Современные российские ВС
38,122,435 98,995
 

  НАлЕ ( Профессионал )
19 май 2010 13:02:26

Тред №218072

новая дискуссия Дискуссия  63

Некоторое время назад, Перегрев предложил осветить поподробнее вопрос производства алюминиевых бидонов для молока  топливных баков жидкостных ракет.

Решил таки попробовать, хотя как специалист широчайшего профиля (к тому же бывший  :)), которые как известно, знают обо всем, но ничего (в отличие от «узких», которые знают все, но ни о чем  :D), вряд ли смогу представить это четко, полно ( но сжато) и полностью грамотно.

1. Учитывая, что топливо ракеты составляет порядка 90% процентов от ее стартового веса (например , у Зенитов -  это 409 … 425 тонн топлива, при стартовом 458 … 473 тонны, у покойного Циклона-3 – 173 при стартовом 189), не трудно понять, что «бидон» - это практически корпус всей ракеты и есть. А если взглянуть на компоновки макеевских ракет, то там видно, что кроме топливного отсека (с «утопленными» в него двигателями), есть только «голова» с обтекателем.
2. Кролики – это не только ценный мех Топливный отсек – это не только хранилище компонентов, он обязан обеспечить их подачу в двигатель с требуемыми параметрами (давление, расход (соотношение расхода обоих компонентов), сплошность и чистоту компонентов). Для этого ТО оснащается рядом систем и устройств:  заправочные и сливные (иногда они два  в одном), дренажные, предохранительные клапана, заборное устройство  (для обеспечения той самой сплошности и минимизации остатков незабора), системой управления расходом топлива (СУРТ, раньше был СООБ), система наддува (предварительного и полетного), система контроля заправки, трубопроводы подачи компонентов, элементы системы телеметрии.
3. Кроме того, будучи основным элементом корпуса ракеты, ТО выполняет и ряд функции так сказать общего назначения: транзит кабельной сети от СУ к двигателям, приводам и системам отделения –разделения, обеспечение наземной эксплуатации ракеты (транспортировка, перегрузка, установка на ПУ), разделение-отделение ступеней в полете. Все это требует «навешивания» дополнительного «барахла»: прокладка кабелей, установка элементов систем разделения и увода отделяемой ступени, усиления в местах такелажных точек и пр. …Да и еще: теплозащита от двигателей, теплоизоляция криогенных компонентов.
4. Таким образом, ТО – это сложный, высоко нагруженный, многофункциональный узел, причем очень «хлипкий». Если вес всей сухой ракеты составляет порядка 10 … 12 % от запаса топлива, то вес баков (минус ПН, двигатели, СУ, переходные отсеки) составляет считанные проценты от топлива (Сколько там вес молочного бидона составляет от веса молока?  ;)). При этом ТО, имеет весьма значительные габариты и к нему предъявляются высочайшие требования по герметичности и чистоте внутренних полостей (тут пусть Перегрев расскажет о размере и количестве пылинок, которые способен прожевать ЖРД).

Пока на этом остановлюсь. Продолжение следует.
Отредактировано: НАлЕ - 20 май 2010 00:01:33
  • +4.39 / 40
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!