Есть ли Бог? Что есть Бог, если он есть?
599,733 4,219
 

  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 08:42:56

Тред №245332

новая дискуссия Дискуссия  232

[Столовая крупного университета. За столом Алекс - студент факультета прикладной математики. Через некоторое время к нему подсаживается Макс, обучающийся на факультете философии. Поприветствовав друг друга и перекинувшись парой вопросов, они приступают к еде, сопровождая этот процесс неспешной беседой. От текущих учебных и бытовых проблем разговор, как это часто водится у студентов, плавно перетекает в обсуждение Глобальных Вопросов Мироздания].
М а к с: Разве не удивительно, что я сейчас сижу здесь и разговариваю с тобой?
А л е к с: А почему это должно быть удивительным?
М а к с: Ведь я буквально чудом не опоздал в университет. Будильник, котором я пользуюсь уже несколько лет, внезапно вышел из строя, я не успел на электричку, на которой обычно езжу в институт и мне пришлось отправиться на учебу на автобусе.
А л е к с: И что?
М а к с: Как рассказали мне друзья, с которыми я обычно езжу, электричка остановилась из-за аварии на подстанции и стояла часа полтора. Если бы будильник внезапно не сломался, я бы не разговаривал сейчас с тобой.
А л е к с: Это просто удачное стечение обстоятельств.
М а к с: Это крайне маловероятное стечение обстоятельств. Я прям чувствую, что дело не обошлось без какого-то провидения.
А л е к с [скептически]: Нет никакого "провидения". Тебе просто повезло.
М а к с: Не скажи. Как быть с теми, кто попал в опасную ситуацию и чудом остался жив? Когда я слышу о таких случаях, это наталкивает меня буквально на религиозные размышления.
А л е к с [еще более скептически]: Религия - бред. Посмотри на этих попов на мерседесах.
М а к с: Ты не прав - вера в Бога имеет под собой весьма серьезные основания.
А л е к с: Ты можешь это показать?
М а к с: Я как раз готовлюсь к выступлению в дискуссионном клубе и потому мы можем прямо сейчас рассмотреть какой-нибудь аргумент в пользу существования Бога. Те, кто любят рассуждать, знают, что начинать нужно с самых серьезных аргументов. Мне кажется, один из таких - аргумент от целесообразности, который не без оснований смешивают с так называемым антропным принципом. Ты слышал что-нибудь об этом?
А л е к с: Где-то что-то. Расскажи  поподробнее.
М а к с: Охотно. Если ты не против, я буду пользоваться своими заметками. [достает блокнот]. Вопрос о существовании Бога чрезвычайно сложен, существует множество формулировок этой проблемы. Поэтому предлагаю для начала определиться с дефинициями. Сперва зададимся таким понятием Бога, которое устраивало бы и тебя и меня.
А л е к с:  Здраво.
М а к с: Абстрагировавшись от конкретных религиозных и философских представлений, Богом будем называть условие существования нашего мира.
А л е к с: Я не очень-то разбираюсь во всех этих твоих "абстрагированиях", но такое определение меня вполне устраивает.
М а к с: Я предлагаю тебе подумать над следующим [открывает блокнот и зачитывает]. "Чем обширнее становятся наши знания о том, как возникла Вселенная и сформировалась наша солнечная система, тем больше обнаруживается в природе явных и удивительных совпадений, одинаково загадочных и для ученых, и для философов, и для богословов. Рассмотрим три факта. 1. В первые моменты после Большого взрыва образовались примерно в одинаковом количестве материя и антиматерия. <...> Когда кварк сталкивался с антикварком, - а при громадной скорости такое событие должно было наступать очень быстро, - происходила их взаимная аннигиляция с выделением энергии в виде фотона. Но симметрия между материей и антиматерией не была полной: приблизительно на один миллиард пар кварк - антикварк приходился один лишний кварк. Именно эта крошечная доля первоначального потенциала составляет массу той Вселенной, которую мы знаем. Откуда взялась асимметрия? Ее отсутствие представляется более "естественным". Однако при полной симметрии между материей и антиматерией Вселенная быстро перешла бы в чистое излучение, а люди, планеты, звезды и галактики так никогда бы и не появились. 2. Характер расширения Вселенной после Большого Взрыва критическим образом зависел от ее полной массы и энергии, а также от значения гравитационной постоянной. <...