Современные российские ВС
38,190,475 99,003
 

  Phoenix ( Слушатель )
16 июл 2010 08:39:43

Тред №237664

новая дискуссия Дискуссия  156

Наткнулся на такую статью по поводу "Востока 2010"
Цитата
Алексей Гайдай
ПОКАЗУХА
О военных учениях «Восток-2010»
--------------------------------------------------------------------------------




    Июнь и июль этого года выдались очень напряженными для всех Вооруженных Сил РФ. Сухопутные войска, Военно-морской флот и Военно-воздушные силы готовились к одним из самых масштабных учений за последние 20 лет — "Восток-2010". В учениях были задействованы войска Сибирского, Дальневосточного военных округов, частично войска Приволжско-Уральского военного округа. Для обеспечения создана группировка фронтовой авиации, также к учениям привлекались силы дальней авиации и специальной авиации. В них приняли активное участие корабли и суда Тихоокеанского флота, усиленные кораблями и судами Северного и Черноморского флотов. Помимо кораблей, впервые в учениях активно действовала морская авиация. На десятках тысяч километров развернулись масштабные учебные бои, которыми руководили штабы группировок, объединений и бригад. Руководили учениями министр обороны РФ А. Э. Сердюков и начальник Генерального штаба ВС РФ генерал армии Н. Е. Макаров. За ходом учений следил Президент РФ Д. А. Медведев, который посетил ряд воинских частей и кораблей, задействованных в учениях, а также присутствовал на нескольких этапах учений с боевой стрельбой.

    Для современной России это действительно знаковые события, которые уже давно требовались Вооруженным Силам. Неудивительно, что внимание всех средств массовой информации РФ, а также иностранных государств, было приковано к этим учениям. И дело тут не только в их масштабности, дело в том, что учения "Восток-2010" были проверкой так называемого "нового облика" ВС РФ. Эти учения должны всей свое масштабностью доказать, что "новый облик" — это качественный шаг в развитии Вооруженных Сил, позволивший превратить их в Армию, которая по своей организации, обученности и оснащению находится на уровне армий наиболее развитых стран мира, таких, как США, Великобритания, Франция и т.д.

     

    ЗАМЫСЕЛ УЧЕНИЙ

    Ни для кого не секрет, что именно замысел учений и определяет цепь тех мероприятий, которые будут осуществлены при подготовке и проведении учений. Как "театр начинается с вешалки", так и учения начинаются с замысла. Но замысел не появляется из ниоткуда. В основе замысла лежат те задачи и вопросы, которые необходимо проверить и отработать в ходе учений. Поэтому задолго до начала самих учений штаб руководства определяется с ними. После того, как эти пункты отработаны, руководство приступает к разработке замысла.

    Во время проведения учений "Восток-2010" Министерство обороны и Генеральный штаб ВС РФ хотели отработать с участниками следующие задачи:

    — проверить новую систему управления, которая была создана в рамках "нового облика", а также оценить четкость и результативность взаимодействия вышестоящих штабов с подчиненными им штабами;

    — отработать маневр частями Сухопутных войск, ВВС и кораблей ВМФ на большие расстояния;

    — проверить организацию материально-технического обеспечения;

    — готовность вновь созданных частей и соединений всех видов и родов Вооруженных Сил РФ к ведению как общевойскового боя, так и к проведению антитеррористических операций;

    Исходя из задач, штаб руководства учений выработал замысел, согласно которого условный противник начал террористические действия на территории РФ с целью дестабилизации обстановки в Сибирском, Забайкальском и Дальневосточном регионе. После чего, по замыслу руководства учений, условный противник должен был перейти к активным действиям, то есть вторгнуться на территорию Российской Федерации на Забайкальском и Дальневосточном оперативных направлениях. Но "разведка доложила точно", вскрыв замыслы противника, руководство РФ и командование Вооруженных Сил РФ начали активно противодействовать противнику.

    Говорить о какой-то оригинальности замысла не приходится, по такому сценарию последние 5-7 лет играются все учения с боевой стрельбой и командно-штабные учения. Исходя из поставленных задач, сценарий можно было придумать и пооригинальнее. Но суть, конечно, не в сценарии и замысле, а в том, какие задачи были поставлены руководством учений, а руководили учениями лично МО и НГШ. Задачи перед участниками учений стояли самые что ни на есть актуальные. Вооруженные силы РФ "нового облика" с самого начала реформы все активнее и активнее подвергаются критике, а наибольшую критику вызывают как раз те вопросы, которые и планировалось отработать. Конечно, глупо думать, что министр обороны и начальник ГШ действительно хотели их отработать. Задача была одна: масштабно показать, что "новый облик" себя оправдал полностью.

