ПАК ФА (Т-50)
4,721,389 6,045
 

  Greit ( Слушатель )
29 май 2010 21:43:01

Тред №221836

новая дискуссия Дискуссия  202

Прошу прощения за offtop, но возник некоторый вопрос: если внимательно посмотреть на "заклёпки"/винты крепления обшивки на фото Т-50, то складывается впечатление, что они сделаны вручную, их шаг и расположение во многих местах имеют нерегулярный, случайный характер, даже на прямых стыках.

Если это ручная работа, то почему? И как быть со взаимозаменяемостью элементов и ремонтом?


Фото вставить не смог...  :(
  • -0.08 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (8)
 
 
  ups ( Слушатель )
29 май 2010 22:08:10


Самолёты - это практически всегда ручная работа, это не Жигули, которые можно клепать на конвейере  :)
И потом, откуда нам знать, может шаг и расположение винтов только внешне кажется хаотичным, а на самом деле просчитан до миллиметра на моделях (как натурных, так и математических)?  ;)
Ремонтопригодности и взаимозаменяемости это не отменяет, если конечно на всех экземплярах серии расположение отверстий будет одинаково.Крутой
  • +0.62 / 6
  • АУ
 
  X-Guard ( Слушатель )
30 май 2010 03:53:36


А что такое резонансная вибрация, Вам известно?  ;)

Если вы приглядитесь к некоторым фотографиям некоторых самолётных конструкций, там где используются болты (винты), то увидете, что у них даже шаг закрутки отличается! Каждый последующий винт закручен на несколько градусов больше. Таким образом при вибрации и попадении в резонанс винты не могут откручиваться все одновременно - только какая-то небольшая часть...

Так и с заклёпками - линия заклёпок, если она идёт по линиям напряжений в корпусе, это отличный "контур перфорации", по которому планер может просто разорвать. Так что и заклёпки могут идти с нарушением шага и т.д. и т.п.

ПМСМ, конечно...
  • +2.43 / 20
  • АУ
 
 
  SturmVoegel ( Слушатель )
31 май 2010 13:50:57

Резонансу тащемта поровну, на какой угол завернут болт(винт, шуруп). Если геометрические размеры метиза, параметры резьбы и чистота её поверхности одинаковы, также, как одинаковы и  посадочные места, при возникновении волны - они все открутятся одинаково, из-за чего сие в силовых наборах самолей и не используется, по причине сложности организации неразъемного резьбового соединения.
Разность же в углах закрутки "типа винтов" происходит от специфики использующегося крепежа, т.н. гаек-пистонов, представляющих собой пустотелую заклепку с внутренней резьбой на рабочем участке. При осаживании такой заклепки специальным инструментом, в этот участок заворачивается било, которое разводит замыкающую головку. Затем, било извлекается, а заклепка глушится винтом. Телемаркет. Даже если винт вывернется, соединение останется неразъемным.
Собственно, внешний вид:




Верно. Если посмотреть на клепаное соединение в профиль, то можно увидеть, что скрепляемые элементы работают на смятие и растяжение, а заклепки - на смятие и срез. При создании клепаного шва, шаг отверстий, их геометрия и материал заклепок рассчитывается таким образом, чтобы шов имел абсолютно равномерную прочностную характеристику, принимаемую характеристике solid material, т.е. усилия деформации скрепляемых элементов и заклепок, должны быть равны.

АУ сутки.
  • +1.79 / 17
  • АУ
 
 
 
  X-Guard ( Слушатель )
04 июн 2010 02:35:58



В Сети есть более чёткие версии данной фотографии... Там много интересных "серых пятнышек"...Строит глазки

С остальным - не спорю и спорить даже не собирался, т.к. это всего-лишь "ПМСМ" и попытка "приладить" знания из судостроения к самолётостроению, в коем я ни разу не "копенгаген"...  ;)Строит глазки

З.Ы. Интересное "сборище": http://military.toms…c-254.html

"ПМСМ, конечно..." (с)
  • +0.82 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  SturmVoegel ( Слушатель )
04 июн 2010 05:14:23

Коллега, на приведенном вами фото - демо. Вы же не думаете, что на летном экземпляре может быть такое?