> Хокинг по этому поводу пишет: "<...> Если бы через секунду после начала Большого Взрыва скорость расширения оказалась хоть на одну сто-тысяча-миллион-миллионную (1/100 000 000 000 000 000) меньше, то произошло бы повторное сжатие вселенной, и она никогда бы не достигла своего современного состояния". С другой стороны, будь скорость расширения лишь на миллионную долю выше, не смогли бы сформироваться звезды и планеты. <...> Расширяющаяся Вселенная находится на грани возможного. 3. Сказанное относится и к формированию относительно тяжелых элементов. Если бы сильное взаимодействие, удерживающее вместе протоны и нейтроны, было хоть немного слабее, в гелий на ранней стадии превратилось бы не 25% водорода, как произошло в действительности, а весь водород, и звезды не загорелись бы, так как не смогла бы начаться термоядерная реакция. Кроме того, величина сильного взаимодействия очень точно "подобрана" для углерода, одного из важнейших элементов жизни на Земле. При чуть большем значении весь углерод превратился бы в кислород."
А л е к с: Занятно. И что из этого следует?
М а к с [читает дальше]: "В общей сложности насчитывается пятнадцать физических констант, значения которых современные теории не в состоянии предсказать. Они даны нам: их значения просто таковы, каковы есть. <...> Шансы на то, что полтора десятка констант случайно приняли совершенно определенные значения, необходимые для возникновения стабильной вселенной со сложными формами жизни, почти нулевые. И все же наблюдаемые значения именно таковы. Короче говоря, факт нашего существования невероятен. <...> Общий вывод о том, что Вселенная "настроена под людей", именуется антропным принципом."
А л е к с: А как это приводит нас к идее Бога?
М а к с: Рассуди сам, у нас есть только два варианта. Либо гармонично устроенная, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для возникновения разумной жизни Вселенная образовалась в результате крайне маловероятного стечения обстоятельств, либо она уже изначально была создана по Разумному Замыслу, была "заточена" под человека. Конечно же я имею ввиду Бога и говорю о сверхъестественном акте Его воли.
А л е к с: Твои слова не лишены здравого смысла, но у меня еще есть сомнения.
М а к с: Возможно тебя убедит такая аналогия. [снова открывает блокнот]. "Представим себе, что человека расстреливают из винтовок пятьдесят метких стрелков. Отдается команда, гремит залп, но каким-то образом все пули проходят мимо приговоренного, и тот остается цел и невредим. Каким образом можно было бы объяснить столь примечательное событие? Первая альтернатива: может быть, в этот день происходили сотни казней, а даже лучшие стрелки иногда промахиваются. Так что в данном случае обстоятельства сложились в пользу нашего приговоренного, и ни одна из пятидесяти пуль в него не попала. Вторая: здесь присутствовали какие-то целенаправленные действия, и на самом деле все пятьдесят профессионалов нарочно плохо целились." Что тебе кажется более правдоподобным?"
А л е к с: Конечно, второе. Но твой пример натолкнул меня на размышления...
М а к с: Какие?
А л е к с: Ты знаком с теорией вероятности?
М а к с: Шапочно.
А л е к с: Слышал про формулу Байеса - она же формула условной вероятности?
М а к с: Напомни, плиз.
А л е к с [быстро пишет на бумажной салфетке]: P (H|A)=P(A|H)*P(H)/P(A). Здесь P(H) - априорная вероятность гипотезы H; P (H|A) - вероятность гипотезы H при наступлении события A (апостериорная вероятность); P(A|H) - вероятность наступления события A при истинности гипотезы H; P(A) - вероятность наступления события A.
М а к с: Китайская грамота. Поясни на примере. И заодно скажи, какое это имеет отношение к антропному принципу?
