Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,190,772 8,333
 

  problemsolver ( Слушатель )
11 май 2010 19:56:36

Тред №215408

новая дискуссия Дискуссия  253

Чего-то захотелось сказать.
Кто-то считает, что надо впихивать обучение в людей, иначе сами они обязательно откажутся, они же не знают.
Я вспоминаю своё обучение в школе. Началось все с того, что я в 1-м классе уже умел читать, и читал концы учебников, когда мои одноклассники проходили слова.
Некоторые вещи были мне очень интересны, может кто помнит десятилетнее обучение, я летом после 3-го класса взял у соседа Историю Древнего мира за 5-й класс, прочитал. До начала ее изучения я перечитал ее еще 2 раза, и мама мне заодно купила Книгу для чтения по истории древнего мира, до того мне было это интересно. Вот этот друг, из соседнего подъезда, который дал мне учебник, сам сделал до меня так же, и сам посоветовал мне. Было и еще много чего, типа Астрономии для всех, книг серии Эврика, Мартин Гарднер, Конструкция парусных кораблей, под конец школы покупал по робототехнике книжки. Да чего только не было. А уж Радио, Моделист-конструктор, Юный техник, Техника-молодежи, Наука и жизнь прочитывались полностью (это все выписывалось с отцовской стороны, а он работал мастером по погрузке).
В то же время к концу 8-го набрался достаточный контингент тех, кто хотел наконец-то уйти из школы и поступить в ПТУ на какого-нибудь водителя-повара, чтобы начать зарабатывать деньги поскорее (их хотелки не распространялись дальше покупки сигарет за свои для начала).
Были еще у меня друзья, которые ходили в авиамодельный кружок. Некоторые решили, что институты не для них, пошли в училище, и с удивлением обнаружили, что разбираются в чертежах после Моделиста-конструктора получше учительского преподавателя.

Я это к чему. Если у человека нет тяги к знаниям, или к тому, что дает в жизни обладание знанием, ничего вы с ним не сделаете. А если у человека есть тяга к знаниям, вы ее не заглушите никак. Я в армии разобрался, что такое программирование на языках высокого уровня (до армии был Б3-34, я его научился программировать по статьям в Технике-молодежи). В армии! В обычной мотострелковой части, в ГДР, я ходил в библиотеку, и там читал Радио, как раз я служил в 85-87, и вышел Радио-86РК. И был я самым обычным командиром отделения в противотанковом взводе.

Не надо впихивать обучение во всех. Надо давать тем, кто тянется, возможность получить любое знание, а кому не нужно - ну и пускай, рабочие тоже нужны.
  • +0.08 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (18)
 
 
  Andrey_136af1 ( Слушатель )
11 май 2010 20:44:53


Позвольте уточнить... Вы считаете, что мин. образования делает  правильно, у тот уровень, который был при советском союзе был излишним?
Я правильно понял?
  • 0.00 / 2
  • АУ
 
 
  stebat777 ( Слушатель )
11 май 2010 23:55:35

Чей уровень был излишним? Советских ПТУшников, советских специалистов или их среднее? У нас средний уровень между ПТУ и университетами остался почти советским, только на ПТУ теперь висят другие вывески.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Andrey_136af1 ( Слушатель )
12 май 2010 01:28:03

Имелся ввиду уровень преподавания в средней школе. Я думал это было понятно из контекста.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
12 май 2010 20:30:57

Я не знаю, какой уровень сейчас по сравнению с тогда.
Я хотел сказать, что образование должно быть легко доступным для тех, кто хочет знать, и не вижу смысла пичкать им тех, кому неинтересно.
Вот я как-то так еще в школе (опять-таки до уроков на алгебре) врубился, что первая производная - это тот же самый тангенс угла касательной к функции, так оно и есть. Большинство учившихся в 9-10 со мной не помнят таких слов, наверное. Ну и зачем было тратить деньги на их обучение?
PS У меня есть только теория, что любое воздействие на мозги заставляет их развиваться. И только поэтому стоит пичкать людей знаниями, может им вот эти знания не нужны, но их так сказать развившиеся мозги позволят им усвоить и что-то другое, не связанное с предыдущим обучением.
  • -0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  Прасковья ( Слушатель )
13 май 2010 15:35:04


