С моей точки зрения - корень зла, основной источник проблем в России сегодняшней - недоурегулированность вопроса о крупной (в первую очередь - приватизированной в свое время) собственности. Вернее, формально он урегулирован, а фактически - нет, принятия в обществе факта существования крупных собственников нет (при этом малый и частично средний бизнес некую легитимность в обществе имеют). Эту подвешенность чувствуют не только т.н. "простые" люди, но и "непростые" тоже (не только владельцы, но и управленцы), какими бы неприступными и важными они себя не считали. Отсюда психология временщика, нежелание вкладывать и развивать (а вдруг завтра отберут) и острое желание быстренько выкачать побольше денег и свалить. Отсюда же и чрезмерная рассогласованность действий бизнеса - нет единства мнений, а есть грызня и сплошная тактика вместо стратегии.
Некие полумеры по решению этой проблемы приняты в ТЭК, где государство, тушкой или чучелком забрало себе контрольные пакеты акций (ну и, может быть, в оборонке, где и приватизация была не особо широкой).
По большому счету, есть два пути преодоления нелегитимности института приватизированной собственности - ждать, что всё рассосется само или проводить некую ренационализацию.
Первый вариант - ничего не делать и ждать, когда сменится поколение владельцев (придут наследники, возможно с меньшим комплексом неправедности владения и лучшими манерами), частично перераспределится собственность в пользу более долгосрочно мыслящих, ну и у рядовых граждан окончательно потускнеют воспоминания о социализме. Правда, гарантий, что второе поколение будет сильно лучше первого, нет. Увы, этот вариант самый реальный, потому, что самый естественный.
Второй - тем или иным образом переиграть ваучерную приватизацию заново.
Сразу оговорюсь, что
понимаю всю сложность, на грани утопичности, этого варианта. Собственно, очень мало людей в "элите", кому он может быть нужен.
Он распадается на два подварианта: жесткий и мягкий.
Жесткий (на первый взгляд, соблазнительный) метод - отнять всё обратно
, предполагает слишком большие волнения в процессе с традиционными перегибами на местах и головокружениями от успехов. Ну и потом вновь встает вопрос эффективного управления собственностью, с чем мы имеем большие трудности даже в нынешнем довольно скромном госсекторе.
Мягкий вариант - полудобровольное размывание крупных пакетов акций через подобные IPO процедуры, но не на бирже, а с максимальным доступом населения к этому процессу. Для этого надо создать условия как законодательно, так и в режиме "ручного управления" (провести управляемую концентрацию рыночными и не совсем методами крупной собственности в руках госкомпаний и доверенных формальных владельцев). Т.е. создать ситуацию, которая была некогда обещана авторами проекта приватизации - сделать собственниками предприятий значительную часть населения.
И в любом из сценариев развития событий необходимо а) поставить вне закона или сделать предельно невыгодной схему владения через оффшоры; б)ограничить доступ иностранных инвесторов к выкупу существующих активов (иначе нас ждет судьба поляков и чехов, которые в итоге собственную экономику продали немцам); в) сформулировать некоторый комплексный план развития экономики страны на ближайшие годы, не ограничивающийся бюджетной и налоговой политикой.
Пункты а и б, не говоря уже об идее реприватизации или ренационализации в целом, сегодня продавить крайне сложно. Те здоровые силы, которые есть сегодня во власти и, отчасти, в экономической элите, не смогут добиться принятия нужных мер. Или должен возникнуть сильный запрос снизу, или таки должен разразиться полноценный всемирный кризис. После чего либо возникнет консенсус среди "уважаемых кротов" по вопросам перспектив России, либо число их резко сократится и в итоге консенсус все-таки возникнет.