А л е к с: Сейчас поймешь. Формула Байеса позволяет «переставить причину и следствие»: по известному факту события вычислить вероятность того, что оно было вызвано данной причиной. События, отражающие действие «причин», в данном случае обычно называют гипотезами, так как они — предполагаемые события, повлекшие данное. Безусловную вероятность справедливости гипотезы называют априорной (насколько вероятна причина вообще), а условную — с учетом факта произошедшего события — апостериорной (насколько вероятна причина оказалась с учетом данных о событии). На примере это будет выглядеть так. Пусть тебя захватил в плен сумасшедший, который предлагает тебе свободу при следующем условии. Ты тянешь карту у него из колоды, затем возвращаешь ее, он перетасовывает колоду, и ты снова тянешь карту. Если вытянутая карта - в обоих случаях туз пик, он тебя отпускает. Сомневаясь, стоит ли вообще пробовать, ты соглашаешься - и, к своему удивлению, два раза подряд вытаскиваешь туз пик. Сумасшедший снимает с тебя оковы, и ты свободен. Вероятность везения составляет: 1/52 x 1/52 =  1/2704. Крайне маловероятное событие и, все же оно произошло. Однако через несколько недель ты случайно узнаешь, что в фирме, выпускающей игральные карты, есть добрый служащий, которые, зная о причуде сумасшедшего, составляет каждую сотую колоду из пятидесяти двух пиковых тузов. Вероятность того, что тебе попалась обычная колода, равна 99/100, того, что колода из пиковых тузов, - 1/100. Шансы вытянуть два туза пик подряд для двух этих случаев равняются соответственно 1/2704 и 1. Рассчитывая по формуле Байеса апостериорную вероятность каждого из вариантов, получим: P("счастливая колода"|"вытянул два туза пик")= 1*0,01/(0,01*1+0,09*1/2704)=0,96. То есть с вероятностью 96% ты тянул карты из "счастливой" колоды.
М а к с: Кажется, я начинаю понимать...Постой! Ведь эта аналогия прекрасно подтверждает мои слова об антропном принципе. То есть ты со мной согласен?
А л е к с: Нет, не согласен. Как видишь, для того, чтобы заключить, что некоторое событие с определенной вероятностью является причиной некоторого известного результата, мы должны изначально знать, что это событие случается со строго определенной, априорной вероятностью. Т.е. утверждая, что разумнее предпологать, что Вселенная создана Богом в результате сверхъестественного акта Творения, мы уже должны знать вероятность существования Бога и вероятность того, что Он сотворит вселенную с текущими параметрами. Как ты понимаешь, это нам не известно. Аналогичные возражения встречает пример со стрелкАми: мы не можем высказывать мнение о наиболее вероятной версии спасения человека, пока нам не известны все факторы, влияющие на возможный исход и степень их влияния на конечный результат. В случае с нашей вселенной подобное также неизвестно и, утверждая, что совершенство и гармоничность нашего мира, обусловливающие возможность возникновения в ней разумной жизни, являются хорошим аргументом в пользу существования Творца, мы тем самым неявно постулируем существование Бога - то есть предполагаем известным то, что пытаемся объяснить. Все это позволяет считать аргумент от целесообразности лишенным надлежащей логической силы.
М а к с [задумчиво смотрит в тарелку]: Честно говоря, я не знаю, что тебе ответить...
А л е к с: Тебе действительно нечего сказать?
М а к с: Я не силен в математике, но мне кажется, что с этими формулами не поспоришь.
А л е к с: Тем не менее, мое рассуждение не безупречно.
М а к с: В чем именно?
А л е к с: Еще раз посмотри, как мы делаем выбор в пользу той или иной гипотезы. Сначала оцениваются условные вероятности конечного результата при реализации того или иного сценария, затем оцениваются априорные вероятности соответствующих гипотез, на основе имеющихся данных рассчитывается полная вероятность итогового события, и только после этого все полученные данные подставляются в формулу Байеса. Ты не заметил ничего странного?
М а к с: Вроде бы нет.
А л е к с: Пользуясь формулой Байеса, мы исходим из предположения, что гипотезы H, являющиеся причиной известного события A, носят вероятностный характер.
М а к с: Кажется, понимаю. Ты хочешь сказать, формула Байеса применима не всегда?
А л е к с: В каком-то смысле. Представь себе следующую ситуацию. Имеется четыре костяных шара с разными номерами. Имеется механическое устройство наподобие того, что используется в лотерее для перемешивания шаров. Устройство находится в закрытом помещении и мы не можем видеть, как именно происходит процесс перемешивания. Нам доступен только конечный результат - последовательность из четырех пронумерованных шаров. Мы не можем учесть все многообразие факторов, влияющих на формирование сета и считаем этот процесс совершенно случайным. Допустим, выпала последовательность "1","2","3","4". Вероятность такого события составляете 1/(1*2*3*4)=1/24, что довольно мало. Подобно примеру с сумасшедшим, мы через некоторое время узнаем, что в комнате, смежной с той, где находилось устройство, в момент формирования результата мог находится посторонний человек. То есть налицо два возможных варианта развития события: случайное совпадение и сознательная манипуляция результатом. Есть ли у нас основания сделать выбор в пользу какой-то одной гипотезы?
