Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,788,617 45,063
 

  starik ( Слушатель )
15 июн 2010 17:59:35

Тред №227551

новая дискуссия Дискуссия  126

Сталин И.В.
Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)
26 января 1934 г

Что касается культурного развития страны, мы имеем за отчетный период:

а) Введение по всему СССР всеобщего обязательного начального образования и повышение процента грамотности с 67% в конце 1930 года до 90% в конце 1933 года.
б) Рост числа учащихся в школах всех ступеней с 14 миллионов 358 тысяч в 1929 году до 26 миллионов [c.337] 419 тысяч человек в 1933 году, в том числе по начальному образованию – с 11 миллионов 697 тысяч до 19 миллионов 163 тысяч, по среднему образованию – с 2 миллионов 453 тысяч до 6 миллионов 674 тысяч человек, по высшему образованию – с 207 тысяч до 491 тысячи человек.
в) Рост числа детей по дошкольному обучению с 838 тысяч в 1929 году до 5 миллионов 917 тысяч в 1933 году.
г) Рост числа высших учебных заведений, общих и специальных,с 91 единицы в 1914 году до 600 единиц в 1933 году.
д) Рост числа научно-исследовательских институтов с 400 единиц в 1929 году до 840 в 1933 году.
е) Рост числа учреждений клубного типа с 32 тысяч в 1929 году до 54 тысяч в 1933 году.
ж) Рост числа кинотеатров, киноустановок в клубах и кинопередвижек с 9 тысяч 800 единиц в 1929 году до 29 тысяч 200 единиц в 1933 году.
з) Рост разового тиража газет с 12 миллионов 500 тысяч в 1929 году до 36 миллионов 500 тысяч в 1933 году.

Не мешает, может быть, отметить, что удельный вес рабочих среди учащихся в высших учебных заведениях составляет у нас 51,4%, а удельный вес трудящихся крестьян – 16,5%, тогда как в Германии, например, удельный вес рабочих среди учащихся в высших учебных заведениях составлял в 1932/33 учебном году всего 3,2%, а удельный вес мелких крестьян – всего 2,4%.

Следует отметить, как отрадный факт и как признак роста культурности в деревне, – рост активности [c.338] женщин-колхозниц в области общественно-организаторской работы. Известно, например, что женщин-колхозниц состоит в настоящее время председателями колхозов – около 6 тысяч, членами правлений колхозов – свыше 60 тысяч, бригадирами – 28 тысяч, звеновыми организаторами – 100 тысяч, заведующими колхозными товарными фермами – 9 тысяч, трактористами – 7 тысяч.

Нечего и говорить, что эти данные не являются полными. Но и то малое, что имеется в этих данных, достаточно ярко говорит о большом росте культурности в деревне. Это обстоятельство имеет, товарищи, громадное значение. Оно имеет громадное значение потому, что женщины составляют половину населения нашей страны, они составляют громадную армию труда, и они призваны воспитывать наших детей, наше будущее поколение, т.е. нашу будущность. Вот почему мы не можем допустить, чтобы эта громадная армия трудящихся прозябала в темноте и невежестве! Вот почему мы должны приветствовать растущую общественную активность трудящихся женщин и их выдвижение на руководящие посты, как несомненный признак роста нашей культурности.

Источник:
Сталин И.В. Cочинения. – Т. 13. – М.: Государственное
издательство политической литературы, 1951. С. 282–379.


Справка:
Грамотность и степень образования населения Р. Грамотных в империи (не считая Финляндии) по переписи 1897 г. оказалось 26569585 душ об. пола, или 21,1% общего числа жителей, а именно:(Далее таблица)
.  .  .
Уездное (сельское) население по грамотности близко подходит к общей для всего населения. В Финляндии грамотность распространена равномерно. В империи число грамотных наибольшее в губерниях Эстляндской — 79,9%, Лифляндской — 77,7, Курляндской — 70,9, С.-Петербургской — 55,1, Ковенской — 41,9, Московской — 40,2, Варшавской — 39,1, Ярославской — 36,2. Наименее грамотны в Европ. Р. губернии Бессарабская и Симбирская (по 15,6%), Астраханская и Подольская (по 15,5), Пензенская (14,7) и Псковская (14,6), на Кавказе — Эриванская (6,4) и Елисаветпольская (4,8), в Сибири — Тобольская (11,3) и Якутская обл. (4,1), в Средней Азии — обл. Самаркандская (3,2) и Ферганская (2,9); последние две — самые малограмотные части Р.
.   .  .
Грамотность более распространена в молодом возрасте; начиная с 40 и в особенности с 40-летнего возраста она падает. Объясняется это развитием школьного дела в пореформенное время. Лиц с образованием выше начального по данным переписи 1897 года было 1364143 или 1,102%: мужчин — 848932, или 1,359%, женщин — 535211, или 0,847%. Среди них получили образование:(Далее таблица)

Ср. издания центр. статистическ. комитета министерства внутренних дел (1897—1906): "Первая всеобщая перепись населения Росс. империи 1897 г.", "Общий свод по империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.", т. I и II (1905);
Источник: Россия. Население.Статистика (дополнение к статье), энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.
Отредактировано: starik - 15 июн 2010 18:02:07
  • +1.50 / 13
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!