     

    ПОДГОТОВКА К УЧЕНИЯМ

    Готовиться к учениям стали еще задолго до июня 2010. Их первые наброски и проекты появились еще в августе 2009 года, как раз перед началом учений "Запад-2009". Окончательно с задачами и замыслом Министерство обороны и Генеральный штаб определились в начале 2010 года, в войска начали поступать первые директивы о подготовке к учениям. В марте войска начали полномасштабную подготовку. Вышестоящие штабы разрабатывали планы, печатались будущие вводные для подчиненных подразделений, назначались офицеры-посредники. Но самое интересное было скрыто от глаз, на полигонах и в местах проведения учений создавались полевые лагеря, в которых и предстояло жить участникам учений. Так поступали задолго до нынешнего министра обороны, понятно, что в заблаговременно подготовленных лагерях жить гораздо удобнее. Но на учениях "Восток-2010" войска должны были выйти по тревоге, а потом, действуя на незнакомой местности, развернуть свои тылы и создать полевые лагеря, обеспечить личный состав пищей. В скором времени причина заблаговременного создания лагерей стала ясна. По решению министра обороны, на учениях для питания частей и подразделений привлекались гражданские организации, кроме того, эти же организации должны были еще и осуществлять медицинское обеспечение. К созданию "тайных лагерей" активно подключились гражданские организации, которые заключили контракт с Министерством обороны. Но самое удивительное было в том, что до начала учений ни в одном из лагерей ни одного представителя этих организаций не появилось, все объекты медицинского и продовольственного обеспечения, так же как и раньше, создавались руками военнослужащих.

    В апреле возникли трудности с переброской войск. Оказалось, что планировать эти перевозки, увы, некому. Значительно сокращенный штат ВОСО с такой задачей не справлялся. Начали возникать проблемы и с выделенными на перевозку денежными средствами. Сумма, которая была заложена Министерством обороны в смету расходов на учения, увы, не отвечала реальности. По какой-то причине деньги, выделенные на перевозку, были сокращены и переданы в другие статьи расходов, но при этом объем перевозок железнодорожным транспортом так и не был сокращен. Почему так было сделано, остается загадкой. Срыв перевозок привел к тому, что несколько бригад и других частей и подразделений так и остались в ППД. Но при этом планы учений не менялись, части и подразделения, оставшиеся в ППД, также разрабатывались вводные, распоряжения, они входили в планы штабов, которым они должны были подчиняться. В мае, в связи с подготовкой к празднованию Дня Победы 9 мая, темпы подготовки были значительно снижены. Но уже после праздников закипели с новой силой. В начале июня на полигоне Цугол был построен полевой лагерь площадью больше 10 кв. км. Несмотря на "пламенные" заверения представителей Министерства обороны и Генерального штаба, что все учения пройдут без подготовки, на всех полигонах началась отработка разных этапов учений по раздельности, а потом и полностью. В скором времени появились и первые жертвы такой отработки. При взрыве неисправного картузного заряда на полигоне "Бордуны" в Бурятии погиб экипаж танка Т-72 из состава 5 танковой бригады (бывшей 5 танковой дивизии) из города Кяхта. При этом Министерство обороны и командование Сибирского военного округа не сочло нужным сообщить о том, что экипаж погиб при подготовке к предстоящим учениям. Сообщения о гибели были опубликованы во многих СМИ, но при этом никого не встревожило то, что Министерство обороны обманывало общественность, говоря о том, что к учениям никто не готовится. Жертвы такой "подготовки" были и позже, но и о них Министерство обороны не сообщало.

    В июне, перед самыми учениями, обстановка и состав частей и подразделений, участвующих в учениях, совсем перепутались. Причиной этому стало то, что в последний момент Министерство обороны и Генеральный штаб приняли решения о том, что к учениям привлекаются дополнительные части и подразделения, которые ранее к участию не планировались. Результатом стал полный хаос, на руках были планы для одних частей и подразделений, а в реальности в распоряжении штабов были совершенно другие. Но менять что-либо уже было поздно. Учения начались.

    Описывать все этапы не имеет смысла, так как все они были показаны и описаны различными средствами массовой информации. Поэтому стоит оценить то, как были отработаны вопросы и задачи, которые ставили перед участниками учений их руководители. Тем более, что успешность учений оценивается именно по полноте и качеству отработки поставленных задач и вопросов, а не по красоте картинки с экрана телевизора.

     

    СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВОЙСКАМИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

    Самое важное во всех учениях скрыто от глаз обывателей. Настоящая война идет на картах в различных штабах. Штабы взаимодействуют друг с другом согласно строгой иерархии подчиненности. Целью всей этой работы является создание единого плана. Командование, спланировав операцию, передает приказы и распоряжения, в которых указывает, как действовать штабам подчиненных там частей и подразделений. Штабы частей и подразделений обрабатывают приказ, на его основе вырабатывают свой замысел, утверждают у вышестоящего командования, а после его утверждения вырабатывают план. После этого части и подразделения приступают к его выполнению. Планы и распоряжения бывают предварительными, они информируют о том, что следует ожидать. После предварительных идут боевые планы и распоряжения, их создают на основе предварительных. По ходу выполнения штабы частей и подразделений информируют вышестоящие штабы о том, что происходит. Командование обрабатывает полученную от частей и подразделений информацию и на основании нее корректирует собственные планы. После этого в войска поступают новые приказы и распоряжения. Во время учений, как и в бою, такое взаимодействие идет непрерывно.

