А что будем делать вот с этим?
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1991 г. N 1746-1
ОБ ОБРАЗОВАНИИ КОМИССИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕДАЧИ -
ПРИЕМА АРХИВОВ КПСС И КГБ СССР НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ХРАНЕНИЕ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Придавая особое значение архивным документам КПСС и КГБ СССР
для объективного и всестороннего изучения их роли в жизни
советского общества, в соответствии с Указами Президента РСФСР от
24 августа 1991 г. "О партийных архивах" и "Об архивах Комитета
государственной безопасности СССР" Президиум Верховного Совета
РСФСР постановляет:
1. Образовать комиссию по организации передачи - приема
архивов КПСС и КГБ СССР на государственное хранение и их
использованию.
2. Утвердить следующий состав комиссии:
Председатель комиссии
Волкогонов Дмитрий Антонович - советник Президента РСФСР,
народный депутат РСФСР.
Заместитель председателя комиссии
Пихоя Рудольф Германович - председатель Комитета по делам
архивов при Совете Министров РСФСР.
Члены комиссии:
Абрамов Валерий Иванович - заместитель председателя Комитета
по делам архивов при Совете Министров РСФСР.
Адамович Александр Михайлович - народный депутат СССР,
писатель.
Афанасьев Юрий Николаевич - ректор Российского гуманитарного
университета, народный депутат СССР и РСФСР.
. . .
Ковалев Сергей Адамович - председатель Комитета Верховного
Совета РСФСР по правам человека, народный депутат РСФСР
. . .
Памфилова Элла Александровна - народный депутат СССР.
. . .
Щекочихин Юрий Петрович - народный депутат СССР, журналист.
Якунин Глеб Павлович - член Комитета Верховного Совета РСФСР
по свободе совести, вероисповеданиям, благотворительности и
милосердию, народный депутат РСФСР.
. . .
и так далее.
В последнее время в средствах массовой информации появляются сообщения о коммерческой деятельности Комитета по делам архивов при правительстве Российской Федерации. Речь идет о передаче копий архивных документов за рубеж. В частности сообщают о готовящейся сделке с одной из английских фирм: ей продаются микрофиши с уникальных документов девяти фигур первой величины в истории России двадцатого века – Мартова, Троцкого, Кирова, Молотова, Жданова, Орджоникидзе и других. Говорят о предполагаемой продаже Гуверовскому институту почти 30 миллионов копий документов крупнейших организаций бывшего СССР, в том числе материалов ЦК КПСС и КГБ. Периодически появляются сведения об экспорте архивной информации, осуществляемом не только Роскомархивом, но уже и новыми охранительными службами.
. . .
. . .
Имеем соглашения между Роскомархивом, американским Гуверовским институтом войны, революции и мира и британской фирмой “Чэдвик-Хили”.
. . .
А по
статье 1(а), именно вся документация бывшего СССР (включая архивы КГБ) немедленно открывается Гуверовскому институту (соответственно – и Конгрессу США) раньше, чем российскому обществу, и в условиях, когда в России так и не приняты еще законы об архивах, об информации, о государственной, личной или коммерческой тайне.
Статья 1(b): “Отбор материалов <...> будет производиться совместными усилиями Председателя Комитета и Директора Гувера под руководством Редакционной Коллегии, состоящей из <...> выдающихся историков и других экспертов. Члены Коллегии будут отобраны Председателем Комитета и Директором Гувера. <...>” Председатель Роскомархива тов. Р. Пихоя и директор Гуверовского института г. Ч. Палм, таким образом, по доброму согласию наделяют друг друга полномочиями вдвоем определять, кто будет ими руководить в отборе архивных сокровищ на продажу.
Статья 3(а). Объем сделки – “приблизительно 25 млн документов”. “Финансовая поддержка” (то бишь уплачиваемая американцами цена. – Ю. А.) “не будет превышать (! – Ю. А.) 2,5 млн долларов США в соответствии с бюджетом. <...>” Не имеющий аналогов масштаб передачи документов, видимо, позволяет Роскомархиву установить оптовую цену на национальное достояние?