М а к с: Хм... Интересная ситуация: с одной стороны шары могли занять определенное положение в результате случайного стечения обстоятельств, а с другой - сохраняется возможность сознательного вмешательства в процесс. Одним словом, принципиально возможны оба варианта. Вопрос в том, какой из них предпочесть... Я думаю, для того, чтобы сделать выбор, мы должны располагать следующей информацией. Во-первых, мы должны знать находился ли там человек, и если находился, то с какими намерениями...
А л е к с [прерывает]: Рассмотрим этот вариант. Допустим, там был человек. Можем ли мы непосредственно судить о его намерениях?
М а к с: Думаю, это невозможно. Мы не можем знать, что творится у кого-то в голове иначе как по его действиям. С другой стороны, чтобы судить о возможных действиях человека, мы должны иметь представления о его мотивах, которые мы можем с той или иной степенью достоверности оценить, если будем располагать максимально полной информацией об этом человеке: его воспитании, образовании, материальном положение, перенесенные заболевания, социальной роли, контактах и пр.
А л е к с: Допустим, у нас на руках вся необходимая информация. Можем ли мы определенно судить о возможных мотивах такого человека?
М а к с: Мы могли бы это сделать только в том случае, если бы человек был эдаким биороботом, все действия которого жестко детерминированы тем или иным сочетанием внешних факторов. В действительности, существует такая штука, как свобода воли.
А л е к с: Что ты этим хочешь сказать?
М а к с: То, что действия человека носят вероятностный характер. Сочетание тех или иных факторов не определяет однозначно поведения человека, но позволяют с известной долей точности определить вероятность тех или иных его действий.
А л е к с: В математике это значит решить задачу построения распределения вероятностей для того или иного события.
М а к с: Может быть.
А л е к с: Вернемся ко второму варианту. Пусть мы не знаем, был посторонний в соседней комнате, или нет. Как будем рассуждать в этом случае?
М а к с: Аналогично: постараемся собрать всю необходимую информацию: как работает служба безопасности, насколько возможно незаметно проникнуть в помещение и потом покинуть его, остались ли следы проникновения  - и так далее. На основании этого сделаем соответствующие выводы.
А л е к с: То есть в конечном счете все сводится к количественной оценке возможности реализации той или иной гипотезы?
М а к с: Да.
А л е к с: Опираясь на эти данные, мы можем воспользоваться формулой Байеса?
М а к с: Думаю, да.
А л е к с: Вернемся к исходному вопросу. Итак, имеется мир с набором физических констант, благоприятствующих возникновению разумной жизни. Имеются принципиальные возможности как случайного возникновения вселенной с выделенными характеристиками, так и создания ее в результате реализации Разумного Плана. Последняя альтернатива предполагает существование Бога. Какой информацией мы должны располагать, чтобы сделать выбор в пользу одной из этих гипотез?
М а к с: По аналогии с предыдущим примером, мы должны знать, носит ли существование Бога случайный характер, и если носит - какова будет априорная вероятность этой гипотезы. Если существование Бога закономерно, то мы должны располагать исчерпывающей информацией о Нем, чтобы количественно оценить условную вероятность создания нашего красивого и целесообразного мира. Только после этого мы можем делать какие-то выводы.
А л е к с: Мы располагаем всей этой информацией?
М а к с: Нет.
А л е к с: Значит, утверждая, что сложность и "гостеприимность" нашей вселенной служит хорошим аргументом в пользу существования Творца, мы уже предполагаем его существование. Ошибка "порочного круга".
М а к с: Я снова не знаю, что тебе ответить…

