ПАК ФА (Т-50)
4,726,031 6,048
 

  Звездюль Низколетящий ( Слушатель )
23 июл 2010 12:08:10

Тред №240273

новая дискуссия Дискуссия  177

Цитата: Novichok80
это все интересно, но пилотов так не подготавливают особенно. "многофункциональность" во многом реклама.


Поставил +3, самое аргументированное возражение против многофункциональности. Действительно, пилотов так пока не готовят, и это достаточно серьезная проблема. Понятно, что принцип "что повесили - тем и работаем", никто не отменял, и Р-73 по наземной цели немногим менее, чем бесполезна. Идея в другом. В современной модели применения ЛА требуется выполнять гораздо больше функций, чем ранее. Пассивное обнаружение в оптическом и радио-диапазонах, активная постановка помех, получение и выдача целеуказания и т.п. Понятно, что при традиционной схеме организации борта это из любого летчика сделает шизофреника в первом же вылетеУлыбающийся

Поэтому одна из характеристик 5 поколения - это сильно переработанная схема взаимодействия пилота с бортом. Меняется сам способ передачи информации. Чтобы лучше понять, что я имел в виду, почитайте описание интерфейса "машина-пилот" в Rafale (например, на airwar.ru, можно еще обратить внимание на то, как у него организовано управление подвесками или голосовое управление - впечатляет) и F-22 (например, на паралае). Для последнего также посмотрите на возможные режимы работы APG-77. Может в том же F-22 пилот перейти от режима активного поиска воздушных целей к картографированию, а в определенном месте - в режим пассивного обнаружения средств ПВО? При этом может он отработать по одной цели AIM-120C, по другой  - HARM, и выдать целеуказание для F-35 или A-10? Видимо, да. Что это, как не многофункциональность в чистом виде. И психом он при этом, сдается мне, не станетУлыбающийся

Понятно, что при наличии Су-24/25/34, которых к 2016 году будет достаточно, основой функцией Т-50 станет перехват и выдача целеуказаний. Но это далеко не все, на что он (или другой современный многоффункциональный истребитель, добавляя к перечисленным Gripen, F-35 и Су-35) способен.
  • +1.23 / 10
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Novichok80 ( Слушатель )
23 июл 2010 18:06:29


Уже лет 20 многофункциональность обещяют, особенно в 90стых было модно. Может дело религииУлыбающийся Самолет даже если и способен на что-то, есть простой фактор тут - можно учить и англиский, немецкий и испанский но в практике вяло будет по всем; уж лучше зубри один предмет. Например, я плохо представляю как часто в год (может даже и карьеру) экипаж, скажем, Миг31БМ будет отрабатывать противокорабельными или КАБами и стоит-ли этим экипажам таке задачи доверять.
  • +0.46 / 6
  • АУ
 
 
  Звездюль Низколетящий ( Слушатель )
23 июл 2010 19:29:37

А в 2000-х ее реализовали в нормальном виде. Понятно, что в 90-е на том же Рафале процесс исключительно проблемно шел. По большому счету, это вопрос (1) мощности БЦВМ (2) возможности разрабатывать сложное ПО  и (3) накопления некоторого опыта. Сейчас (вернее, году в 2000) все срослось.

Типа, Моисей обещал привести в Швейцарию и за месяц? Ну, есть такое дело. Иначе заказчик рожу кривить начинает  ;)

Во-первых, КАБы - не такая уж дорогая штука. Раз-другой в год можно. Во-вторых, если речь идет о учебных (т.е. без применения) пусках, то тоже без проблем. В-третьих - и это основное на сегодня направление - работа на тренажерах. Именно на них отрабатывается огромное количество навыков по применению вооружения. Считается, что соотношение работы на тренажерах и в воздухе должно быть не менее 2-3:1. Поэтому не очень большие налеты в авиации (особенно - в США, кстати) не должны вводить в заблуждение, уровень подготовки при этом может быть лучше, чем лет 20 назад. Сейчас при проектировании борта сразу закладывается возможность сделать на его базе тренажер, а заказчики включают его наличие в список обязательных требований. Кстати, даже тренажеры 80-х для МиГ-29 (КТС-21) были на весьма высоком уровне, а современные просто поражают. Посмотрите, например:

http://www.dinamika-…/index.php
  • +0.50 / 6
  • АУ
 
 
 
  Novichok80 ( Слушатель )
23 июл 2010 22:46:07


И как успехи м.ф. Рафаеля? Или приятеля Eurofighter который только-только выпустили с вариантом многофункциональности? Ну и царя всех "многофункционалов" Ф35?



Дело не в цене. Например, пилотов Ф-15С даже по учебникам не учили пушкой по земле работать.



И каждый учебный час (для тренажеров например) расписан за месяца; время это тратить на м.ф. аспекты (миг31 корабли топить) врядли будут.
  • +0.22 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Звездюль Низколетящий ( Слушатель )
24 июл 2010 06:49:33

Собственно, это список и показывает, что только сейчас многофункциональность дошла до реального воплощения в серийных образцах для строевых частей. Как у нее успехи - ХЗ, ибо практического применения не было. Кроме F-18E/F, который уже прилично показал себя в деле. Но у него, насколько я помню, конфигурация (и не только по подвескам - это-то как раз понятно) определяется на земле, а в воздухе возможно только ограниченное изменение. 18G - да, уже другой уровень, но у него многофункциональность немного на другое заточена. Ходят слухи, что это многие наработки борта F-35  в тушке F-18.


Снова в точку  :) Понятно, что эти аспекты будут отрабатываться сегодня, в лучшем случае, по остаточному принципу. Сейчас бы общий средний уровень на приемлемую величину вытащить.  Но это не отменяет (1) возможности их отработки за разумное время летным составом (2) практической реализации бортом.
  • +0.33 / 5
  • АУ