Цитата: footuh от 11.07.2010 12:26:27
Вы плохо знаете/понимаете Отечественную Историю.
Ситуация 1480 года и вызванное ею "стояние на реке Угре" состоит в том, что после пресечения династии чингисидов в Золотой Орде - Иван Третий Великий объявил себя - Ханом Золотой Орды ибо он был прямым потомком Чингисхана ... все ханства Золотой Орды принексли Ивану присягу в верности - как хану Золотой Орды. В том числе и ханы Казанский, Астраханский и самое главное (с точки размеров нынешней "коренной России") - Сибирский.
В то же самое время - крупнейший хан - не золотоордынского корня - крымский хан Ахмед, - отказался числить Ивана - как Хана Золотой Орды и устроил поход, который и привел к "стоянию на реке Угре". Суть стояния заключалась в том, что Ахмед ждал подмоги от поляков с литовцами, а Иван собирал под руку силы своих вассалов, - то есть тех самых ханов казанского, сибирского и астраханского. Как только Ахмед узнал, что волжские татары согласились с навязанной им Иваном вассальной повинностью и выдвинулись на подмогу Ивану (ибо с их точки зрения происходящее было эквивалентом той же Куликовской битвы, когда крымский узурпатор Мамай, попытался оспорить их право на главенство в Золотой Орде), он снялся с позиций и начал отходить в Крым. (Ибо для сражения посреди степи - у него попросту не хватило бы кавалерии - тягаться со степными ордами). Опять же поляки с литовцами - прекратили движение, ибо одно дело бить зарвавшуюся Москву, другое - стыкиваться со всею Золотою Ордой, а чем это кончается - шляхтичи были уже при Ворскле научены.
То есть, сражение не состоялось именно потому, что волжские и сибирские ханы не только на словах выразили вассальную преданность, но и готовы были выказать её прямым делом
Поэтому с формальной и мистической точки зрения - при том, что ни Казань, ни Астрахань, ни вся Сибирь в целом не были в ту пору доменами Московского княжества, - все эти земли были вассальны - Великому Князю Московскому как Хану Золотой Орды. И поэтому все эти земли в настоящий момент - Козерог.
(...)
То есть, - на сегодняшний день, - область Козерога это вся бывшая на конец 15-го века область Великого Княжения Московского, а так же - все земли ханств, принявших главенство великого князя Московского как хана Золотой Орды. Это значит, что на востоке это массив - размером с бассейн Волги и Уральские горы, которая дальше продолжается как полоса в которой чуть ли не вся Южная Сибирь (с "проплешинами") вплоть до Забайкалья.
Астрология наука очень формальная. Если кто-то признал себя частью единого целого в известный момент, этого уже - вполне достаточно. А ежели нет, то и этого тоже достаточно.
Земли крымского хана, Белой Орды, или Речи Посполитой - подобных вассальных присяг в то время - не приносили, - поэтому это - не Козерог.
1. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
Ситуация 1480 года и вызванное ею "стояние на реке Угре" состоит в том, что после пресечения династии чингисидов в Золотой Орде - Иван Третий Великий объявил себя - Ханом Золотой Орды ибо он был прямым потомком Чингисхана... ...со времен хана Узбека - линия от Даниила Московского в Орде считалась пусть и младшей, но тоже линией чингисидов... Последний хан воссоединённой Большой (бывшей Золотой) Орды правил с 1465 года и был убит в 1481 г., через какое-то время
после «стояния на Угре». В результате гибели этого хана Большая (б.Золотая) Орда прекратила своё существование, нового её хана больше не избирали, и соответственно после 1481 г. никто больше «хана Великой Орды» в качестве своего суверена не признавал. Тогда же на месте исчезнувшей Большой Орды сформировались несколько независимых государств.
2. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
...так как со времен хана Узбека - линия от Даниила Московского в Орде считалась пусть и младшей, но тоже линией чингисидов, - все ханства Золотой Орды принексли Ивану присягу в верности - как хану Золотой Орды. В том числе и ханы Казанский, Астраханский и самое главное (с точки размеров нынешней "коренной России") – Сибирский. Процедура «принесения присяги верности» новому хану в Золотой Орде подразумевала, среди много прочего: а) обязательный съезд всех будущих вассалов в столицу нового хана; и б) выписывание каждому из них т.н. «ярлыка» - официальной грамоты (юридического документа), в которой расписывались и таким образом легитимизировались юридические отношения между сувереном и вассалом. Вассальные обязательства и зависимость вступали в силу только если и когда вассал получал на руки этот документ с собственноручными подписями и привешенными печатями своих суверена и иных уполномоченных лиц (в их числе мог быть, например, во времена Золотой Орды, митрополит Сарский).
Ни о таком съезде ханских вассалов в Москве (или где-то ещё), ни о таких ярлыках, выданных Иваном III ханам Астраханскому, Казанскому и Сибирскому, сведений нет; ни до, ни после 1480 года; даже упоминания об этих событиях и документах мне найти пока больше нигде, кроме как в рассматриваемом тексте, не удалось.
3. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
...все ханства Золотой Орды принексли Ивану присягу в верности - как хану Золотой Орды. В том числе и ханы Казанский, Астраханский и самое главное (с точки размеров нынешней "коренной России") – Сибирский. Во всех известных письменных источниках времён Ивана III (и ещё какое-то время после него), включая тексты, написанные самим Иваном III, правитель Казанского ханства величается чаще всего, как «царь» - т.е. как самодержец (человек, обладающий властью от Бога) и потому никому в этом мире не подчинённый. Сам Иван III в этих же документах именуется, как и положено, просто великим князем, т.е. правителем, стоявшим в тогдашней властной иерархии
ниже хана Казанского.
Такая расстановка соответствовала фактическому положению вещей. Отец Ивана III Василий II «Тёмный» в 1445 году, потерпев окончательное поражение от сыновей Казанского хана Улу-Мухаммеда, подписал полную «капитуляцию» и вторично признал суверенитет Улу-Мухаммеда над Москвой (Улу-Мухаммед ещё во времена своего правления в Золотой Орде выдавал Василию его первый ярлык на княжение в Москве; за право получать московскую дань «по старине» Улу-Мухаммед и соперничал со своим главным противником, изгнавшим его из Орды — ханом Большой орды Кичи-Мухаммедом.)
Сохранились письма Ивана III, адресованные его вассалам
после 1480 года с прямым и дословным указанием
продолжать выплачивать, дань,
как и прежде, по договору 1445 года, и в Казань, и в Касимов (это сверх и помимо обычной дани в Сарай). В источниках (летописях) последнее упоминание об уплате Москвой дани по подписанному в 1445 году договору относится к началу правления Ивана IV Васильевича (именно он первый самопровозогласил себя царём — т.е. ни от кого не зависмым правителем — и тут же начал свои знаменитые войны с Казанью).
Одним из условий капитуляции Василия II «Тёмного» было поселение на территории Московского княжества Казанского наместника — сына царя — царевича Касима.
Знаменитый своей крайней щепитильностью во всём, что касалось соблюдения и беспрекословного уважения внешней атрибутики его самодержавной власти, Иван IV «Грозный» сначала заставил тогдашнего царевича Касимовского Саин-Булата креститься (после крещения — Симеон Бекбулатович), затем женил его на дочери знатнейшего князя Мстиславского, и затем в 1575 году отрёкся от престола, а на его место официально, с соблюдением всех требовавшихся тогда формальностей, был венчан Симеон Бекбулатович. (Симеон через год от трона отказался. Но непонятный, необъяснимый в этой российской истории факт тот, что после отречения Симеона Иван IV «Грозный» на царство вновь не венчался, или во всяком случае сведений об этом не сохранилось. Поэтому с точки зрения юридической с момента отречения Симеона и до момента венчания Фёдора царя в Москве не было.) Об абсолютно не-шутовских правах касимовского (казанского) царя Симеона на московский престол говорит то, что присяга Борису Годунову содержала уникальный, нигде в других присягах не встречавшийся текст. Подданные не только клялись в верности царю Борису, но и в том, что никогда не будут хотеть на престол Симеона.
4. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
В то же самое время - крупнейший хан - не золотоордынского корня - крымский хан Ахмед, - отказался числить Ивана - как Хана Золотой Орды и устроил поход, который и привел к "стоянию на реке Угре". В 1480 году крымским ханом был Менгли-Гирей (правил в Крыму с 1468 по 1515).
Хан Ахмат (Ахмед). Сын Кичи-Мухаммеда (которого называли также Кучук-Магомет, Кичик, Кичи-Ахмет). Хан Кичи-Мухаммед в 1431 восстановил единство Золотой Орды, объединив её Западную и Восточную части. Конкурентов выслал за пределы Орды (в том числе низложенного хана Улу-Мухаммеда, который со временем сумел отвоевать у него земли в среднем Поволжье — Казанское ханство). Правил с небольшим перерывом с 1431 по 1459. После его смерти, с 1459 по 1465 в Большой Орде правил его сын Махмуд, и затем с 1465 по 1481 последним ханом Большой Орды был другой его сын — Ахмат.
Этот последний законный хан Большой (бывш.Золотой) Орды и «стоял» со своим войском против московского войска на р.Угре.
5. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
Суть стояния заключалась в том, что Ахмед ждал подмоги от поляков с литовцами, а Иван собирал под руку силы своих вассалов, - то есть тех самых ханов казанского, сибирского и астраханского. Хан Ахмат, не признававший прав Улу-Мухаммеда на Москву, пришёл на Угру с требованием, чтобы Иван III прекратил выплаты по договору 1445 года Казани и переадресовал эти платежи ему, как законному хану Великой (Золотой) Орды. Его союзником должен был выступить польский король Казимир, который предыдущие 10 лет вёл свою игру на вовлечение Великого Новгорода в свою орбиту за счёт административного объединения церковных иерархий обоих государств (Польши/Вел.Кн.Литовского и Великого Новгорода).
Союзниками Ивана III, помимо его Казанского суверена по договору 1445 года, выступали вечный противник Большой Орды крымский хан Менгли-Гирей (Иван III в письмах величал его, как и ордынского хана, «вольный царь» и использовал выражения вроде «бью челом» и благодарю за «царёво жалованье»; именно Менгли-Гирей вскоре после Угры Орду и добил). Также союзником Ивана III выступал его кум (отец невестки), правитель Молдавского государства Стефан Великий.
Хан Ахмат не решался начинать сражение без участия войск Казимира.
Иван III не решался начать сражение (и, как известно, «метался» в неуверенности) по двум причинам: во-первых, его братья затеяли в Москве бунт против него, и приходилось отвлекаться на его усмирение, но (всё-таки в первую очередь) во-вторых — Иван не смел совершить клятвопреступление и тем самым взять на душу смертный грех: «Крест аще кто целуеть... а разумеяй преступить, кровию своею токмо да искупится, юже прольеть мученическыи за Христа.»
В политическом завещании Александра Невского, как оно зафиксировано летописцами РПЦ, фигурировало предупреждение, адресованное всем его потомкам: никогда не поднимайте руку на Царя! Царём на Руси с тех пор именовали и покровителя православной веры византийского императора (в прославлявших его молитвах), и хана Золотой орды как своего суверена. Иван III, как и все его предшественники, поклялся (крест целовал) в верности своему суверену - правителю Золотой орды. На момент стояния на Угре таковым для него и являлся хан Ахмат.
Сохранились известные послания ростовского владыки Вассиана, духовника Ивана III, и других иерархов Церкви, в которых они, среди прочего, призывали Ивана забыть об этой его клятве, а его грех клятвопреступления обещали взять на себя.
6. Тезис, выдвинутый в рассматриваемом тексте (курсив мой):
Как только Ахмед узнал, что волжские татары согласились с навязанной им Иваном вассальной повинностью и выдвинулись на подмогу Ивану... (Ахмед) снялся с позиций и начал отходить в Крым. Опять же поляки с литовцами - прекратили движение... Король Казимир не вышел на Угру для решающего сражения на стороне хана Ахмата тоже по двум причинам. Во-первых, у него внутри страны, один в один как в то же время в Москве, начали бунт русские православные князья, а, во-вторых, именно в этот момент войска Менгли-Гирея напали на Подолию.