Может быть, кто-нибудь из форумчан знает?

P.S. Приведенные примеры принадлежат Фрэнсису Коллинзу, Стивену Хокингу, Джону Лесли и вашему покорному слуге (не помню кто писал, сперто).

P.P.S. Так понимаю, атеистам лишний раз не надо напоминать, какая из двух равнонедоказуемых альтернатив падет под бритвой Оккама?
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (21)
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 10:16:23


Да.

Во всей этой цепочке рассуждений применена категория, которая не определена - а именно "случайность/вероятность".

А именно - что такое есть случайность сама по себе?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 10:49:52


Не совсем поняла вопрос. Техарь жеж.
Случайность? Это когда результат вследствие какого -либо действия не имеет связи с действием. Человеческий мозг так устроен, что во всем ищет связи, хаос ему неприемлим. Главный вопрос "для чего". Выйти за рамки естесственной формы сознания для мозга тяжело. Признать хаос, возможность существования без цели "ни для чего" мозгу крайне сложно.
Вот вышла я сегодня утром и раздавила саранчу. Эту саранчу не поймала птица, у которой в гнезде птенец с некой мутацией, которая дала бы в дальнейшем новый вид птиц. Птенец помер. Мозг сразу рисует взаимосвязь. Но взаимосвязи здесь нет. Есть цепочка детерменированных случайностей. Я не являюсь причиной рождения нового вида, я не являюсь причиной его уничтожения.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 12:02:10


Тогда эти явления независимы - при чем здесь "результат"?

Для развития темы - как случайность соотносится с необходимостью? Предлагаю обсудить серьезно, это очень плодотворная тема.

А про описанную Вами сценку - с ней все просто. Подмена в следующем - бытовой пример с человеком в соседней комнате, который мог повлиять на результат, но о котором мы можем собрать сведения (а значит, оценить вероятности),  "натягивается" на необходимость оценки вероятности наличия Бога. Однако сама по себе вероятность гипотезы о том, что Бог есть, точно равна вероятности гипотезы о том, что Бога нет. Таким образом, ввод этого нового параметра на исходную задачу влиять не может - ибо к противоположному утверждению нужно применять гипотезу "Бога нет".

И совершенно абсурдна фраза "мы должны знать, носит ли существование Бога случайный характер, и если носит - какова будет априорная вероятность этой гипотезы". Бог как Абсолют и источник бытия оказывается подчиненным "случайному характеру".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Петрович ( Слушатель )
10 авг 2010 13:57:54


Sheev писал:
"что послужило причиной Большого Взрыва? (с подвопросом: а вообще что именно тогда взорвалось?)
Это тот самый вопрос, который никогда не может быть разрешен в рамках стандартного материализма - цепь следствий-причин, развернутая назад, приводит к наличию некоторой базовой причины, противоречия, "потенциала". Однако, если это противоречие материально, должно тем не менее существовать нечто их объединяющее, материя, субстанция, поле... - в Любом случае, для косной этой субстанции переход из своего "чистого" состояния в состояние "взведенной пружины" невозможно.

Любые теории, выводящие начальную сунгулярную точку в другие измерения, вселенные и т.п. - только перекладывают этот базовый вопрос на следующую ступень."

Есть основания для внезапного гигантского понижения энтропии и повышения сложности?

Есть что-то материальное, имеющее причину бытия в самом себе? Любая вещь – порождение другой вещи. Конечность и замкнутость Вселенной (или цепочки порождающих друг друга Вселенных, которая не может быть бесконечной) приводит к выводу, что причина должна быть вне ее.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 14:07:00


Мозг не терпит хаоса. Вы везде хотите видеть причину. Стул для того чтобы я сидел. Суп для того чтобы я его ел. Очень трудно осознать, что это лишь плоды Вашего сознания, субъективное мнение.
Кстати Вы сами себе тут вырываете яму, т.к. выходит, что для существования бога тоже нужна причина. Возникает вопрос Кто создал бога.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 14:21:33
Погодите, поподробнее...
При чем здесь "для того"? Речь о "вследствие". Стул появился вследствие приложения силы, инструмента и замысла к дереву. Дерево появилось вследствие света, семени, воды и минералов. И т.д. - к началу.

Или вообще ВСЕ - есть лишь плоды нашего сознания, и Вы объективную реальность отвергаете?

ЦитатаКстати Вы сами себе тут вырываете яму, т.к. выходит, что для существования бога тоже нужна причина. Возникает вопрос Кто создал бога.
Нет, не нужна. Никто не создавал. Но таки да - это непростая логическая конструкция...
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  Петрович ( Слушатель )
10 авг 2010 14:40:01


чтобы избавиться от «дурной бесконечности», надо просто принять, что существует Первопричина, которая имеет причину бытия в Самой Себе. Иначе задача не решается.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 15:06:48

Один из вариантов. Но противоречит Вашей связке "всё имеет причину". Варианты:
1. Творец Вселенной не является первопричиной, Вселенную создал студент, студента Мать, Мать .... Первопричина уходит из нашей Вселенной. Размножать сущности можно сколько угодно.
2. Не существует Первопричины, все циклично
3. Не существует причинно-следственной связи на макроуровне. Вселенная - хаос.
4. Если существует Первопричина, которая имеет причину бытия в Самой Себе, она зациклена. Зацикленная система не может дать внешние связи.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
  Петрович ( Слушатель )
10 авг 2010 15:31:51


сколько угодно нельзя – Вы присваиваете относительному свойства Абсолюта – бесконечность и вечность.


