Цитата: Gurtt от 16.06.2010 16:46:39
А мне кажется по тактике еще и результат прежде всего фигового состояния разведки и связи на всех уровнях.
...............
Эти блуждания в трех соснах первых дней войны особенно бросаются в глаза. Кто положение знает - не успевает передать выше. Выше - не получая информации посылаю мехкорпуса не знамо куда, а их командование не обеспечивает себя разведкой идя жестко куда послали, не высылая даже поглядеть разведку вправо-влево от маршрута.
Из "Средства связи Второй мировой".....в начале войны некоторая часть общевойсковых начальников слишком переоценивала проводную связь и не всегда верила в радиосредства. Такое отношение к радиосвязи в начале войны получило очень меткое определение – “радиобоязнь”. К сожалению, этой “болезнью” в 1941-1942 годах страдало немало командиров и офицеров штабов стрелковых частей и соединений. Даже офицеры штабов фронтов долгое время после начала войны продолжали рассматривать телефон как главное средство связи. Обрыв линии для них зачастую был равнозначен потере связи с подчиненными войсками. По причинам организационного и технического характера, потенциал радиосвязи в Красной Армии использовался далеко не в полной мере. Правда, радиобоязнь не наблюдалась в авиации, в бронетанковых и механизированных войсках, а также в Военно-Морском флоте.
Исправить это удалось решительными мерами – в 1942 году Ставка Верховного Главнокомандующего приняла решение ввести личные радиостанции командиров и командующих. Где бы ни был командующий фронтом или командир армии – личная радиостанция всегда должна находиться при нем. Вместе с радистами на радиостанции обязательно должны были находиться офицер оперативного отдела и шифровальщик. Это решение было очень важным и сыграло большую роль для улучшения управления войсками. И уже во второй половине войны случаи недооценки радиосвязи или неправильного использования различных средств связи встречались редко.Из воспоминаний Маркова Владимира Протасовича (воевал в составе 91-го иап, на самолетах Як-9 и Як-3, 149 боевых, 4 сбитых)
... К слову, приучаться приходилось и к рации, ведь поначалу ими не пользовались. Когда ввели звания: летчик-радист 3-го класса, 2-го, 1-го, летчик-радист-мастер, за которые доплачивали, стали ими пользоваться). ... К чему это я... Не последнюю роль в потере управления войсками (и как следствие - в разроме Вермахтом этих войск) сыграло то, что связь уровня полк-дивизия и выше как правило осуществлялась с использованием средств гражданского Наркомата связи. И происходило это все на территории, где противнику было хорошо известно расположение узлов и линий связи (хотя бы по той простой причине, что многие работы по телефонизации этих крайов в 30-х осуществляла немецкая "Телефункен"). Чем собственно немцы и незамедлили воспользоваться - нарушая работу проводных линий связи весьма широко. Плюс - часто-густо и персонал этих узлов связи, кхм, не испытывал особой лояльности к СССР (хотя это уже особого значения не имело).
Ну а как обстояло дело у командования РККА с беспроводной связью - хорошо показанно в приведенных выше цитатах. То есть даже те возможности, что давала страна, напрягая промышленность средств связи, которая была очень маломощной - в СССР имелся единственный завод “Красная заря”, который производил и снабжал страны телефонной аппаратурой всех типов, завод им. Кулакова, который делал телеграфные аппараты СТ-35 и Бодо, т.е. обеспечивал телеграфной связью, и завод им. Коминтерна, который делал мощную радиоаппаратуру - на начальном периоде войны командование как правило не использовало.