Один документ обойдется американской стороне (“не будет превышать”!) в 10 центов. Укажу для сведения: средний уровень цен на архивные документы на аукционах Sotheby’s и Cristie’s – 1,5–2 тысячи долларов за лист, а право на использование в публикациях документов из восточногерманского архива (бывшей ГДР) оценивается в 100–300 марок.
А
статья 2(а) включает в перечень приобретаемых Гуверовским институтом за все те же 10 центов право публикации отснятых документов. А в Библиотеку Конгресса США без дополнительных затрат поступает по экземпляру каждого микрофильма, и “кремленологи” и “русисты” получают дополнительную возможность изучать тайные механизмы советско-российской власти раньше, чем отечественные специалисты.
Статья 2(b) вместе со статьей 6 на 10 лет закрывают право публикаций никому пока что не известных 25 млн документов для всех, кроме участников данного гешефта.
Согласно унизительной
статье 3 оборудование, поставленное по данному контракту из США, будет в течение тех же 10 лет
(из ст. 6) эксплуатироваться только по указаниям “Гувера”, после чего, обратясь в рухлядь, перейдет в собственность ведомства Р. Пихои.
Статья 5 делает третьего партнера в сделке – английскую фирму “Чэдвик-Хили” – монопольным продавцом российских документов на мировом рынке, заодно предоставляя ему право цензуровать их, но не оговаривая такого права для Роскомархива.
Упоминавшаяся уже
статья 6 соглашения на 10 лет возлагает на российского налогоплательщика все немалые, как хорошо известно профессионалам-архивистам, расходы по хранению рассматриваемых документов, архивному поиску необходимых “Гуверу” материалов для микрофильмирования, их подготовке к съемке, снабжению справочным аппаратом, транспортировке (в том числе в США;
ст. 4(d)), содержанию помещений и персонала. Предполагается, что за 10 лет цены на документы не возрастут. А черед 10 лет договор может быть автоматически продлен на тех же условиях (ст. 5).
На самые разные размышления наводит и таинственность с проявлением в Америке пленок, отснятых в России
(ст. 7(d)). С учетом того, что отбирать документы будут назначенные Р. Пихоей и Ч. Палмом эксперты, а результаты работ станут известны сначала в США.
Наконец, согласно
статье 15(а), соглашение будет толковаться “исключительно в соответствии с законом штата Нью-Йорк”. Отечественные законы к столь уникальной операции, очевидно, неприменимы. Например, “Закон об охране и использовании памятников истории и культуры” 1976 года, в котором специально говорится об архивах. Ни к чему, видимо, учитывать в данном случае и многочисленные соглашения об обмене и продаже культурных ценностей, подписанные нами по линии ЮНЕСКО.
3
На какие-то из 25 млн дел, копии с которых уже будут у американцев, вероятно, распространится 30-летний (или, что тоже нельзя исключать, еще больший) срок секретности. Следовательно, в России доступа к ним у исследователей не будет, и наши историки, экономисты, политологи окажутся вынуждены ехать в Вашингтон или в Калифорнию, чтобы там ознакомиться с какими-то из этих 25 млн документов. По американским правилам и за установленную американцами цену – от 5 до, скажем, 20 долларов за страницу.
Комсомольская правда. 1992 г. 23 маяP.S.
Даже история и та давно в объятия рыночных отношений, притом не в пользу наших историков.
Историка и архивиста, не ангажированного, могут запросто про цензурить. Господа демократы продали всё, даже нашу историю. В буквальном и переносном смысле. То есть исследователю, за плату, документ заранее прошедший определённую цензуру ибо: Цитата: "“Чэдвик-Хили” – монопольным продавцом российских документов на мировом рынке, заодно предоставляя ему право цензуровать их, но не оговаривая такого права для Роскомархива.