Современные российские ВС
38,125,104 98,995
 

  osankin ( Слушатель )
04 июл 2010 03:44:19

Тред №233747

новая дискуссия Дискуссия  81

Памяти друга...

30 июня открылся международный форум «Технологии в машиностроении-2010». В этот же день в различных средствах массовой информации были опубликованы вот эти фото:



На них показана модель вертолёта Ми-38 в масштабе один к двадцати, которая сделана руками моих друзей, бывших участников Казанского клуба историко-технического стендового моделизма. Сейчас это называется так, а тридцать лет назад это была просто небольшая группа энтузиастов, увлекавшаяся коллекционированием сборных моделей техники (не обязательно авиационной), а также соответствующей литературы, собравшаяся осенью 1980 года в одной из аудиторий третьего дома КАИ. Со временем число участников этой группы выросло, она оформилась организационно, превратившись в настоящий клуб, который существует до настоящего времени. Но это, как говорится в русских сказках, только присказка - не сказка.

История рабочей группы, руками которой построена модель Ми-38-го, фото которой приведёны выше, началась в ОКБ "Союз" летом 1989 года. В некотором смысле, я причастен к её возникновению. В это время первая волна конверсии дошла до предприятий, целиком работавших на оборону, началось сокращение финансирования оборонных работ, которое первыми почувствовали разработчики техники специального назначения, как это иногда называлось. На "Союзе" был объявлен конкурс, задачей которого было определить область товаров народного потребления, разработкой которых может заняться ОКБ. Я, как энтузиаст вышеупомянутого увлечения, предложил разработку и выпуск сборных моделей-копий отечественной техники. Идея была практически "провальная" по тем временам, но её внезапно поддержал тогдашний директор производства ОКБ "Союз" Белоног Валерий Михайлович, который на волне перестройки побывал в США и видел тамошнюю популярность сборных моделей-копий различной техники. Так на "Союзе" в составе 34-го цеха появился участок товаров народного потребления с гордым названием "Модель", который позже превратился в малое предприятие "Икар". Естественно, подобная работа не может обойтись без профессионалов своего дела, соответственно, к созданию нашей первой модели были привлечены участники Казанского ИТСМ, в составе которых был Пётр Карагузин. Во многом благодаря его рукам была сделана мастер-модель самолёта АНТ-25, которая стала первой и последней моделью "Икара". Сейчас она является практически легендой, хотя иногда и "всплывает" на модельных форумах.



В силу ряда обстоятельств производство сборных моделей на "Икаре" умерло, но рабочая группа, по сути, создавшая модель, уцелела и долго "кочевала" по разным предприятиям, и, в конечном итоге, занялась изготовлением демонстрационных моделей по заказам предприятий авиационного куста Казани. Группой были изготовлены модели самолёта Ту-214 по заказу КАПО, по заказу КВЗ до сих пор изготавливаются модели Ми-8М, а также модели вертолётов "Ансат", "Актай" и Ми-38 в масштабах от 1:50 до 1:20. В числе последних моделей построена разрезная электрифицированная копия вертолёта Ми-38 с "начинкой" салона и пилотской кабины, оборудованная рядом систем, имитирующих работу реального оборудования, смонтированного на вертолёте.
Модели, изготовленные группой,  участвовали во множестве выставок авиатехники, были подарены огромному числу лиц, имеющих отношение к заказу и выпуску авиатехники в различных странах мира, но в силу некоторых, вполне объективных причин, ребята "не светятся" в кругу широкой модельной и не только модельной общественности.

Я пишу это сообщение только для того, чтобы почтить память моего хорошего друга, замечательного человека и мастера своего дела - Петра Николаевича Карагузина, скончавшегося 23 февраля этого года и всего четыре месяца не дожившего до всероссийского триумфа модели, в которую вложена масса его труда. Сама модель была построена три года назад для представления на МАКС -2007, но тогда в СМИ не "засветилась". Я думаю, Петя обрадовался бы нынешнему её успеху, хотя и всю жизнь сдержанно относился ко внешним проявлениям славы.
В составе группы Пётр выполнял самую ответственную работу - изготовление "мелочёвки", окончательную доводку корпусных деталей и сборку модели. У него было великолепное пространственное воображение и золотые руки, вследствие чего он отлично чертил и лично мог изготовить деталь любой сложности как вручную, так и на токарном и фрезерном станках. Несмотря на то, что за спиной у него был всего лишь авиационный техникум, он мог дать сто очков вперёд многим инженерам с высшим образованием. У него была для этого хорошая родословная - отец Петра работал разметчиком-лекальщиком плаз-шаблонов на 22-м заводе (впоследствии, КАПО им. Горбунова). Так же как и отец, Пётр умер рано, по сути, по той же причине - от профессионального заболевания. Тесный многолетний контакт с полистиролом, эпоксидной смолой, стеклотканью и различными растворителями привёл к развитию очень агрессивной формы рака, от которой не спасли две операции, выполненные квалифицированными специалистами. Было ему всего пятьдесят лет.
В память о Петре я выкладываю две, случайно оказавшиеся у меня его фотографии конца 70-х годов, сделанные сразу после окончания им Казанского авиационного техникума в период работы в Казанском ОКБ "Сокол".
"Запомните нас молодыми" (С).


 

P.S. Сколько я знаю Петра, он всегда весьма иронично относился к теме патриотизма в досужих разговорах и иногда мог прокомментировать её едкой фразой или анекдотом, но, по сути, именно он, до конца своей жизни был настоящим патриотом своей родины - бОльшим, чем многие из тех, кого я знал в своей жизни.
Отредактировано: osankin - 04 июл 2010 13:36:18
  • +6.86 / 55
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!