Это то-же самое, что сверху, только виду сбоку, с вашей ссылки. Обратите внимание на две вещи - вид гаек по второму ряду, толщину болтов, и толщину гроверов. Вес всего этого добра на стрингере, это не гуд. Очень не гуд, представьте как это все себя поведет при перегрузке хотя бы в пару "же". Да и вид силовой конструкции внушает мне определенные сомнения, такой профиль и такая толщина не сильно похожи на что-то, что может выдержать реальные нагрузки. Во всяком случае, я уверен, что у этого профиля сопротивление скручиванию - никакое.
Нет, на летнике этого просто не может быть. ПМСМ(c)Строит глазки
  • +0.88 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  X-Guard ( Слушатель )
04 июн 2010 05:40:53

Не думаю... Более того, не уверен... Фотография приводилась в качестве рассмотрения "bolts & nuts", т.е. тех самых "серых пятнышек", которые "закручены" с шагом на несколько градусов "отлично от других"...  ;)
Цитата
Это то-же самое, что сверху, только виду сбоку, с вашей ссылки. Обратите внимание на две вещи - вид гаек по второму ряду, толщину болтов, и толщину гроверов. Вес всего этого добра на стрингере, это не гуд. Очень не гуд, представьте как это все себя поведет при перегрузке хотя бы в пару "же". Да и вид силовой конструкции внушает мне определенные сомнения, такой профиль и такая толщина не сильно похожи на что-то, что может выдержать реальные нагрузки. Во всяком случае, я уверен, что у этого профиля сопротивление скручиванию - никакое.
Нет, на летнике этого просто не может быть. ПМСМ(c)Строит глазки


Т.е. Вы, коллега, отрицаете само существование "болтов" и прочие "накрутки"?  ;)Строит глазки Сама конструкция у меня не вызывает "энтузазизьма". Но, в общем-то, не о ней речь была (и фотография), а о "деталях", "серых пятнышках"...
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Shtirliz ( Слушатель )
04 июн 2010 10:54:50

Радиопрозрачный колпак изготовлен явно не из металла, как вы его клепать собрались? Лишний удар и - растрескивание.
Делаются закладные из металла с отверстиями и сболчиваются.

Кроме того, что касается фоток, приведенных Летуном - конструкция должна быть равнопрочной и ремонтопригодной.
Если обшивка из титана, то и болты и гайки, скорее всего из титана. На реальном объекте гайки, вполне возможно, не такие, а самостопорные и приклепаны за ушки к полке стрингера (точнее лонжерона), дабы не отворачивались и снаружи разобрать можно было. Гроверов, соответственно, нет.
Кстати, судя по цвету болтов и гаек - как раз титан, очень характерный серый цвет. Сталь защищают пористым хромом с насыщением антикоррозионными солями (желтоватый цвет).
  • +1.31 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  SturmVoegel ( Слушатель )
04 июн 2010 11:56:39

Для этих целей и существуют гайки-пистоны. Но здесь - не тот случай, имхо, а как раз почти ваш вариант с приклепанными гайками, а точнее - анкерами.

С этим не соглашусь, простите. Ослаблять стрингер, работающий на сжатие-растяжение, еще и отверстиями под клепки для ушей анкеров - как минимум опрометчиво. Что и показано на фото.


Учитывая, где находится гайка, я бы защитил сталь банальным фосфатированием, про причине не в пример более высокой стойкости самого покрытия. И цвет у покрытия в 4-6 мкм как раз, серый. Однако, вы разумеется правы, и болты наверное титановые.
  • +0.87 / 7
  • АУ