Хан Ахмат ушёл с Угры тогда, когда стало известно, что войска Казимира не придут, и что тем временем высланный Москвой экспедиционный отряд спускается по Волге для нападения на его оставшуюся незащищённой столицу Сарай.
В результате Иван III на Угре сумел избежать клятвопреступления, а от этого конкретного «царя» (но не от Казанского-Касимовского) его вскоре окончательно избавил крымский хан Менгли-Гирей.
Выводы:
К 1480 году в силу развития историко-политической ситуации в Москве Иван III не по своей вине оказался в патовой ситуации: он «по старине» и по данной клятве являлся вассалом хана Ахмата (правителя Золотой Орды), но одновременно по договору «капитуляции», подписанному его отцом, являлся также и вассалом кровных врагов хана Ахмата — Казанского правителя и его наместника Касимовского царевича. Своих сил, чтобы избавиться от «нелегитимного» Казанского суверена, Ивану не хватало. Избавляться от «легитимного» ордынского суверена он не считал возможным ввиду данной клятвы.
На Угре не случилось сражения, а произошло только одно стояние, потому что одна сторона не имела в наличии достаточно живых сил, а другая достаточно политической воли. Исход стояния за них решили союзники Ивана III — крымский хан Менгли-Гирей и молдавский правитель Стефан Великий.
С учётом перечисленного:
- не находит подтверждения вывод, сделанный автором рассматриваемого текста:
«То есть, сражение не состоялось именно потому, что волжские и сибирские ханы не только на словах выразили вассальную преданность, но и готовы были выказать её прямым делом... »;
- также не нашёл подтверждения тезис автора:
«Поэтому с формальной и мистической точки зрения - при том, что ни Казань, ни Астрахань, ни вся Сибирь в целом не были в ту пору доменами Московского княжества, - все эти земли были вассальны - Великому Князю Московскому как Хану Золотой Орды.»
и, значит, неправомерным является вывод автора:
«И поэтому все эти земли в настоящий момент - Козерог.» ;
- тем более, что сам автор рассматриваемого текста утверждает: «
Астрология наука очень формальная. Если кто-то признал себя частью единого целого в известный момент, этого уже - вполне достаточно.
А ежели нет, то и этого тоже достаточно.» (Если они вассалами Вел.кн.Московского себя не признавали - значит, они не "Козерог".)
P.S. Если просто следовать предложенной логике и считать, что те, кто в 1480 году проявили лояльность и выступили на стороне Москвы — "Козерог", то тогда можно сказать, что таковым из всех упомянутых автором являлось только Крымское ханство, да и то с большой натяжкой, поскольку вассалом Москвы оно ни в коем случае не являлось.
*********
Помимо работ классических историков (Ключевский, Соловьёв), были также использованы вышедшие на русском языке:
Э.Д.Филлипс. «Монголы. Основатели империи Великих ханов» (М.: Центрполиграф. 2003)
Гарольд Лэмб. «Тамерлан. Правитель и полководец» (М.: Центрполиграф. 2003)
Эренджен Хара-Даван. «Русь монгольская» (М.: Аграф. 2002)
и
Николай Борисов. «Иван III». (М.: Молодая гвардия. 2003)
Максим Зарезин. «Последние Рюриковичи и закат Московской Руси» (М.: Вече. 2004) Эту книгу можно скачать бесплатно, и она того заслуживает:
http://vse-knigi.su/book/72120 Александр Широкорад. «Русь и Орда» (М.: Вече. 2004)
Вильям Похлёбкин. «Татары и Русь. 360 лет отношений 1238 — 1598» (М.: Международные отношения. 2001) Эту книгу тоже можно скачать бесплатно, и она тоже того заслуживает:
http://kitap.net.ru/archive/3.php