Цитата: weter
По мнению российских экспертов, главной причиной катастрофы стали все же ошибки польских летчиков, допущенные ими при пилотировании на посадке. Первая из них заключалась в том, что командир, заходя на посадку по неточной навигационной системе, поставил машину в режим автопилота, чего делать категорически было нельзя. Установив машину в начало наклонной прямой-глиссады, по которой, по его расчетам, должен был снижаться самолет, командир задал автопилоту скорость снижения 4 м/с и начал посадку, полагая, что при этих параметрах шасси коснутся земли в начале полосы. Тем временем штурман контролировал высоту самолета по радиовысотомеру — прибору, определяющему расстояние до земли по отраженному от нее радиосигналу. Роковую роль в катастрофе, по мнению экспертов, сыграл довольно пологий и длинный лог глубиной около 40 м, расположенный поперек посадочного курса, и неопытность штурмана. Когда самолет летел над дном лога и земля начала уходить вниз, штурман запаниковал и начал постоянно сообщать командиру о том, что они идут выше курса и не попадают, таким образом, в полосу. Командир, в свою очередь, поверил подчиненному и увеличил вертикальную скорость снижения вдвое — до 8 м/с. Лог под воздушной трассой тем временем кончился, сменившись затяжным подъемом на холм, а про увеличенную вертикальную скорость летчики забыли.
Экипаж, по словам экспертов, стремился как можно скорее поднырнуть под туман, чтобы увидеть землю,— она же тем временем сама неслась к ним. Экипаж пытались вывести из пикирования диспетчер, кричавший летчикам "Сто первый, горизонт! (101-й номер борта, срочно прекратите снижение и перейдите в горизонтальный полет.— "Ъ")", и система TAWS, автоматически включившая в кабине аудиозапись с фразой "Pull up! (тяни вверх.— "Ъ")". Однако экипаж был занят визуальным поиском земли и никого уже не слышал. Опомнились летчики, только увидев березу прямо по курсу, но было уже поздно.
Наименее опытен из экипажа был штурман - всего 30 часов. Но здесь интересно, что КВС до недавнего времени тоже был штурманом на Ту-154! Учитывая почти полное отсутствие опыта у нового штурмана и то, что экипаж вообще был сформирован за несколько дней до последнего полета, КВС вряд ли мог столь безоговорочно "поверить подчиненному", как пишет автор статьи. Более вероятным кажется предположение, что КВС взял на себя не только свои функции, но и функции штурмана, пытался критически оценивать слова штурмана и сам следил за приборами, за которыми должен был следить штурман. Учитывая его собственный не очень большой опыт, с такой возросшей нагрузкой он не справился.
Крайне удивляет, что в таких сложнейших условиях самолет спускался на автопилоте. Почему? Может быть, потому, что без автопилота КВС просто не успевал следить за всеми приборами (своими и щтурмана) в этих условиях? Пытался таким образом "уменьшить нагрузку"?