные усилия для создания списка общих требований и принципов к подобным установкам, однако это же может быть сделано в рамках международных форумов, а не двухстороннего сотрудничества.
Две другие темы для взаимодействия россиян и американцев в последнее время не часто поминаются в публичных выступлениях - переработка в России ОЯТ американского происхождения и строительство в России блоков с реакторами AP-1000.

Переработка ОЯТ может в будущем стать для нашей страны прибыльным и выгодным делом. Для его реализации, наличие соглашения "123" является обязательным условием, так как большая часть мировых запасов ОЯТ в той или иной степени контролируется Соединёнными Штатами.

Однако говорить сейчас о ввозе ОЯТ в Россию для переработки не приходится, так как у г/к "Росатом" до сих пор отсутствует внятная стратегия замыкания топливного цикла и нет практического решения по ОЯТ российских АЭС. Остаётся надеяться на устранение этого белого пятна в инновационной ФЦП, а до этого момента ввоз ОЯТ будет эквивалентен ввозу РАО на захоронение, против чего резко выступает большинство населения России.
Нежелание г/к "Росатом" браться в обозримом будущем за бизнес с иностранным ОЯТ видно как из публичных выступлений руководства госкорпорации, так и из его отношения к так называемой "второй инициативе Путина". Несмотря на явное указание тогдашнего президента России о необходимости создания глобальной инфраструктуры атомной энергетики, включая переработку ОЯТ, г/к "Росатом" свёл эту инициативу исключительно к МЦОУ и банку топлива в Ангарске, а впоследствии зафиксировал такое сужение инициативы Путина в официальных документах МАГАТЭ.

Закупка для России реакторов AP-1000 также относится к делам отдалённого будущего, если вообще когда-либо произойдёт. Несмотря на весь внешний непатриотизм идеи о приобретении американских реакторов, её можно было бы принять к рассмотрению и изучить все потенциальные плюсы и минусы - особенно, если говорить о сделке по китайскому образцу с постепенным выходом на 100%-ную локализацию.

AP-1000 представляется весьма перспективным аппаратом - по крайней мере, на данном этапе. Его преимущества уже оценили китайцы, которые, по некоторым сведениям, намереваются сделать ставку на клонирование AP-1000 для развития крупномасштабной энергетики. Не исключено, что для районов Дальнего Востока строить блоки с AP-1000 стало бы экономически выгодным - но нет никаких ни прямых, ни косвенных подтверждений, что такая сделка могла бы осуществиться в ближайшие пару десятилетий.

Выводы

Соглашение "123" между Россией и США носит, в первую очередь, политический характер. Отказ парламента Соединённых Штатов ратифицировать его не нанесёт ущерба уже ведущемуся сотрудничеству двух стран в атомной области.

Конечно, постоянные попытки различных ветвей американской власти увязать факт принятия "123" с не имеющими к нему прямого отношения предметами - отношения с Ираном, ситуация вокруг Южной Осетии и т.д. и т.п. - выглядят для России унизительными и не могут не раздражать.

В Вашингтоне пытаются представить обычное рамочное соглашение как некое поощрение для Москвы, в обмен за которое россияне должны так или иначе расплачиваться. Легко убедиться, что в реальности это далеко не так. Отсутствие действующего соглашения "123" не только не наносит ущерба России - напротив, по ряду направлений это оказывается невыгодным американской стороне.

Хотелось бы пожелать российской дипломатии проявлять большую активность и перестать играть роль стороннего наблюдателя, покорно ожидающего очередных требований или "наказаний" от США. Что мешало, например, России выдвинуть свой набор условий для вступления в силу соглашения "123", перехватив, тем самым, у американцев внешнеполитическую инициативу?

Но бессмысленно впадать и в другую крайность - а именно, минимизировать или полностью сворачивать все контакты с американскими атомными компаниями и учреждениями, мотивируя это отсутствием соглашения "123".
В той или иной форме, взаимодействие должно быть сохранено - хотя бы в рамках международных инициатив или двухсторонних рабочих групп. Самоустранившись от этого процесса, мы рискуем уже через несколько лет столкнуться на мировых рынках с новыми правилами игры, которые будут написаны и заточены под американцев.