Ну вот по поводу этой теории могу привести примерчик.
Среди советских школьников были очень популярны шахматы. Многие увлекались очень серьезно. От самостоятельного изучения теории до занятий в соотв. секциях. Добивались разных успехов - от скромных до существенных. Подавляющее большинство знало, что применять на практике, в смысле шахматами зарабатывать на хлеб, не будут, это всего лишь хобби. Подавляющее большинство во взрослой жизни перестало играть в шахматы вообще. Почти никто не помнит названий классических дебютов, не говоря уже о партиях.
И тем не менее вряд ли наберется среди этих бывших любителей шахмат заметное кол-во людей, которые бы заявили, что в этих занятиях не было никакого смысла, что это зря потраченное время, что не стоило тратить ресурсы на то, чтобы миллионы школьников научить двигать фигуры, потому что сейчас эти миллионы и не помнят, как это нужно было делать, и тем более не применяют.

А насчет личного стремления - тут есть такой момент. Наступает время, когда нужна подпитка извне, или личное стремление загаснет.
Подпитка может быть какая угодно - ровесники внимают и уважают, учитель в школе искренне ценит, родители хвалят, олимпиады там всякие и т.п.
Это и в шахматах, и с историей древнего мира - ну выучили вы правильный дебют, и стабильно разбиваете всех приятелей, не знающих теории. И что? И все. Нужна подпитка. Например, турнир, и так далее.
Или прочитали вы учебник истории для 5 класса в 3-ем - интересно, я понимаю, сама всегда учебники старших классов читала, благо были под рукой. Ну знаний у вас по истории стало больше, чем у ровесников. А дальше что? Ну послушали вас, надоело. Пошли в футбол играть, и вас с собой зовут. Все, уже нужна подпитка.

В советской школе очень правильно были устроены все эти соревнования, олимпиады, турниры. Не только, чтобы самых-самых выявлять, потому что для этого такая массовость не нужна, можно сразу большинство отсекать, а остальных уж по олимпиадам и пр., и дешевле было бы сильно. Однако школьники на начальном этапе вовлекались массово, хотя любой педагог сразу мог сказать, что вот из этого класса Васю надо на олимпиаду по физике, а Машу - по математике. Вовлекались - именно для стимула, для организации подпитки внутреннему стремлению, и даже чтоб пробудить его.

Короче, чисто на детское стремление к знаниям я бы не рассчитывала. Быстро угаснет, за крайне малым исключением.
  • +0.22 / 6
  • АУ
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 май 2010 12:02:15


Тут не так давно ВВП возмущался (дословно не помню, так что пересказываю своими словами), что 2/3 выпускников школы не очень себе представляют: Солнце, Земля, Луна - что вокруг чего вертится. Нам это "насильно впихивали" на астрономии, сейчас такого предмета нет. И что-то детишки явно не спешат самостоятельно об этом узнавать. Нужно такое знание "простому работяге" или нет? Где граница между нужными и ненужными знаниями?
  • +0.35 / 2
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 май 2010 17:13:33

Солнце, Земля, Луна - это любой получивший бесплатное образование знать обязан. Если этого нет, то и Минобраз и школу его учившию пинком под зад.
Это не насильно, это минимум, это необходимое, чтоб всякой мрази развести было труднее.
И для "простого работяги" это не излишние знания, а минимальный барьер против
"простого образованого мошеника".
Да и для развития "мозга" это не излишне. Не будут в массе детишки самостоятельно знания узнавать, их необходимо к этому стимулировать, направлять и заставлять. Государственно напрвлять и заставлять.
  • +0.23 / 3
  • АУ
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
12 май 2010 20:39:54

Честно говоря, я не знаю, как сейчас, но в моем детстве все и без образования знали, как это устроено.

Сейчас появилась мысль, что образование не виновато в ухудшении положения. В детстве мы могли играть в карты в дурака, сидя в подъезде на площадке. И именно в это время передавались знания во время разговоров, бОльшая часть общеупотребительных знаний.
Сейчас меньше общаются, вот и исчезает база.
  • -0.16 / 2
  • АУ
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
12 май 2010 20:21:11

А мне похрену, нужно это простому работяге или нет. Если интересно, надо дать возможность легко узнать, если нет - у меня есть подозрение, что 99% людей, учившихся в Союзе, не вспомнят названия планет Солнечной системы - какой смысл тратить деньги.
Это вам впихивали. А мне было интересно, и я это узнал задолго до 10-го класса, когда астрономию у нас проходили. Наверное, в 6-м я начал покупать какой-то астрономический журнал, не помню уже название. А уж устройство Солнечной системы просто во дворе походу рассказывалось, еще раньше.
  • -0.48 / 5
  • АУ
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 май 2010 20:40:16