    До 2008 года работу и взаимодействие штабов регламентировало Наставление по Службе штабов. Под требования этого документа и были подстроены все штаты штабов всех уровней. Во время перехода на "новый облик" штабы перешли на новые штаты, при этом было сокращено большое количество должностей. При этом изменения в Наставление не были внесены, и получилось, что тот объем работы, что делали раньше 10 человек, в "новом облике" делает один, а в лучшем случае два человека. За такую реорганизацию Министерство обороны и Генеральный штаб были подвергнуты сильной критике. Поэтому основная задача, которая стояла перед МО и ГШ на учениях "Восток-2010", было доказать, что отреформированная система работает так же хорошо, как и старая.

    Еще до начала учений в штабы частей и подразделений, участвующих в учениях, начали поступать первые приказы и распоряжения. И уже на этом уровне, когда войска еще находились в ППД, а у штабов время на работу было неограниченно, начали возникать трудности. Офицеры не успевали в полном объеме отработать документы. Но настоящие проблемы ждали их впереди. Как уже было сказано, не все части и подразделения смогли попасть в места своего боевого применения, согласно замыслу учений. Но заваленные работой вышестоящие штабы просто не успевали отреагировать на изменяющуюся обстановку и своевременно вносить изменения в планы. Однако руководители учений прекрасно осознавали, что времени на изменение планов нет, время поджимало. Окончательно все планы и работа штабов пошли прахом в тот момент, когда министр обороны принял решение о привлечении дополнительных частей и подразделений к учениям. Штаб руководства учениями утратил связь с реальностью. На картах и в планах у них были одни части и подразделения, а в реальности совершенно другие, в совершенно других местах.

    С началом учений штаб руководства самоустранился от выполнения своих обязанностей. Все учения проводились по старым планам, а части вновь привлеченные и те, которые так и не приехали к месту проведения учений, оказались предоставлены сами себе. Более того, на части, которые не прибыли из ППД, продолжали поступать приказы и распоряжения, но не туда, где они находились реально, а туда, где они должны были быть согласно плану учений. Так, одна из бригад Сибирского военного округа не прибыла на полигон Цугол, но во время учений распоряжения и приказы для нее шли на Цугол, а бригада, находившаяся более чем за тысячу километров от этого места, так и не получила ни одного из документов.

     В еще более тяжелой ситуации оказались те части и подразделения, которые были привлечены к учениям непосредственно перед их началом. На них штабом руководства учений не было разработано ни одного документа. Оказавшиеся в поле, за десятки, а то и сотни километров от своих ППД, командования и штабы этих частей и подразделений не знали, что делать. Но ситуацию спасла "военная смекалка", которую так любят восхвалять средства массовой информации: командования и штабы этих частей и подразделений начали смотреть, что делают соседние подразделения и части, брать у них документы и самостоятельно придумывать себе планы и распоряжения, которые перед ними должны были ставить. Так же самостоятельно на уровне "часть-подразделение" осуществлялись дальнейшее планирование и организация боевых действий. При этом штаб руководства даже и не представлял, что же реально происходит.

    В тех частях, которые действовали в рамках учений, и в которые поступали планы и распоряжения, все оказалось еще драматичнее. Командование частей и подразделений, а также их штабы, в первые же часы учений оказались заваленными приказами и распоряжениями. Но если раньше с этим справлялись, хоть и с напряжением, то теперь это оказалось сделать нереально. В штабах и управлениях банально не хватало офицеров. Пока штаб и управление обрабатывало предварительные документы, в часть приходили уже боевые планы и распоряжения. Офицеры бросали работу с предварительными документами и приступали к работе с основными. Но пока они их отрабатывали, к ним приходили уже новые предварительные документы, и конца края этому не было. При этом штаб руководства в учения уже не вмешивался, так как был занят своей работой. На вторые сутки учений взаимодействие между всеми штабами было утрачено. На третьи сутки в частях прекратилось взаимодействие между их штабами и подчиненными им подразделениями. Во время учений практически ни один штаб батальона (дивизиона) не получил от штаба своей бригады (полка) ни одного распоряжения или плана! Их начальники штабов сами выдумывали себе приказы и распоряжения. К концу учений в штабах всех уровней царила анархия. Если сравнить все документы, которые были разработаны штабами и управлениями всех уровней, и свести их к одному, вместо цельной картины учений получится набор красивых картинок на картах, которые никак не соответствуют друг другу.

    Но в этой ситуации Министерство обороны и Генеральный штаб после окончания учений сыграли в свою любимую игру — "Отвалите, это секретно". Пользуясь тем, что все боевые документы автоматически после их разработки становятся секретными, МО не допустило представителей СМИ к ним, при этом во всеуслышание заявило, что на самом деле все было очень здорово и "новый облик" себя оправдал. Возникает логичный вопрос:"В каком месте?"

     



Прошу знающих, помочь разобрать сей материал, что верно что неверно.
  • +0.46 / 18
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!