Некоторая попытка обобщения:
структура науки в США, СССР и РФ.
Пояснения.
Черный квадрат - непознанное. в него "вгрызается" фундаментальная наука, получает новые знания и затем передает их сначала "прикладникам", а затем те передают эти знания в сектор разработок - "поток знаний" идет снизу вверх.
Финансирование - в общем и целом - идет наоборот. т.е. сверху вниз.
Так вот, если в США структура науки близка к прямоугольной (очень велик сектор фундаментальных исследований, он в больших количествах, в том числе и из-за своей высокой численности, "качает" наверх, совсем как корень дерева, новые знания, которые вполне успешно адаптируются на уровне приклада и далее передаются на уровень разработчиков), то уже в СССР наблюдался приличный дисбаланс - структура напоминала перевернутую усеченную пирамиду. в связи с этим, прежде всего, поток новых знаний был уже тогда недостаточен для полноценного развития, но его удавалось восполнять в некоторой степени заимствованием фундаментальных знаний. При этом, надо отметить, что уже тогда доля финансирования фундаментальной науки была явно недостаточна. В РФ ситуация в результате сложилась так, как выглядит третья нарисованная фигура. В результате сокращения академий (а именно в них была сконцентрирована вся фундаменталка) происходит резкое "иссякание" потока новых знаний. сокращение ВУЗов вызовет дальнейщее сокращение потока адаптированных знаний в сектор разработок. при этом сокращение финансовых потоков в эти области будет вызывать цепную реакцию их "схлопывания". госкорпорации, сидящие в области разработок, никоим образом не смогут использовать выделенные им триллионы рублей. заворот кишок-с ...
Так что нынешняя политика в отношении науки и образования, заключающаяся в основном в сокращении численности академий, т.е. фундаментальной науки, в принципе не способна привести к исправлению дел.