вывод о повышении энтропии неверен? Вечный двигатель в материальном мире существует? (пресловутая тумбочка)


ой!... завтра солнце может не взойти? или «земля налетит на небесную ось» (С) ?


Вы описываете в данном случае только материальные системы. Первопричина нематериальна, т.е. не подчиняется физическим законам, следовательно, вывод об отсутствии внешних связен неправомерен.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 15:59:27


Вы вне логики со своей первопричиной. Так как существование бога мы только доказываем, то не можем за посылку в доказательстве принимать заключение.

"...Приверженцы христианства утверждают, что все, что мы видим в этом мире, имеет причину; идя по причинной цепи все дальше и дальше вглубь, вы непременно должны прийти к первопричине, и этой-то первопричине вы и присваиваете имя бога. В наши дни, как мне представляется, аргумент первопричины не пользуется особенно большим авторитетом прежде всего потому, что само понятие причины стало далеко не таким, каким оно было в прошлом. Понятие причины подверглось атакам философов и людей науки и ныне уже не обладает той жизненностью, какой оно отличалось в прошлом; но и помимо этого вы можете убедиться в том, что аргумент, согласно которому должна существовать первопричина, является совершенно несостоятельным.

Признаюсь, что, когда я был еще молодым человеком и весьма серьезно ломал себе голову над этими вопросами, я долгое время принимал аргумент первопричины, пока однажды (мне было тогда 18 лет) не прочел "Автобиографию" Джона Стюарта Милля [4], где наткнулся на следующее место: "Отец объяснил мне, что на вопрос: "Кто меня сотворил?" - нельзя дать ответ, ибо это немедленно повлекло бы за собой новый вопрос: "А кто сотворил бога?" Это необычайно простое место убедило меня, и до сих пор я пребываю в убеждении, что аргумент первопричины является ложным. В самом деле, если все должно иметь причину, то должен иметь причину и бог. Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.

По своей природе аргумент первопричины ничем не отличается от воззрения того индуса, который считал, что мир покоится на слоне, а слон - на черепахе; когда же индуса спрашивали: "А на чем же держится черепаха?" - тот отвечал: "Давайте поговорим о чем-нибудь другом". И впрямь, аргумент первопричины ничуть не лучше ответа, данного индусом. Ведь нет никаких оснований считать, что мир не мог возникнуть без причины; с другой стороны, нет никаких оснований считать, что мир не мог существовать вечно. Нет никаких оснований предполагать, что мир вообще имел начало. Представление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения. Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины"...
Б. Рассел. "Почему я не христианин".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Петрович ( Слушатель )
10 авг 2010 16:22:49

Совершенно верно. Только откуда Вы знаете, что у Бога отсутствуют внешние связи? Это действительно надо доказать. «У Него они должны отсутствовать, потому что у всех циклических систем отсутствуют» , Бог – это то, что отличается от всего видимого и привычного, от всех известных Вам циклических систем.



«Должен и меть причину и Бог…» - а что еще Он должен?Веселый Существование такого бога можно опровергнуть, согласен.


«Тот, Кто не имеет внешней причины бытия» - это определение Бога. А в природе все имеет внешнюю причину, поэтому *хуже*  Бога.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 17:54:07
Ув. Тори - спасибо, скажем так, за ссылки - но что может быть непосредственнее опровержения типа
ЦитатаПредставление о том, что вещи обязательно должны иметь начало, в действительности обязано убожеству нашего воображения. Поэтому, пожалуй, мне нет нужды более тратить время на разбор аргумента первопричины
Это очень мило, действительно...Улыбающийся

Из хоть мало внятного

Цитата Если же может существовать нечто, не имеющее причины, то этим нечто сама природа может быть ничуть не хуже бога, так что аргумент первопричины абсолютно недействителен.
Некая абстрактная природа, конечно может быть беспричинной - но вот перейти от своего состояния исходного, первоначального, в состояния "взведенной пружины", "базовой причины" без субстанцинального атрибута воли эта природа не может.