Не переходите на личности. Тем более, что первым слово "впихивали" употребили лично Вы. Я его уже брал в кавычки, что означало легкий сарказмУлыбающийся И не надо сравнивать себя со всей страной.
Кстати, Вы абсолютно правы - любые систематизированные знания тренируют мозг. Он вообще тренируется не хуже чем тело ) Стихи в школе тоже учат не только ради того, чтоб ребенок обязательно вырос высококультурным. Это еще и память неслабо развивает.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  zh17. ( Слушатель )
12 май 2010 21:09:37
А вот это - НАГЛАЯ ЛОЖЬ.
Я могу цитировать книги целыми главами почти дословно, находить дорогу по которой проходил единожды лет двадцать назад, помню кучу справочников по специальности, но не способен запомнить больше двух строк даже из любимых песен. Для меня заучивание стихов - убитое время, а главное нервы.
  • -0.05 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 май 2010 21:16:11

Зачем так резко? ???
Учат именно для тренировки памяти и это цель не меньшая чем обучение собственно литературе.
Мне это популярно объяснила моя учительница по литературе (и одновременно директор школы) перед выпускными экзаменами. После этого мне пришлось срочно выучить все что полагалось по программе и сдать, а иначе она мне - б оценку перевернула.Подмигивающий
Вы же привели собственный пример и похоже не типичный, ну поверил я тогда в 78 своей учительнице и верю до сих пор. Да и жизнь это в массе подтверждает, и те учителя литературы с коими иногда общаюсь.Подмигивающий
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
12 май 2010 21:31:27

В десятый раз повторяю (на этом форуме), что перейти на личности - это начать бить морду.
А если вы желаете спорить о неких отвлеченных позициях, то я желаю сказать о конкретных, моих мнениях и ваших. Я привожу в пример себя. А вы - что? Если не себя, то давайте статистику. А статистики у вас не окажется, вы можете только про личности.
  • -0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 май 2010 22:02:32


Какую именно статистику можно привести в ГУМАНИТАРНОМ вопросе? Мы с Вами не курс доллара и не выработку электроэнергии обсуждаем. Статистику о незнании гражданами России строения Солнечной системы?
Но раз Вы так любите цифры - вот Вам ссылочка на результаты весьма популярного международного тестирования PISA:
http://old.lbz.ru/ar…nko.U.html
35-40 места из 57 стран по различным "номинациям"  >:(
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
12 май 2010 22:17:18

Да, статистику о незнании гражданами России строения Солнечной системы. Это будут цифры.
А если у вас нет такой статистики, почему вы тогда мое мнение считаете моим частным, а свое - всеобъемлющей истиной?
Если у вас нет статистики, то все, что вы можете, это высказать свое мнение, которое противостоит моему.
Приведите свой пример. Помните ли вы (или ваш сосед) хотя бы эту последовательность без гугла и википедии?: меркуриий венера земля марс юпитер сатурн уран нептун плутон.
А если не помните, то за каким хером мои родители получали меньше денег, чтобы вас (или его) учили этому?
  • +0.11 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Алексей_M ( Слушатель )
12 май 2010 22:33:05

Будете удивлены - помню. Я даже про пояс астероидов помню. И даже про 10-ю планету, которую неоднократно за последние 50 лет открывали и каждый раз обзывали по-новому.
А что касается статистики незнания россиянами что вокруг чего вертится - та самая гугля или яндекса Вам в помощь. Я Вам привел куда более интересную ссылочку. Наверное Вы даже и не слышали про такую систему как PISA?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Andrey_136af1 ( Слушатель )
13 май 2010 00:34:40


Очень хорошо, что Вы помните планеты Солнечной системы. А теперь скажите: Вам хоть раз в жизни понадобилось это знание? Серьезно.
Если нет, значит и на Вас деньги были потрачены зря, если же Вы получили это знание по причине собственной любознательности, то Вы потеряли время впустую? Ведь выходит так, судя по Вашим словам.
Кстати, многие американцы исповедуют именно такую философию, и потому не читают книг, говорят: «А зачем тратить на это время?!»
  • +0.08 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  problemsolver ( Слушатель )
13 май 2010 08:47:42

А вот здесь мы вплотную подходим к самому корневому вопросу, за который браться страшно  ;D
В чем смысл жизни - если мы ответим на этот вопрос, то тогда поймем, зря или не зря я потратил время на изучение Солнечной системы  :)
  • -0.16 / 2
  • АУ