ИСТОЧНИК: Михаил Сторожевой, AtomInfo.Ru
ДАТА: 24.08.2008
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Dobryаk ( Практикант )
12 май 2010 08:24:39
В-общем, на кону именно соглашение 123, узнаем детали на днях.

В Вашингтоне и Обнинске готовят почву для атомного сотрудничества

Александр Уваров, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 11.05.2010

В Вашингтоне Барак Обама передал в конгресс США проект соглашения "123" о мирном атомном сотрудничестве с Россией. В Обнинске российские и американские специалисты определяют, как это сотрудничество будет выглядеть на практике.

12 мая на территории ГНЦ РФ - ФЭИ откроется первое совещание российско-американской "Рабочей подгруппы по гражданской ядерной энергетике". От России на нём будут представлены ОКБМ, НИКИЭТ, НИИАР, ФЭИ, "Курчатовский институт", ИБРАЭ, МИФИ и многие другие. В рядах американской делегации - сотрудники министерства энергетики и ведущих национальных лабораторий.

Приехавшим в Обнинск нужно за два дня определиться с наполнением тематик для атомного научно-технического сотрудничества России и США. Сами тематики были согласованы заранее. В их числе - моделирование и имитация, топливо, перспективные материалы, гарантии и некоторые другие.

Приятной новостью для приверженцев быстрого направления должна стать готовность американцев сотрудничать с россиянами по проекту исследовательского реактора МБИР. Не забыты высокотемпературные реакторы, а также реакторы малой и средней мощности. Возможно, что будет сформулирована и отдельная тема по кадрам и ядерному образованию - по крайней мере, в пользу такого предположения говорит присутствие на совещании делегатов от МИФИ.

Насколько плодотворным может стать научно-техническая кооперация двух стран? Прежде всего, необходимо напомнить, что мяч сейчас у американцев. Конгресс США должен проголосовать за ратификацию соглашения "123", так как без этого документа все намерения сотрудничать останутся только благими намерениями. Кстати, американские парламентарии могут обойтись и без голосования - документ автоматически вступит в силу, если пролежит в конгрессе 90 рабочих дней.

Второй вопрос - финансы. В кулуарах признаются, что по многим направлениям источники поступления средств "требуют уточнения". Без денег программа совместных работ будет простым листом бумаги, поэтому тема финансирования станет в повестке дня обнинского совещания одной из главных.

Осведомлённый источник из российской делегации пояснил AtomInfo.Ru, что обсуждаться в Обнинске будет именно сотрудничество, а не бизнес-проекты. Научно-техническое сотрудничество подразумевает наличие общей цели и совместный труд по её достижению. Объединяя усилия, россияне и американцы могли бы получать нужные результаты намного быстрее и дешевле, чем оставаясь в одиночестве.

При таком подходе, Россия будет оплачивать свою часть работы, а США - свою. Этим сотрудничество отличается от бизнеса. Конечно, легко впасть в искушение продавать по дешёвке технологии, создававшиеся в нашей стране десятилетиями. Но голодные 90-ые годы канули в Лету, и нам пора учиться кооперироваться с западными коллегами на равноправных и взаимовыгодных началах.

Комментируя предварительный список направлений, предложенных для совместной работы, участники совещания подтверждают, что по некоторым из них есть вопросы, но обещают, что к концу дня 13 мая наступит полная ясность. "Собственно, мы для этого и собрались", - заявил AtomInfo.Ru российский эксперт.

Раскрывать накануне совещания суть всех подготовленных предложений было бы некорректно. Инсайдеры дают понять, что американцев очень интересуют совместные с Россией эксперименты по облучению топлива и материалов в российских быстрых реакторах, а также любые идеи, которые могли бы помочь США справиться с проблемой ОЯТ.

У россиян, в свою очередь, возможно, появятся предложения по международной экспертизе проекта реактора МБИР. Это принципиально важно в свете постоянно растущих требований к безопасности реакторных установок, и в эту работу американцы вполне могли бы внести посильный вклад.

Россия и Америка - ведущие атомные державы. В старые времена наше соперничество служило локомотивом развития атомной энергетики во всём мире. Сможет ли теперь взять на себя роль локомотива наше сотрудничество? Все предпосылки для этого имеются. Но чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки, сначала придётся хорошо потрудиться - Бараку Обаме в Вашингтоне, а экспертам из двух стран в Обнинске.
  • +0.00 / 0
  • АУ