ЦитатаТо есть, нет такой сложно организованной вещи, которая бы не имела создателя.
Кто архитектор и строитель растения? Упало семечко в почву, и выросло из него дерево. И ему не нужно ни архитектора, ни строителя.
Речь не об "архитекторе", а о неизбежно волевом характере первопричины.
А есть ли у семечка Создатель - опрвержения не приведено.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 18:02:38


Почему это? Почему природа не может быть первопричиной?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 18:05:31
Что такое "природа" ? Материя ?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 18:09:01

Подождите, только что Вы написали "Некая абстрактная природа, конечно может быть беспричинной - но вот перейти от своего состояния исходного, первоначального, в состояния "взведенной пружины", "базовой причины" без субстанцинального атрибута воли эта природа не может."
А теперь спрашиваете что такое природа? Я балдею.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 18:12:54
Я рад за Вас. Но важно, чтобы мы говорили на одном языке. Потому как если для Вас природа, например, волевая субстанция - почему это не назвать Богом. Если материя - то просто кивните, и я продолжу.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Тори ( Слушатель )
10 авг 2010 18:24:12


Природа - это и материя и энергия. А зачем вводить лишние сущности?
На самом деле меня более интересует вопросы, на которые уже пять раз прошу ответить. Но вы с Петровичем продолжаете философствовать, я как технарь вряд ли могу отвечать на этом уровне.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 18:39:37
Ну, дабы не путаться, определяем что энергия есть мера движения материи, а материя есть субстанция, изменения которой всегда обусловлены ее предыдущим состоянием. Так?

Так вот - такая природа не межет дать нам наблюдаемую вселенную. Поскольку, идя назад по цепочкам причина-следствие, мы неизбежно приходим к некоей первопричине, глобальному противоречию - тому самому, которое в дальнейшем через три закона диалектики привело к наблюдаемому миру. Самые первые "плюс" и "минус", исходный потенциал. Но поскольку мы определили что материя субстациональна, это значит, что и первый "плюс", и первый "минус" есть проявления одной и той же материи. Так вот - переход косной материи из состояния "материя вообще" в соятояние "материя-плюс" vs "материя минус" невозможен в силу принципа неуменьшаемой энтропии и второго начала термодинамики.


ЦитатаНа самом деле меня более интересует вопросы, на которые уже пять раз прошу ответить. Но вы с Петровичем продолжаете философствовать, я как технарь вряд ли могу отвечать на этом уровне.

Можно тезисно повторить?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  еретик ( Слушатель )
10 авг 2010 19:11:33


Странно получается: раскручивая назад цепочку причинно-следственных связей Вы легко проскачили всю вселенную, но на боге почему-то застряли. А собственно почему? В Бого (которого Вы не видели и не слышали) которому для существования не требуется первопричина Вы готовы поверить, а вот допустить существование природв не имеющей первопричины не можете. Не любите Вы природуУлыбающийся

Ч то касается второго начала - не очень понятно к чему Вы его привели. Не могли бы Вы развить свой тезис.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Sheev ( Слушатель )
10 авг 2010 20:19:37
Здравствуйте, ув. Еретик.

Еще раз повторюсь - природа (материя) без первопричины существовать может (и это будет субстанция без пространства-времени, причин-следствий, объектов-субъектов и т.п.), а вот наблюдаемая вселенная - нет.

Цитата то касается второго начала - не очень понятно к чему Вы его привели. Не могли бы Вы развить свой тезис.
Применяя аппарат диалекического метериализма, мы приходим к наличию базового противоречия, тезиса-антитезиса, синтезом которого является материя. Таким образом, у нас есть категориия материи как таковой, в которой все противоречия разрешены, и есть состояние материи как первопары противоположностей. Очевидно, что энтропия первого состояния максимальна (оно же тепловая смерть), а энтропия второго минимальна, а значит, первое не может предшествовать второму.

Единственный непротивречивый выход из этого - признавать наличие воли у нашей природы.

А ктсати, вопрос - как Вы различите, есть или нет проявление воли в поведении материи на уровне микромира?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  еретик ( Слушатель )
10 авг 2010 23:15:19

Не уверен, что правильно воспринял Вашу мысль.
Мне кажется, что Вы хотите сказать, что:
1. без божественного вмешательства энтропия во вселенной должна возрастать;
2. в действительности энтропия убывает(или не возрастает);
3. Отсюда делается вывод о существовании Бога.

Я Вас правильно понял?
  • +0.00 / 0
  • АУ